Современные танки наращивают броню

1

Скептики заявляют, что танки свое отжили и не играют никакой роли на современном поле боя, где, по их мнению, все будут решать системы высокоточного оружия.

Однако события последних лет полностью опровергают подобные суждения. Ни в Ираке, ни в Афганистане, ни на Северном Кавказе, ни в Ливане, ни в Ливии и Сирии ни одна операция не проводилась либо не имела успеха без участия танков.

Современные танки наращивают броню

Немецкий танк Леопард 2А7+ оснащен системой кругового обзора для ведения боя в условиях городской застройки.

Танки незаменимы для войны
 
Недавно канадские военные, участвовавшие в антитеррористической операции в Афганистане, пришли к выводу, что один или два танка в условиях Афганистана часто решают в считанные минуты задачи, которые не под силу десятку БМП или тяжелым БТР с их 30-35-миллиметровыми автоматическими пушками. Так что вопрос о необходимости танков в составе современных армий решился сам собой. Танки нужны! Другое дело, какими они должны быть и насколько много их должно быть в армиях того или иного государства.
 
Ответ на этот вопрос является наиболее простым: танков должно быть столько и танки должны обладать такими боевыми свойствами, чтобы успешно решать задачи, прописанные в военной доктрине страны.
 
Танк, как элемент системы БТВТ (броневое и танковое вооружение и техника), является универсальным оружием. Созданный первоначально для обеспечения успешного наступления пехоты, он стал элементом системы высокоточного оружия, на которое как раз и делают ставку противники танков, лучшим противотанковым средством, незаменимым средством подавления и уничтожения долговременных огневых точек.
 
Любой танк представляет собой совокупность систем, определяющих его основные боевые свойства, каковыми на сегодняшний день являются огневая мощь, защищенность, подвижность, командная управляемость. Немаловажное значение имеет и такое свойство, как эксплуатационная надежность и ремонтопригодность. Именно оптимальное сочетание этих свойств и определяет успешное решение боевых задач в той или иной боевой обстановке. При этом не стоит забывать о том, что танк — это лишь отдельный элемент боевого порядка, как отдельная шестеренка сложного часового механизма.
 
Сейчас в мире существует две тенденции развития танкостроения:
— разработка совершенно новых танков;
— осуществление программ модернизации парка машин, созданных два-три десятилетия назад, с целью придания этим машинам боевых свойств, отвечающих современным требованиям.
 
За последнее десятилетие в мире было создано всего несколько новых основных танков (ОТ): Type 10 в Японии, K2 Black Panther в Южной Корее, Altay в Турции и опытные образцы танков «Объект 195» и «Армата» в России. Все остальные столпы мирового танкостроения, такие, как Германия, США, Великобритания, Франция и Украина, предпочли сэкономить финансовые средства и ограничиться модернизацией имеющихся в арсеналах боевых машин. Правда, новые разработки и технологии, использующиеся в программах модернизации, обеспечивают рост боевой эффективности модернизированным машинам в разы по сравнению с базовыми образцами.
 
Новые основные танки отличаются высокой степенью автоматизации. Так, система управления огнем южнокорейского ОТ К2 «Черная пантера» способна автоматически обнаруживать, производить опознавание, сопровождать и обстреливать цели без участия стрелка. Гидропневматическая подвеска танка обеспечивает не только переменный клиренс, выравнивание бокового крена или изменение угла продольной оси машины, но и благодаря наличию новой системы ISU автоматическое индивидуальное управление узлами подвески каждого опорного катка, что позволяет устранять вибрацию при движении по пересеченной местности.
 
Естественно, конструкторы оснастили танк К2 и всеми современными электронными системами, такими, как GPS-навигатор, системы передачи данных и опознавания «свой—чужой», бортовая информационная управляющая система, системы активной и пассивной защиты, РЛС и многими другими ноу-хау.
 
Не отстали по электронной начинке и опытные машины, созданные в России. В них даже есть такие новинки, которых пока не делалось ни на одном танке мира, но говорить о них пока рано. Хотя по большому счету практически все, что устанавливается на абсолютно новые танки, можно найти и на модернизированных в недавние годы танках.Современные танки наращивают броню
 
В перспективе большинство танков будут использовать регулируемую гидропневматическую подвеску, сейчас эта технология реализована на корейском K2 Black Panther
 
Огневая мощь танков
 
В настоящее время на подавляющем большинстве основных танков мира используются 120- и 125-миллиметровые гладкоствольные пушки с длиной ствола от 44-го до 55-го калибра. Исключение составляют 120-миллиметровая нарезная танковая пушка британского танка Challenger 2 и пушка танка «Объект 195″, имеющая больший калибр.
 
