На ресурсе был коротенький цикл стаей под названием "БТР независимой Украины". Замечу, что в данных статьях рассматривались не совсем БТР, а, скорее, машины построенные по идеологии MRAP. В России разработана машина аналогичного назначения, известная под обозначением СПМ-3 (специальная полицейская машина) и именем собственным "Медведь".
Но сперва немного о самой концепции MRAP (мine resistant, ambush protected, «защищенный от мин и нападения из засады»). Предпосылки к их созданию весьма и весьма серьезные: в Ираке и Афганистане 63% смертей происходили по причине подрыва.
MRAP — это нечто среднее между бэтээром и бронированным грузовиком: броневик, построенный на серийных «грузовых» агрегатах, очень хорошо защищенный и тяжелый (чем тяжелее машина, тем меньше последствия при взрыве), с большим клиренсом и днищем V-образной формы (чтобы взрывная волна и осколки ушли в стороны).
По сути в данном случае американцы заимствовали опыт и инженерные решения из ЮАР, где подобные боевые машины используют с середины 80-х годов.
Южноафриканский Casspir — одна из первых «фугасозащищенных» бронемашин.
Этот экземпляр служит в полиции Перу
Собственно говоря, программа MRAP была принята с подачи тогдашнего президента США, Дж. Буша младшего, после того, как выяснилось ненадежность кустарных и полукустарных мероприятий по повышению защищенности штатного армейского транспорта. Программа развивается полным ходом, например, в 2007 году Пентагон заказал десять тысяч машин MRAP на общую сумму около $10 млрд, а общее количество броневиков планируется довести до 20 тысяч.
Наиболее массовой машиной является MaxxPro фирмы Navistar International (ниже на фото представлен наиболее защищенный её вариант, MaxxPro Plus).
Использование машин, построенных по идеологии MRAP позволило резко сократить число потерь (соответственно, ввиду низкой эффективности, снизилось и количество выставленных партизанами мин), к примеру за 2008 г. из-за подрывов погибло всего 8 солдат американских оккупационных сил. Тем не менее, в большой бочке меда не обошлось без своей ложки дегтя: во-первых эти бронемашины весьма и весьма массивны:соответственно большой расход топлива, не очень хорошая проходимость по грязи (в интернете есть инфа о том, что в некоем подразделении за вечер завязли пять броневиков сразу); к тому же водители зачастую не могут справиться с управлением перетяжеленными машинами с высоким центром тяжести: только за половину 2007 произошло 66 аварий MRAP, включая перевороты, в которых погибло пять человек (сравните со смертностью от подрывов). Во-вторых дороговизна и самих броневиков, и их доставки (для сравнения, примерная стоимость машины 500 тыс. $; доставка в ИРАК самолетом 750 тыс. $; доставка морским транспортом дешевле, но занимает 1.5 месяца).
Тем не менее, овчинка стоит выделки: еще раз позволю себе сказать о резком снижении количества погибших от подрывов солдат.
Ну и теперь перейдем непостредственно к "Медведю". Предпосылки создания данной машины, в общем-то, те-же самые, что и у пиндосов. Если кто не в курсе — посмотрите на поисковиках новостных сайтов, введя слова "Дагестан", "Кавказ" и "Теракт". Взрывали, взрывают и продолжают взрывать.
К сожалению, имеющаяся в распоряжении как армейских частей, так и у частей ВВ техника в основном не рассчитана на минную угрозу. Более того, даже разрабатываемая в 90-х годах техника этот фактор почему-то не учитывала.
Например, такая машина, как КАМАЗ-43269, он-же БПМ (боевая пограничная машина), он-же "Выстрел".
К сожалению при таких плюсах, как простота и относительная дешевизна (в качестве базы взято шасси серийного грузовика), неплохая бронезащита и довольно мощное вооружение, имелись недостатки как конструктивные (неудобные люки для посадки/высадки десанта — боковые, по типу люков БТР-60; правда имеются кормовые люки), так и производственные (низкое качество изготовления бронекорпусов, ненадежная трансмиссия). Все это привело к тому, что на данный момент еденичные экзепляры состоят на вооружении спецподразделений московской ФСИН. Кроме того, 16 машин были приобретеы Казахстаном, и тоже показали себя не с лучшей стороны.
