1

 

Сначала хотел в одном материале с ОББО, но потом решил разделить. Итак, события в целом пошли по пути РИ. Из тройки ОББО остались "Лютцов" ("Дойчланд") и "Шеер".

Источники: Топ-вар https://topwar.ru/22770-128-millimetrovaya-zenitnaya-sparennaya-pushka-flak-42-zwilling.html, Нестеренко http://coollib.com/b/331148/read и http://technicamolodezhi.ru/rubriki_tm/voennyie_znaniya/zenitnyie_pushki_vtoroy_mirovoy_voynyi

* * * *

В 1930-1940-х годах германская военная промышленность была одной из самых развитых в мире. Темпы наращивания военной мощи были значительными. Но ей, особенно под конец войны) было присуще одно уникальное свойство – гигантомания, которая отразилась на разработке всех видов вооружения, включая зенитное оружие.

Для уничтожения воздушных целей конструировались новые образцы зенитной артиллерии. Несмотря на появление новых крупнокалиберных зениток — 88-, 105- и 128-миллиметровых, — немцы и не думали останавливаться на достигнутом. Дальнейшие работы продолжились по 2-м направлениям: многоствольность и увеличение калибра.

Направление: многоствольность

Многоствольная крупнокалиберная (зенитная) система была неслыханной до того времени вещью. Необходимо сказать, что подобная идея уже несколько раз всплывала в конструкторских бюро германских производителей оружия — еще в конце 1920-х гг. разрабатывались «двустволки», со стволами 37 и 75 миллиметров, способные эффективно бороться с живой силой и танками противника. В других странах также велись подобные работы, и практически везде такие «универсальные» артиллерийские системы были в единичных экземплярах; но во время Второй Мировой Войны данный принцип получил второе рождение.

Спаренные 128-мм зенитки и  зенитные броненосцы

Например, американская 120-мм (4,7 дюйма), начальная скорость – 945 м/сек, вес снаряда – 22,7 кг, скорострельность – 12 выстрелов в минуту, предельная досягаемость по высоте – 14 км. Это были электрифицированные орудия с силовыми электромоторами к установщику взрывателей, досылателю и к каждому механизму наведения. Четырехорудийные батареи 120-мм американских пушек обслуживались электрогенератором мощностью 60 кВт. В американских 120-мм пушках управление всеми электромоторами было автоматическим дистанционным от ПУАЗО. Так современная зенитная пушка крупного калибра стала плодом творческого содружества инженеров-пушечников и инженеров по электрическим, электронным и гидравлическим машинам и устройствам.

Спаренные 128-мм зенитки и  зенитные броненосцы

К концу 1941 г. немецкая противовоздушная оборона для борьбы с англо-американскими бомбардировщиками, летящими на больших высотах, получила 128-миллиметровые пушки (упомянутые выше), способные уничтожать вражеские самолеты на высотах до 14 800 м (до 12 800 м – с дистанционным взрывателем). Данные орудия были самыми тяжелыми зенитками, которые применялись в боевых условиях.

Спаренные 128-мм зенитки и  зенитные броненосцы

Идея производства 128-миллиметровых орудий возникла еще в 1936 г.; соответствующее предложение было сделано «Рейнметаллу». В 1940 году появился прототип орудия, и тогда же было принято решение отдать его действующей армии. Несмотря на внушительные массу и размеры орудия, первые 6 128-миллиметровых «FlaK 40» были установлены на самоходные шасси. Однако орудие было таким массивным, что его перевозку осуществляли без разборки на небольшое расстояние, а для дальней транспортировки оно разбиралось на два грузовых места, однако и это было затруднительно. В связи с этим последующие образцы выпускались исключительно для стационарной установки в хорошо укрепленных пунктах. Кое-где строились спец. башни противовоздушной обороны. Производство модели для стационарной установки было начато в 1942 г., однако оно было настолько дорогостоящим и сложным, что в строю к январю 1945 г. имелось всего 570 единиц.

Спаренные 128-мм зенитки и  зенитные броненосцы

Похоже, не в том районе стоянку сделали.

Однако командование ПВО мощность даже этих орудий посчитало недостаточной. Поэтому для повышения плотности зенитного огня на базе 12,8 см Flak 40 была разработана спаренная зенитная пушка 12,8 cm FlaK 42 Zwilling («Близнецы»). С 1942 года она производилась фирмой «Ганомаг» («Hanomag») и поступала на вооружение частей, обеспечивающих противовоздушную оборону Берлина, Гамбурга и Вены. Конструктивно FlaK 42 Zwilling представляла собой два ствола 128-мм пушек Flak-40, установленных на едином лафете с общей системой наведения. Каждый ствол имел собственное приспособление для установки взрывателя, а также неза­виси­мую систему заряжания с электроприводом, благодаря чему достигалась суммарная скоро­стрель­ность в 24—28 выстрелов в минуту. При создании 128-мм двухорудийной стационар­ной установки использовали основание от 150-мм Flak Gerat 50.