Задачи повышения огневой мощи, как правило, решаются за счет увеличения длины ствола (например, с 44-го до 55-го калибра на танке Leopard 2A6) и обеспечения повышения давления газов в зарядной каморе (немецкая пушка Rheinmetall Rh 120/L55 и российская пушка 2А46М5, Россия), что позволяет повысить начальную скорость и, как следствие, бронепробиваемость и дальность эффективного огня кинетическими бронебойными снарядами.
 
Ввиду того, что в последние годы танки чаще решают боевые задачи в урбанизированной местности, где приходится бороться с танкоопасной живой силой противника, в боекомплекты танков стали включать осколочные боеприпасы. Так, например, для танка M1A2 (M1A1) Abrams был разработан и принят на вооружение 120-миллиметровый картечный снаряд M1028. Снаряд содержит 1,1 тыс. сферических поражающих элементов, изготовленных из сплава на основе вольфрама. Израильской фирмой IMI разработан танковый кассетный снаряд APAM с подрывом на траектории осколочных боевых элементов. Снаряд APAM М329 разработан для 120-миллиметровой гладкоствольной танковой пушки танков Merkava Mk III и Mk IV.
 
В России осколочно-фугасные снаряды в боекомплект основного танка входят изначально. Однако для боекомплекта танка Т-90МС был разработан 125-миллиметровый осколочно-шрапнельный снаряд 3ОФ54 с системой дистанционного подрыва на траектории. В сентябре 2013 года действие снаряда демонстрировалось на выставке вооружений RAE-2013 в Нижнем Тагиле во время демонстрационного показа.
 
Кроме того, по примеру Советского Союза и России за рубежом активизировались разработки в области комплексов управляемого вооружения. Наиболее успешными оказались израильские конструкторы, создавшие комплекс управляемого вооружения Lahat для танка Merkava. Преимуществом комплекса управляемого вооружения является высокая точность стрельбы на дальностях до 5-6 км, что обеспечивает возможность поражения низколетящих тихоходных целей, например боевых вертолетов.
 
Разработанные российскими конструкторами 125-миллиметровые танковые управляемые ракеты 9М119Ф и 9М119Ф1 с термобарической боевой частью и готовыми поражающими элементами значительно повышают боевую эффективность танка в борьбе с танкоопасной живой силой и боевыми вертолетами противника.
 
В части повышения огневой мощи осуществляется разработка комплексов вооружения танков с использованием нетрадиционных способов метания снарядов (химические и электрические пушки), новых типов боеприпасов с реализацией принципа «выстрелил — забыл».
 
Основным направлением повышения огневой мощи танков в мировом танкостроении считается совершенствование систем управления огнем (СУО) танков, обеспечивающих сокращение времени выполнения огневой задачи (время, необходимое на поражение цели с момента ее обнаружения). Практически все страны, разрабатывающие и строящие танки, в СУО используют комбинированные прицельно-наблюдательные комплексы с оптическим, тепловизионным, низкоуровневым телевизионным и лазерным дальномерным каналами. При этом обеспечивается возможность управления огнем с места командира танка, имеющего в своем распоряжении панорамный комбинированный прицельный комплекс.
Современные танки наращивают броню
 
 
Тип 10 — новейший японский основной боевой танк
 
Неизменной составной частью СУО танка является цифровой баллистический вычислитель (Т-90А, Т-80У, M1A1, Leopard 2) или бортовая ЭВМ (Т-90МС, Leclerc S21, M1A2SEP, K2 Black Panther) с комплектом датчиков учета условий стрельбы. Использование в составе бортовых ЭВМ обусловлено тем, что в последние годы разработчики стараются по максимуму автоматизировать процессы управления, для чего СУО танков интегрируются в автоматизированные системы управления тактического звена (АСУ ТЗ).
 
