В 1955 году в воздух поднялся первый экземпляр нового самолёта-разведчика компании Lockheed — Lockheed U-2, который был разработан и построен в условиях строжайшей секретности в отделении компании Advanced Development Programs, более известном как «Сканк Уоркс» (англ. Skunk Works). Он имел высокие лётные характеристики, обеспечивавшие ему возможность полётов на большой высоте и с большой дальностью, которые явились результатом использования совершенных двигателей и удачной компоновки самолёта. В качестве силовой установки использовался двигатель Pratt & Whitney J57 с переработанной системой подачи топлива, специальное горючее, крыло самолёта с большим удлинением (как у планёра) позволяло увеличивать дальность полёта за счёт переключения двигателя на полётный малый газ и планирования на длинные дистанции. Практически в каждом испытательном полёте самолёт бил рекорды высоты. Предназначенный для работы на высотах свыше 20 км, где обнаружение и перехват были маловероятны, самолёт U-2 мог быть оснащён различными устройствами для сбора разведданных.
Создал его разработчик «Старфайтера» Ф-104 Джонсон комбинируя большой размах крыла и малый веса. Из соображений секретности самолёт получил наименование U-2 (первая буква означает англ. utility — так по американскому стандарту обозначаются военные самолёты «общего назначения», в то время как самолёты-разведчики обозначаются буквой R, от англ. reconnaissance).
Создание самолёта за несколько месяцев потребовало решения многих задач и стоило нескольких человеческих жизней: при испытаниях погибли три лётчика. В 1955 году компания Локхид подняла в воздух первый экземпляр нового самолёта-разведчика, который был разработан и построен в условиях строжайшей секретности в отделении компании Advanced Development Programs, более известном как «Сканк Уоркс» (Skunk Works). Он имел высокие лётные характеристики, обеспечивавшие ему возможность полетов на большой высоте и с большой дальностью, которые явились результатом совершенных двигателей и удачной компоновки самолета. В качестве силовой установки использовался двигатель Пратт-Уитни J57 с переработанной системой подачи топлива, крыло самолета с большим удлинением (как у планёра) позволяло увеличивать дальность полета за счет переключения двигателя на полетный малый газ и планирования на длинные дистанции.Разведывательные полеты над странами Восточной Европы начались 20 июня, а первый полет над СССР был осуществлен 4 июля 1956.
Главной целью полета U-2 («Задание 2014») стала столица Советского Союза. Москва не только политический и административный центр страны, но и средоточие научно-исследовательских и оборонных учреждений, большой индустриальный город.
Забавная подробность — большая часть персонала отправилась на вечеринку в честь Дня независимости и единственным еще трезвым пилотом оказался Кармен Вито — ему и суждено было лететь на «Задание 2014».
Сперва полет проходил нормально.
Все попытки МиГов перехватить U-2 оказались столь же безуспешны, как и за день до этого. Достигнув Минска, Вито повернул в сторону Москвы и полетел над железнодорожной магистралью Минск-Москва. Облачность понемногу ослабевала, и Вито видел внизу мозаику колхозных полей.
Впереди лежала Москва, почти скрытая облаками. Подлетая к ней с юго-востока, Вито заметил Москву-реку. Его первой целью были бомбовые склады в Раменском — аналог авиабазы Эдварде в США. Потом авиазавод в Филях, на котором собирали бомбардировщики М-4. По мере приближения к Москве облачность усиливалась. Вито успел сфотографировать часть города и Кремль, прежде чем облака сомкнулись под ним.
Внимание Вито привлек ползущий километрах в 7-8 ниже самолет в котором он признал Ту-16 — но значения ему американец не придал — ну тренируются и тренируются. А потом вдруг пилот увидел стремительно летящий снизу непонятный объект с огненно дымным хвостом. Первой мыслью Вито было вероятно то что по нему стрельнули ракетой С-25 — по натовской классификации . SA-1 (вокруг Москвы размещалось около 3200 таких ракет) — и он стал выполнять прием уклонения — однако объект -вблизи оказавшийся довольно таки неуклюжим на вид короткокрылым самолетом, мгновенно среагировал и достигнув U-2 и сблизившись -таранил его, ударив по крылу, после чего ушел вниз с остановившимся двигателем…
Следом за ним закувыркался и самолет Вито с покореженной плоскостью, а через минуту — при попытке Вито катапультироваться сработала система самоликвидации разнесшая секретный самолет и его пилота в пыль.