Спаренные 128-мм зенитки и  зенитные броненосцы

Как правило, данные установки размещались на стационарных позициях – железобетонных башнях побатарейно. В состав батареи входило четыре спаренных пушки. Таким образом, батарея в минуту могла выстрелить 96112 снарядов массой 26 кг на высоту до 14 800 метров. Если учесть, что радиус поражения осколочно-фугасных снарядов 12,8 cm Sprgr. L/5,5m составлял 100 м, то одна батарея могла нанести значительный урон авиации противника. Максимальная дальнобойность выстрела по горизонтали 20 900 метров.

Первую четырехорудийную батарею установили весной 1942 г. в Берлине (по другим данным, в августе того же года). На вооружении в августе 1944 года имелось 27 установок, а в феврале следующего года – 34. Изготовление установок велось в Ганновере на заводе фирмы "Ханомаг". В начале 1944 года производилась одна установка в месяц, а в конце года 12.

 

Хотя части противовоздушной обороны Германии, вооруженные зенитными пушками 88—128 миллиметров, не смогли предотвратить разрушение городов Германии авиацией союзников, они, по мнению немецких военных специалистов,

«имели гораздо большую эффективность, чем принято считать. В 19431944 гг. бомбардировщики союзных войск возвращались с заданий, имея в каждой четвертой машине повреждения. Это означало, что у союзников ежемесячно выходило из строя около 4000 бомбардировщиков. Ремонт самолетов отнимал много времени и был связан с трудностями, а не обнаруженные повреждения во время следующего вылета приводили к гибели самолета».

В некоторых немецких источниках сообщается, что зенитной артиллерией за последние три года войны было уничтожено 38 процентов всех самолетов союзников. Также интересен тот факт, что во время обороны Германии для обслуживания зенитных установок 12,8 cm FlaK 42 Zwilling привлекались женщины и 16-18-летние молодые люди. Это обуславливалось нехваткой мужчин для полного расчета орудия 22 человека.

Тактико-технические характеристики 12,8-см FlaK 42 Zwilling:

Калибр — 128 мм;

Общая длина – 9230 мм;

Длина ствола – 7835 мм;

Ширина – 4200 мм;

Высота – 2950 мм;

Угол вертикального наведения – от 0 до +87 градусов;

Угол горизонтального обстрела – 360 градусов;

Масса 32 000 кг;

Скорострельность – 2428 выстрелов в мин;

Наибольшая дальность стрельбы – 20 900 м;

Досягаемость по высоте – 12 800 м;

Начальная скорость осколочного снаряда – 880 м/сек;

Масса осколочного снаряда – 26 кг;

Расчет – 22 человека.

Направление: увеличение калибра

Начав с крупнокалиберных зениток в 88-мм, 105-мм и 128-мм, немцы продолжили искать возможности еще большего увеличения мощности снаряда и увеличения досягаемости по высоте (взято с сайта). В начале 1938 года были созданы опытные образцы 150-мм орудий, за которыми в 1941-м последовали пушки, имевшие калибр 240 мм! Речь идет о так называемых «изделии 80» (Geraet 80) фирмы «Krupp» и «изделии 85», изготовленном «Rheinmetall-Borsig». Оба варианта орудия весили около 30 тонн. Крупповская зенитка использовала 200-килограммовый снаряд, орудие фирмы «Рейнметалл» — 180-килограммовый. Досягаемость по высоте достигла 18 км, а скорострельность 7 в/мин.

//Согласно другим данным, характеристики 24-см зенитки были такими: вес снаряда 205 кг, скорострельность 8 в/мин, начальная скорость снаряда 1020 м/сек, предельная досягаемость по высоте 36 км. Скорее всего речь идет не о высоте, а дальности стрельбы. Но вот, если немцы все же строили зенитку способной закинуть снаряд до 36 км, то подобная зенитка могла достать не только У-2… в смысле не наш отечественный По-2/У-2,

Спаренные 128-мм зенитки и  зенитные броненосцы

и даже не такой По-2 — У-2,

Спаренные 128-мм зенитки и  зенитные броненосцы

а вот такой U-2 американский

Спаренные 128-мм зенитки и  зенитные броненосцы

но и советский перехватчик-разведчик-бомбардировщик МиГ-25! Или какой-нибудь стратосферный дирижабль из Мира Воды….. В общем, оказывается, что у 240-мм зенитки просто непахонное поле различных целей, включая и космические корабли йолан.

Спаренные 128-мм зенитки и  зенитные броненосцы

//

Несмотря на хорошие характеристики, разработчики столкнулись с рядом трудноразрешимых сложностей технического характера, основная масса которых упиралась в необходимость создания надежной системы заряжания. В РИ в октябре 1943 года разработка 240-мм зенитных орудий была прекращена.

Дальше начинается АИ.

Успешная эксплуатация ОББО, а точнее эксплуатация 24-см орудий (на ОББО "Лютцов" и "Адмирал Шеер") помогли немецким конструкторам и инженерам решить проблему системы заряжания. Хотя различные проблемы (например скорострельность упала до 5-6 в/мин) долго преследовали изделия 80. Наконец, к октябрю 1943 года немецкие инженеры смогли порадовать фюрера…., а между тем к концу 1943 года фюреру стало все ясно: его флот – это не есть хорошо, а союзная авиация – это не есть плохо. В принципе можно было и поменять местами слагаемые, результат бы от этого не поменялся. Крупные корабли Третьего Рейха были не способны прервать коммуникации союзников в СССР, а ПВО Германии – остановить налеты союзных бомбардировщиков.

И ситуация с каждым месяцем становилась только хуже. Немецкая авиация не справлялась, зенитные артиллерийские системы не справлялись, опытные образцы реактивных – не справлялись. Да и флот все не радовал…..

Но немецкие инженеры не сдавались и выдавали все новые и новые проекты, которые с одной стороны должны были защитить Германию, а с другой стороны – остаться инженерам в их КБ. Не удивительно, что доведенная до ума 24-см зенитка, которая должна была остановить орды англо-американской авиации, была с радостью встречена фюрером.

Собственно 24-см зенитные пушки были радостно встречены не только фюрером, но и моряками. Ведь фюреру неоднократно (в 1941-1942 годах) докладывали о чудесных качествах русской морской пехоты: советский флот больших неприятностей не доставлял, но вот экипажи кораблей были проблемой. А тут как раз немецкий флот не горит активностью…. Так может, пойти по пути русских – моряков на фронт, пусть останавливают советские танки и обращают в бегство большевиков, а корабли – да пусть стоят. После победы, новых моряков найдем.

Надо ли говорить, что немецкие моряки предпочли бы воевать с англо-американскими кораблями (благо, что их надо было долго искать, а потом долго чиниться), чем с русскими танками (а вот их не надо было долго искать – они сами бы нашлись).

Поэтому принятие на вооружение 240-мм зениток так заинтересовало моряков (а впоследствии еще и инженеров), что фюреру незамедлительно был предложен вариант зенитного броненосца (линкора!)

Проект предусматривал избавление от гидроавиации (пусть "птенец Геринга" не отсиживается в тылу), торпедных аппаратов, усиление зенитного вооружения (+ 2 башни со 105-мм), и коренной переделки башен ГК. В результате получился совершенно незаменимый корабль (в том смысле, что эти корабли не следовало отправлять далеко в океан – где много вражеских кораблей и подводных лодок) выступающий как мобильная установка ПВО (Проект предусматривал замену 105-мм артиллерии на 128-мм).

Спаренные 128-мм зенитки и  зенитные броненосцы

Инженеры ухватились за идею, и работа на "Лютцеве" закипела. Скоро корабль обзавелся спаренными зенитными орудиями (залп 5600 кг), а между тем инженеры старались на "Адмирале Шеере" оставить в башне все четыре орудия (11 200 кг). Но дело не пошло, и пришлось вернуться к первоначальному проекту.

Спаренные 128-мм зенитки и  зенитные броненосцы

Пока часть конструкторов занялась переделкой ОББО в качестве зенитных броненосцев, другие конструктора, при активной поддержке моряков, занялась 350-мм зенитками в надежде получить линейные зенитные корабли ("Шарнхорст" и "Гнейзенау"). Естественно, зенитные линейные крейсера также должны были избегать ужасов далекого моря, и не только по причине переделок.

Отметим, что у немецких инженеров был хороший задел на будущее — еще лет так пять. Поступила информация, что чудовищные 46-см орудия японского линкора "Ямато" могут вести огонь по самолетам. А дальше или был неправильный перевод, или сознательно неправильный перевод, или перевод был правильным, да вот переиначили его…. Но в конечном итоге, немецкие инженеры с чистой совестью заявили фюреру, что японцы разработали и применяют 46-см зенитку (эти япошки, т.е. высшая раса азиатской направленности обошли белых арийцев)! Таким образом, инженерам никто не мешал готовить проекты зенитных орудий в 35-см, 38-см, 42-см, 50-см, со свой стороны инженеры обязались сдавать готовые образцы каждый год. А там – или война окончится или надо рисовать 55-см пушку….

Разработка зенитных 35-см орудий была долгой, и инженеры в качестве временной меры поставили на "Шарнхорст" и "Гнейзенау" две башни с счетверенными 24-см орудиями. Кроме 240-мм зениток, зенитно-линейные крейсера получили мощное ПВО (26 дополнительных установок) для обороны.

Спаренные 128-мм зенитки и  зенитные броненосцы

 

Отметим, что немецкие зенитные броненосцы спасли немало снарядов англо-американских кораблей от холодных вод Атлантики. Зато англо-американские бомбы, напротив, регулярно посылались на "спасителей снарядов", прикрывающих Киль.

Спаренные 128-мм зенитки и  зенитные броненосцы

Трудно оценить боевые возможности зенитных океанских броненосцев береговой обороны (ЗОББО). Например, советские войска, наступающие в Курляндии, ничего о таких противниках сказать не могли. Тем не менее, советский флот включил в свой состав оба трофейных зенитных корабля – "Адмирал Шеер" и "Шарнхорст", в которых адмирал Кузнецов увидел наглядный пример проекта 84.

Спаренные 128-мм зенитки и  зенитные броненосцы

Подписаться
Уведомить о
guest

12 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account