С целью повышения разведывательных возможностей и ситуационной осведомленности экипажей танки стали оснащаться системами кругового обзора, что особенно важно при ведении боя в городе и других особых условиях (Leopard 2A7+, Германия; Leclerc S21, Франция; Т-90МС, Россия).
 
Поскольку одним из важнейших условий в современном бою является упреждение противника в обнаружении цели («увидел первым — победил»), то сейчас инженеры работают над системами, обеспечивающими обнаружение целей противника вне пределов прямой видимости, например на обратных скатах высот. То есть картинка с обнаруженной целью в онлайн-режиме на дисплей командира танка могут передать командир пехотного или разведывательного подразделения, занимающего позицию где-нибудь на гребне высоты, беспилотный самолет-разведчик и т. д.
 
Такими системами уже оснащаются американские танки Abrams, модернизированные до уровня M1A2SEP V2, немецкие Leopard 2A7+. В Нижнем Тагиле работа подобной системы демонстрировалась на показе со стрельбой танка Т-90МС, тяжелой огнеметной системы ТОС-1А и подразделения спецназа, действовавшего на БТР-82А и бронеавтомобиле «Тигр-М СпН».
 
Новым элементом СУО танка становится РЛС обнаружения целей. Такие станции уже установлены на корейском ОТ K2 Black Panther и опытном ОТ «Объект 195″.
Современные танки наращивают броню
 
Российский основной боевой танк Т-90МС
 
Защищенность танков
 
Высокая защищенность современных и перспективных основных танков обеспечивается за счет рациональной компоновки, значительной массы, выделенной на бронирование (до 60%), многослойной, в том числе навесной модульной, броневой конструкции с использованием керамики или обедненного урана (США), установки комплексов динамической и активной защиты.
 
Что касается рациональной компоновки, то более успешно эта задача решается российскими и украинскими конструкторами танков, благодаря чему боевые машины имеют небольшой силуэт и, соответственно, меньшую проекцию поражения. Силуэты танков западного производства имеют довольно внушительные размеры (высота по крыше башни Leopard 2A7+ —2,64 м, Merkava Mk IV —2,66 м, Leclerc S21 —2,53 м, для сравнения: Т-90А —2,19 м), чем облегчают задачи стреляющих по ним наводчиков.
 
Большое внимание в последнее время конструкторами уделяется разработке и оснащению современных и перспективных танков системами активной защиты. Первые такие («Дрозд» и «Арена») системы были в СССР и России. Сейчас подобными системами оснащаются танки Merkava, K2 Black Panther и Altay. Продолжаются разработки таких систем в России и на Украине.
 
Недавно поступило сообщение, что в Германии компании ADS GmbH и Rheinmetall разработали и провели испытания системы активной защиты ADS. Специальные датчики системы способны обнаружить атакующий снаряд, например противотанковую ракету, либо кумулятивный боеприпас и по истечению нескольких долей секунд активировать систему противодействия, при этом используя пиротехническую направленную энергию для уничтожения снаряда поблизости от машины.
 
Комплексы динамической защиты совершенствуются в целях снижения боевой эффективности как тандемных кумулятивных боеприпасов, так и кинетических бронебойных подкалиберных снарядов (комплексы «Реликт» на Т-90МС и на модернизированном Т-72Б — Т-72Б2, «Нож» на украинском Т-84 «Оплот»).
 
Значительно живучесть танков, особенно при действиях в урбанизированной и гористой местности, повышает оснащение их дистанционно управляемыми боевыми модулями. Такими модулями оснащены немецкий Leopard 2A7+, российские Т-90, Т-90А и Т-90МС, французские Leclerc Tropic и Leclerc S21.
 
Одним из перспективных направлений повышения защищенности танков и их экипажей считается оснащение боевых машин необитаемыми башнями и размещение экипажа отдельно от боевого отделения в изолированной броневой капсуле. Такое решение было реализовано в опытном танке «Объект 195″. Необитаемая башня с автоматическим заряжанием пушки была создана иорданскими конструкторами компании KADDB на танке Falcon (модернизированный вариант британского танка Challenger 1).
 
В ряде стран для повышения живучести танков при выполнении боевых задач в городе разработаны специальные комплекты, которыми можно оснащать боевые машины накануне боевого применения в урбанизированной местности. В США для танков типа Abrams создана система TUSK (Tank Urban Survival Kit, комплект для выживания танка в городе), во Франции для танков Leclerc — система AZUR (Action en Zone Urbaine, действия в городской зоне), в Германии для танков Leopard 2A5-2A7+ — система PSO (Peace Support Operation, операция по поддержанию мира).
 
В эти комплекты входят средства противодействия кумулятивным боеприпасам, такие, как специальные решетчатые экраны и динамическая защита с размещением не только на лобовой проекции танка, но и на бортах, башенный пулемет с дистанционным управлением и/или установка бронещитков на люке пулеметчика, дополнительные средства связи с поддерживающей пехотой, иногда и бульдозерное устройство для разрушения баррикад и проделывания проходов. Подобный комплект демонстрировался в Нижнем Тагиле на оборудованном для действий в городе модернизированном танке Т-72.
 
Для повышения защиты экипажей танков разрабатываются специальные комплекты защитной одежды танкистов, защищающие от поражения вторичными осколками, снижающие вероятность получения сильных ожогов и обеспечивающие комфортные условия работы в танке за счет подключения к системе кондиционирования и жизнеобеспечения.
 
Подвижность танков
 
Основными направлениями повышения тактической подвижности танков в мировом танкостроении являются оснащение их мощными экономичными силовыми установками с удельной мощностью не менее30 л. с./т на основе дизельных двигателей (за исключением США, где используется ГТД) с автоматической трансмиссией. В перспективе большинство танков будут использовать регулируемую гидропневматическую подвеску с динамическим управлением при помощи бортовой ЭВМ, по типу той, которая сейчас используется на корейском K2 Black Panther.
 
Танки будут отличаться высокой динамикой на поле боя. Их средняя скорость движения по дорогам достигнет 35-45 км/ч, они смогут совершать длительные марши на большие расстояния (1,5-2 тыс. км) с суточными переходами 350-400 км(на одной заправке забронированного топлива).
 
Сейчас прорабатываются варианты создания шасси танков с гибридной силовой установкой с молекулярными накопителями. Такая силовая установка позволяет сэкономить заброневое пространство и использовать высвободившийся объем для увеличения запаса возимого боекомплекта или топлива. Кроме того, гибридная силовая установка снижает заметность танка в акустическом и тепловом диапазонах, позволяет создавать автоматизированную систему управления машиной, а при необходимости и роботизированную. Активные работы в этом направлении ведут компания BAE System, а также ряд российских разработчиков.
 
Командная управляемость
 
Наряду с традиционными боевыми свойствами основных танков (огневой мощью, подвижностью и защищенностью) на первый план выходит необходимость интенсивного развития нового системного свойства — командной управляемости. Решение названной проблемы может быть достигнуто лишь комплексной автоматизацией процессов управления как отдельным образцом БТВТ, так и подразделением в целом.
 
Автоматизация процессов управления решается за счет внедрения бортовых информационно-управляющих систем (БИУС), обеспечивающих интеграцию в АСУ ТЗ. Подобные решения уже реализованы на танках M1A2SEP V2 Abrams, Leclerc S21, Merkava Mk IV, K2 Black Panther и Т-90МС. Надо полагать, что на перспективном танке «Армата» вопросам автоматизации управления будет уделено достаточное внимание.
 
Внедрение автоматизированных систем управления, таких, как БИУС и другие, значительно повышает эксплуатационные характеристики танков и их эксплуатационную надежность за счет исключения (блокировки) ошибочных действий экипажа. Кроме того, при помощи БИУС сокращается время на обучение экипажа, поиск неисправностей, блокируется эксплуатация неисправной машины. Такие системы уже внедрены на ряде современных танков, таких, как M1A2SEP V2 Abrams, Leclerc S21, Merkava Mk IV, K2 Black Panther и Т-90МС.
 
В целом можно предположить, что в дальнейшем ведущие танкостроительные державы будут вести разработку с учетом следующих основных требований:
— обеспечение многофункциональности комплекса вооружения;
— обеспечение интеграции танка в единую систему огневого поражения;
— обеспечение высокой оперативно-тактической мобильности;
— способность к автономным действиям в составе компактных групп в любых временных и климатических условиях;
— обеспечение рациональной продолжительности жизненного цикла;
— унификация семейств машин на базовых шасси.
 
Источник : dokwar.ru
Гоплит
Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account