…Когда информация о разработке сверхвысотного разведчика попала в ПГУ, был собран консилиум ведущих авиаконструкторов и военных. Андрей Николаевич Туполев в выступлении сообщил что проектируемый американский самолет-разведчик похож на АНТ-25, сконструированный им перед войной, — очень легкий аппарат с одним двигателем и длинными приподнятыми крыльями, способный совершить очень дальний перелет. Туполев уверенно предположил что на борту американского самолета не имеется никакого оружия — это только разведчик, не способный взять бомбовый груз но на вопрос маршала Голованова — может ли быть создан на этом принципе сверхвысотный бомбардировщик бросил что все может быть.
Следовало решить вопрос — что противопоставить новой угрозе. Ракетчики настаивали на совершенствование ракет класса «земля-воздух» и сообщили о том что разрабатывается новая ракета — С-75 (в НАТО ее обозначили SA-2 «Тайдлайн»). Также обсуждалось решение об ускоренном запуске в производство новых сверхзвуковых истребителей МиГ-21 и Су-9.
Но присутствовавшему НСХ что то не понравилось и он назначил следующее заседание через две недели — пусть мол товарищи помозгуют.
На новом заседании все изложили ту же точку зрения — кроме уважаемого Павла Осиповича Сухого. Тот вспомнил про уже старую немецкую разработку — Bachem Ba 349 «Наттер» и предложи ее х использовать в связке с Ту-16 или даже Ту-95 -носитель поднимал бы перехватчик на предельную высоту а уж оставшиеся километры ракетоплан как-нибудь бы проскочил.
НСХ буквально просиял — и дал карт бланш Сухому…
Из запасников был извлечен единственный доставшийся СССР «»наттер», из ГДР приехал с десяток-другой спешно найденных тамошними товарищами тех, кто с этой штукой работал, таже было собрано все что знали про американские ракетопланы вроде Х-15. Привлекли к делу и Болховитинова с Исаевым — разработчиков Ри-1.
В итоге считанные месяцы спустя СССР получил высотный специальный высотный ракетный перехватчик Су-8 -по сути усовершенствованную копию Ве-349 — целиком из дюраля, с перекисью водорода вместо азотной кислоты смесью спирта и бензина в качестве топлива.
Параллельно с окончательной разработкой конструкции после уточнения проекта проводились продувки в аэродинамической трубе. Во время продувок исследовалось поведение самолета до скорости М=0.95, во время которых не было выявлено проблем с управляемостью и эффектов сжимаемости воздуха. Как и на прототипе Су-8 имел фюзеляж полумонококовой конструкции. Крылья имели один лонжерон от одной консоли до другой через фюзеляжные топливные баки. Механизация крыла отсутствовала, управление осуществлялось рулевыми поверхностями, которые составляли часть хвостового оперения. Оперение в виде «несимметричного креста», и несущий стабилизатор максимально простой прямоугольной формы — разработчики не сильно отклонялись от немецкого образца- дополняли конструкцию. .
Вооружение его составляли 34 снаряда «воздух-воздух» С-5, наводить его должны были с земли или самолетов сопровождения и носителя, по радио. Основная роль пилота заключалась в непосредственном визуальном наведении самолета на высотную цель и запуске ракетного вооружения. . С исчерпанием запаса топлива машина просто падала вниз а пилот катапультировался. (Излишеств вроде отстреливаемого движка и кабины в этой модели в отличии от прототипа не предусматривалось). Основным носителем был выбран Ту-16 как более простой сравнительно с Ту-95 — при этом достаточно скоростной. Надо сказать — Павел Осипович успел буквально тютелька в тютельку — Вито был сбит по сути опытным экземпляром даже не имеющим оружия -не успели установить. (Оттого и таран)
Успешно сбивший американца летчик испытатель Николай Аркадьевич Коровин благополучно приземлился — получив вполне заслуженную Золотую Звезду и внеочередное звание полковника, а вот Су-8 «приземлился» не столь счастливо -упал на хутор Бодуновка и разрушил коровник — к счастью стадо было на выпасе, так что все ограничилось сгоревшим зданием и до полусмерти испуганным скотником Сидоровым .
Но чтобы избежать подобных эксцессов серийные машины решили снабдить самоликвидатором с 60 кг аматола, включавшимся при катапультировании и подрывавшем падающий самолет высоте 5-6 км. Но умные люди сказали что в таком случае просто обломки засыпят большую территорию, набрав при падении скорость не уступающую шрапнели. В итоге с этим недостатком смирились -тем более атака вражеского разведчика над населенным пунктом виделась маловероятной.
…Некоторое время военные США пребывали в прострации — мало того что у этих большевистских варваров невесть сколько «Медведей», не считая «Барсуков» и конечно особо пугавших их «Бизонов» — М-4, так еще и они каким то образом научились сбивать машину создатель которой обещал что она неуязвима… А ведь уже бродили в головах мысли о создании бомбардировщика на основе U-2.
Следующий полет произошел только через пять месяцев… И снова U-2 не вернулся…
Шила конечно в мешке не утаишь — но попервости американцы даже решили что их чудо -самолет был сбит какой то особой уникальной ракетой ПВО или даже чем то вроде Р-1 управляемой камикадзе…
Версия о смертниках на переделанных баллистических ракетах попала в западную прессу и даже в Голливуд («Пилот на один рейс» — фильм о Джеймсе Бонде 1965 года в котором агент 007 вывозит с военной базы в кавказской тайге старшего лейтенанта Маймуну Веришвили -по сценарию -согласившегося на роль камикадзе чтобы спасти осужденных к смерти за убийство парторга отца и младшего брата)
Стороны впрочем хранили официальное молчание — нашим было нечего показать кроме каких то мелких обломков а местами клочков обгорелого мяса, Госдепу тоже вроде как было не с руки орать — а чего это вы сбили самолет американских ВВС мирно летавший над вашей территорией?:)
Позже Эйзенхауэра подвергали резкой критике (мягко сказано)в конгрессе, за то что зная о том что U-2 уже не неуязвим, он не свернул программу полетов.
Американцы потеряли девять единиц своего высотного разведчика прежде чем прекратили попытки «заглянуть в берлогу красного ядерного медведя»(с)
Прослышав о таком чуде, Мао Цзэдун -которому U-2 тоже начали досаждать попросил чертежи со спецификациями и готовые машины — и на тот момент еще друг и союзник китайского лидера Никита Сергеич конечно не отказал… (В КНР Су-8 производили до конца 60х под названием J-4.)
Довольный НСХ дал Сухому первую звезду Героя Соцтруда, а Мао успел наградить медалью советско-китайской дружбы…
Машина надо сказать была довольно опасна в эксплуатации — из двухсот пятидесяти произведенных двенадцать Су-8 взорвались в полете или при заправке, погубив всю стартовую команду, из них два — уничтожив и носитель (в одном случае погиб весь экипаж Ту-16) в другом — чудом уцелел штурман). В обстановке секретности и отсутствия гласности молва и западные радиоголоса завышали потери — иногда десятикратно.
Не случайно в частях использующих эти машины (к 1959 -му было сформировано 20 отдельных эскадрилий по 3 Ту-16 и 4 Су-8, распределенных по округам и сведенных в истребительную дивизию особого назначения, непосредственно подчиненную главкому ВВС) ходили шутки про смертников которым и похороны с кремацией не нужны -а заправочные команды состояли целиком из сверхсрочников — при не очень большой любви советских военачальников к такому соображения надежности и квалификации перевешивали.
При этом в частях был двойной оклад, двойная выслуга лет, усиленный паек — и даже пресловутые «сто грамм» -в единственных из частей Советской Армии.
Другой проблемой было то что из за одноразовости модели возможность тренировочных полетов была весьма мала — чаще их проводили на учебных макетах с помощью буксировщиков.
Как ни странно больше всего случаев их боевого использования (порядка 100) -причем и в китайском и в отечественном исполнении пришлось не на Китай или СССР а на Вьетнам — где их без особого успеха пытались использовать против Б-52(включая и применение с земли).
Что до советской авиации то с появлением Су-9 и развитием ПВО, куда поступила на вооружение С-75, необходимость в Су-8 отпала. Уже в 1963 начались первые сокращения частей им вооруженных, а в 1965 он был снят с эксплуатации.
Но главная роль этой машины была уже сыграна состояла она в том что США не знали реальных — довольно скромных сил СССР — и заметно их преувеличивали — чем и была вызвана сдержанность в конце 50х начале 60-х включая довольно таки мягко протекавший Кубинский ракетный кризис…
Су-8:
- Размах крыла, м 4,5 м
- Длина, 6,5 м
- Высота, м 2,30
- Площадь крыла, 6 кв м
- Масса, кг
- пустого самолета 900
- нормальная взлетная 1800
- максимальная взлетная 2500
- Тип двигателя 1 РД системы Исаева
- Тяга, кгс 1 х 2000 кгс
- Максимальная скорость , км/ч 990
- Практическая дальность, км 60
- Максимальная скороподъемность, м/мин 11400
- Практический потолок, м 22000
- Экипаж 1 чел
- Вооружение: 33 ракеты С-5
- Произведено порядка 220
Информация с авиасайтов интернета параллельного мира
В РИ информация о проекте U-2 тоже дошла до наших разведчиков но привлеченные эксперты сочли что это ошибка и машин таких характеристик существовать не может.
В данной развилке эксперты были менее недоверчивы.