Недостатки Выстрела решила учесть компания ВПК, принадлежащая холдингу Русские машины (она выпускает обычные бронетранспортеры и броневик Тигр). Новейшая модель СПМ-3 (специальная полицейская машина), созданная в рамках программы «БТР-ВВ» (для Внутренних войск).
В отличие от камазовского Выстрела, БТР-ВВ построен не на шасси грузовика, а «с нуля» с использованием отдельных готовых агрегатов. Двигатель — ярославский, 330-сильный, трансмиссия — от Урала, независимая торсионная подвеска и колеса — от БТР-90. Бронекузов — несущий и, как полагается, с V-образным днищем. При этом за счет отсутствия жестких мостов клиренс больше, чем у американских аналогов.
Днище — V-образное, подвеска — независимая, от БТР-90. А клиренс — 50 сантиметров!
Хотя кузов отделан и оборудован еще на скорую руку, видно, что экипажу здесь удобнее, чем в Выстреле: машина, по сути, представляет собой «бронемикроавтобус» на десять человек. Да и водительское место более привычное, нежели в Выстреле, а передняя панель позаимствована у Тигра.
Кроме того, запланирована установка различных «систем» — от кондиционера в придачу к простецкой «фэвэушке» (фильтро-вентиляционной установке) до системы пожаротушения колес.
«Бочонок» — это ФВУ, фильтро-вентиляционная установка
Отсутствие бойниц (которых, заметим, нет и у американских аналогов) создатели аргументируют требованиями заказчика — МВД. Но вот с утверждением, что бойницы не нужны, поскольку из них невозможно вести прицельный огонь, мы готовы поспорить! Зато тут есть пулемет — НСВ Утес калибра 12,7 мм с дистанционным управлением (и прицелом, применяемом на Т-90; см. фото слева), а в перспективе может устанавливаться и более мощный Корд калибра 14,5 мм. (на картинке справа вариант СПМ-3 с башней от БТР-80; почему КПВ 14.5 мм. перепутали с "Кордом" 12.7 мм. отдельный вопрос к авторам журнала "Авторевю" — прим. doktorkurgan)
Что касается защиты, то каждый борт равен по толщине двум бортам БТР. Конечно, от крупнокалиберного пулемета броня не защитит (хотя это есть в планах), но выдерживает выстрелы из снайперской винтовки СВД даже самой мощной бронебойно-зажигательной пулей Б-32 — правда, с расстояния 100 метров (хотя по ГОСТу дистанция обстрела должна равняться 5—10 метрам).
По имеющейся информации, СПМ-3 выдерживает подрыв на фугасе мощностью 6 кг. в тротиловом эквиваленте (примерно соответствует мощности противотанковой мины — ТМ-57, к примеру, содержит 6.5-7.0 кг. взрывчатки; 100 мм. артиллерийскому снаряду либо 2 минометным минам калибра 120 мм.). Кроме этого, кнструкторы утверждают, что по результатам проведенных испытаний машина будет доработана, в результате устойчивость к подрыву будет увеличена (мощность взрывного устройства до 10 кг. в тротиловом эквиваленте, а это уже примерно соответствует 122 мм. гаубичному снаряду).
Кроме того, по результатам испытаний выявлена неплохая проходимость машины по снегу и грязи.
ТТХ:
Колесная формула | 4х4 |
Экипаж+десант, чел. | 2+8 |
Длина (мм.) | 5900 |
Ширина (мм.) | 2500 |
Высота (мм.) | 2600 |
Дорожный просвет (мм.) | 500 |
Полная масса ( кг.) | 12000 |
Грузоподъемность ( кг.) | 2000 |
Снаряженная масса (т) | 10000 |
Двигатель | ЯМЗ-7601 |
Мощность, л.с. | 330 |
Коробка передач | механическая |
Подвеска | независимая, торсионная |
Макс. скорость, км/ч | 90 |
Возможные модификации |
• Командный автмобиль • Санитарный • Специальная полицейская машина • Машина химзащиты |
Основной материал и фотки взяты отсюда:
Ну и до кучи видеоролик: