Советское авиационное противотанковое вооружение периода Второй мировой войны
К началу Второй Мировой войны на ближние бомбардировщики и штурмовики, предназначенные для действий по переднему краю и тылам противника, помимо других задач, возлагали борьбу с бронетехникой противника. В то же время на начальном этапе боевых действий для этих самолётов не имелось по-настоящему эффективного специализированного противотанкового оружия.
Содержание:
Авиационное артиллерийское вооружение
К моменту нападения Германии на СССР на вооружении нашей авиации имелось два типа авиационных пушек: 20-мм ШВАК (Шпитального-Владимирова авиационная крупнокалиберная), конструкция которой была во многом сходна с 7,62-мм авиационным пулемётом ШКАС и 23-мм ВЯ (Волкова-Ярцева). Эти 20–23-мм пушки могли преодолеть только защиту машин, прикрытых противопульной бронёй, и снаряды такого калибра имели невысокое заброневое действие. Увеличение калибра авиационных орудий до 37–45-мм теоретически позволяло бороться со средними танками и при определённой удаче –даже с тяжелыми.
Наиболее массовой советской авиационной пушкой периода Второй мировой войны является 20-мм ШВАК. По своему устройству ШВАК была полностью аналогична крупнокалиберному 12,7-мм пулемету с одноименным названием, который поступил на вооружение еще в 1936 году. Различие было лишь в калибре и боеприпасе. На серийных истребителях 20-мм пушки стали ставить в 1939 году. 20-мм пушка ШВАК выпускалась в вариантах: крыльевом, турельном и как мотор-пушка.
Синхронные и крыльевые 20-мм пушки устанавливались на советских истребителях И-153П, И-16, Як-1, Як-3, Як-7Б, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7, Пе-3. На части британских истребителей «Харрикейн», поставленных в СССР, 20-мм пушками заменили пулеметы винтовочного калибра.
Крыльевой вариант ШВАК весил 40 кг и имел длину 1 679 мм. Темп стрельбы – 700–800 выстр./мин. Бронебойно-зажигательный снаряд массой 96 г покидал ствол с начальной скоростью 800 м/с.
Если против авиации противника 20-мм пушки действовали удовлетворительно, то для борьбы с танками они оказались слабыми. Вскоре после начала боевых действий выяснилось, что бронебойный 20-мм снаряд пушки ШВАК способен пробить немецкую броню толщиной до 15 мм (танки Pz.II Ausf F, Pz.38(t) Ausf С, БТР Sd Kfz 250) при углах встречи, близких к нормали, с дистанции не более 250–300 м. При углах встречи 30–40°, характерных при атаке с бреющего полёта или с пологого пикирования, снаряды, как правило, рикошетировали.
В 1940 году на вооружение была принята 23-мм автоматическая пушка ВЯ-23. Отдача 23-мм пушки была достаточно велика, и ее первоначально не устанавливали на истребители. Единственным ее носителем в начальный период войны являлся штурмовик Ил-2, в каждом крыле которого размещали по одной пушке ВЯ с боекомплектом по 150 патронов на ствол. Позже ею вооружались штурмовики Ил-10 и частично истребители ЛаГГ-3. Серийные самолеты с 23-мм пушками начали поступать с августа 1941 года.
При весе 66 кг и длине 2 150 мм, пушка делала 550–650 выстр./мин. Снаряд массой 200 г имел начальную скорость 900 м/с и на дистанции 200 м по нормали пробивал 25-мм броню. Ил-2, вооруженный пушками ВЯ-23, мог поражать броню легких танков, при атаке последних сзади или сбоку под углами планирования до 30°.
Таким образом, 20-мм и 23-мм авиапушки могли эффективно бороться только с бронетранспортёрами, бронемашинами и лёгкими танками. Кроме того, не всякое пробитие брони малокалиберным снарядом, обладавшим небольшим заброневым действием, приводило к уничтожению или выводу танка из строя.
Осенью 1941 года стало очевидно, что советские авиационные пушки калибра 20–23-мм в состоянии эффективно бороться только со слабо защищёнными машинами, средние танки и САУ им были не по зубам. Кроме того, прогнозировалось увеличение защищённости вражеской бронетехники, и в связи с этим авиаконструктор С. В. Ильюшин предложил вооружить штурмовик Ил-2 14,5-мм пулемётами, созданными на базе пушки ВЯ. Однако это предложение не нашло поддержки у советского военно-политического руководства.
Наибольшей бронепробиваемостью обладал патрон 14,5-мм с пулей БС-41, в которой использовался сердечник из карбида вольфрама. На дистанции 300 м БС-41 уверенно преодолевал 35-мм броню. Однако карбид вольфрама, используемый для изготовления подкалиберных бронебойных снарядов, был дефицитным материалом в течение всей войны. Специалисты резонно отмечали, что расход 14,5-мм авиационных боеприпасов будет в десятки раз больше, чем при стрельбе из противотанковых ружей, а эффективность не намного выше, чем при применении 23-мм снарядов.
Во второй половине 1942 года небольшой серией был выпушен вариант Ил-2, вооруженный двумя 37-мм пушками ШФК-37. Эта 37-мм авиационная пушка была разработана под руководством Б. Г. Шпитального.
Вес пушки ШФК-37 с боекомплектом составлял 302,5 кг. Темп стрельбы – приблизительно 170 выстр./мин, при начальной скорости снаряда 890–900 м/с. В боекомплект пушки входили бронебойно-зажигательно-трассирующие и осколочно-зажигательно-трассирующие снаряды.
Снаряд БЗТ-37 обеспечивал пробитие немецкой танковой брони толщиной 30 мм под углом 45° к нормали с дистанции не более 500 м. Броню толщиной 15–16 мм бронебойный снаряд пробивал при углах встречи не более 60° на тех же дистанциях. Броня толщиной 50 мм пробивалась с дистанций не более 200 м при углах встречи, не превышающих 5°. Осколочно-зажигательные снаряды имели меньшую бронепробиваемость, но они при попадании в ходовую часть зачастую выводили её из строя и могли эффективно поражать внешние баки, навесное оборудование, стволы орудий, оптику и прицелы.
Большие габаритные размеры пушек ШФК-37 и магазинное питание (емкость магазина 40 снарядов) определили их размещение в обтекателях под крылом самолета Ил-2. Из-за установки на пушке большого магазина ее пришлось сильно опустить вниз относительно строительной плоскости крыла (оси самолета), что не только усложнило конструкцию крепления пушки к крылу (пушка крепилась на амортизаторе и при стрельбе перемещалась вместе с магазином), но и потребовало сделать для нее громоздкие с большим поперечным сечением обтекатели.
Испытания показали, что летные данные Ил-2 с крупнокалиберными авиапушками ШФК-37, по сравнению с серийным Ил-2, вооруженным пушками ШВАК или ВЯ, серьёзно ухудшились. Самолет стал более инертным и сложным в технике пилотирования, особенно на виражах и разворотах на малой высоте. На больших скоростях ухудшилась маневренность.
Прицельная стрельба из пушек ШФК-37 на самолете Ил-2 была в значительной степени затруднена, вследствие сильной отдачи пушек при стрельбе и несинхронности в их работе. Большой разнос пушек относительно центра масс самолета, а также недостаточная жесткость крепления пушечной установки, приводили к тому, что штурмовик при стрельбе испытывал сильные толчки, «клевки» и сбивался с линии прицеливания. Это в свою очередь, с учетом недостаточной продольной устойчивости штурмовика, давало значительное рассеивание снарядов и резкое снижение точности стрельбы. Попасть в цель можно было при длине очереди не более чем в 2–3 выстрела. Стрельба же из одной пушки была совершенно невозможной. Штурмовик сразу же разворачивался в сторону стреляющей пушки так, что не имелось возможности ввести поправку в прицеливание. Попадание в цель в этом случае могло быть только первым снарядом.
В течение всего времени испытаний пушки ШФК-37 работали ненадежно – средний процент настрела боекомплекта, приходящийся на один отказ, составил всего 54 %. То есть почти каждый второй вылет на боевое задание Ил-2 с пушками ШФК-37 сопровождался отказом хотя бы одной из пушек. Максимальная же бомбовая нагрузка штурмовика уменьшилась и составляла всего 200 кг. Все это существенно снижало боевую ценность штурмовика, вооруженного 37-мм пушками.
Несмотря на неудачу с ШФК-37, работы в этом направлении были продолжены. В 1943 году начался выпуск авиапушки НС-37 (конструкторы А. Э. Нудельман и А. С. Суранов). Эта пушка имела ленточное питание, благодаря чему темп стрельбы удалось повысить до 240–260 выстр./мин. Начальная скорость снаряда 810 м/с, вес пушки 171 кг. Благодаря ленточному питанию и меньшему весу, появилась возможность установить новую систему не только на штурмовики, но и на истребители.
Войсковые испытания пушки проводились на ЛаГГ-3 с 21 апреля по 7 июня 1943 года на Калининском фронте и на Як-9Т с 22 июля по 21 августа 1943 года на Центральном фронте. В июле 1943 года начались испытания двухместного Ил-2, вооруженного двумя 37-мм пушками НС-37. Всего в войсковых испытаниях участвовало 96 Ил-2 с НС-37.
По сравнению с ШФК-37 авиапушка НС-37 была гораздо компактней, надёжней и обладала большей скорострельностью. Благодаря ленточному питанию удалось уменьшить габариты и вес системы, разместить пушки непосредственно у нижней поверхности крыла. Поверх пушки монтировался относительно небольшой обтекатель, состоящий из двух быстросъемных створок. Лента с 37-мм снарядами укладывалась непосредственно в отсек крыла. Вес одной НС-37 с боекомплектом был немногим более 250 кг.
Однако, как и в случае с ШФК-37, установка пушек НС-37 существенно ухудшила лётные данные и снизила бомбовую нагрузку. Это объяснялось большим разносом масс по размаху крыла, значительным весом пушек боекомплекта и обтекателями, ухудшающими аэродинамику самолета. Продольная остойчивость штурмовиков с НС-37 была существенно хуже, чем у Ил-2, вооруженных 20–23-мм пушками, что отрицательно сказывалось на точности стрельбы. Как и в случае с ШФК-37, прицельная стрельба из одной пушки была совершенно невозможна. Крупнокалиберные авиационные пушки обладали сокрушительной отдачей, негативно влиявшей на узлы и агрегаты самолёта, а боезапас был небольшим. Для того чтобы уверенно попасть из пушки в движущийся танк, пилот должен был обладать достаточно высокой квалификацией.
Согласно отчётам пилотов и данным фотокинопулемётов, число попаданий в цель к израсходованному боекомплекту составило примерно 3 %, а попадания в танки удалось получить в 43 % вылетов. По мнению пилотов, участвовавших в войсковых испытаниях, Ил-2 с 37-мм авиапушками при атаках малоразмерных целей не имел особых преимуществ перед штурмовиком, вооруженным пушками меньшего калибра с нормальной бомбовой нагрузкой и реактивными снарядами. С учётом существенного снижения лётных данных и бомбовой нагрузки специалисты пришли к выводу, что установка НС-37 на Ил-2 себя не оправдала. В связи с этим штурмовики, вооруженные 37-мм орудиями, выпускались очень ограниченно.
С учётом предыдущего негативного опыта, до серийного производства Ил-2, вооруженного 45-мм пушками, дело не дошло. Хотя такой самолёт построили и испытали в конце 1943 года.
Авиационная пушка НС-45 была создана на базе НС-37, с сохранением габаритных размеров последней. Вес пушки НС-45 составлял 150–153 кг. Темп стрельбы 260–280 выстр./мин. В 45-мм авиационной пушке НС-45 впервые в СССР па самолете был применен дульный тормоз, поглощавший до 85 % энергии отдачи.
В 1944–1945 гг. в общей сложности было произведено около 200 пушек. Специально под эту пушку был спроектирован и построен истребитель Як-9К (крупнокалиберный) с НС-45 в развале двигателя и боекомплектом 29 патронов. Всего построили 53 самолёта этого типа.
При проектировании Як-9К предполагалось, что эти истребители смогут уничтожать группы вражеских бомбардировщиков с большой дистанции, не входя в зону действия оборонительных установок, и успешно поражать наземные цели.
В период с 13 августа по 18 сентября 1944 года Як-9К проходили войсковые испытания на 3-м Белорусском фронте и с 15 января по 15 февраля 1945 года на 2-м Белорусском фронте. В ходе боевого применения на один сбитый вражеский самолёт в среднем расходовалось десять 45-мм снарядов. Однако испытания фактически проводились в «тепличных условиях», из-за худшей манёвренности Як-9К нуждались в прикрытии истребителей с 20-мм пушками.
Прицельная стрельба из 45-мм пушек получалась только на первом выстреле, остальные снаряды летели мимо. После очереди в три выстрела, из-за сильной отдачи, скорость полёта резко падала, терялась устойчивость самолета, наблюдалась течь масла и воды в трубопроводах.
По итогам войсковых испытаний в массовое производство Як-9К не запускался.
Авиационные реактивные снаряды
С первых дней войны и вплоть до окончания боевых действий советская авиация против вражеской бронетехники активно использовала реактивные снаряды.
В июне 1941 года большая часть советских истребителей могла нести 82-мм ракеты РС-82, а штурмовики Ил-2 и ближние бомбардировщики Су-2 также вооружались 132-мм реактивными снарядами РС-132, в количестве до 8 единиц.
Подвеска РС-82 и РС-132 под плоскостями самолётов осуществлялась на пусковых установках типа «флейта». Установка реактивных орудий с РС увеличивала огневую мощь, но, из-за большого лобового сопротивления и веса, снижалась скорость и ухудшалась манёвренность.
Реактивный снаряд РС-82 имел вес 6,82 кг, заряд топлива – 1,06 кг, боевая часть снаряжалась 360 г тротила. При стрельбе по наземным целям снаряд снабжался ударным взрывателем. Для крепления на пусковой установке снаряд имел четыре ведущих штифта, а стабилизацию в полете осуществляли четыре стабилизатора размахом 200 мм. Половинки стабилизатора отштамповывались из жести и соединялись между собой с помощью сварки. Собранный стабилизатор крепился к уголкам на обтекателе сопла.
РС-132 имел в целом аналогичную конструкцию, но был крупней. Общий вес ракеты составлял 23,1 кг, из них заряд топлива – 3,78 кг, заряд ВВ – 1,9 кг.
Максимальная скорость реактивных снарядов превышала 350 м/с. Заявленная дальность стрельбы РС-82 составляла 5 200 м, а РС-132 – 7 100 м. Но на практике максимальная дальность стрельбы даже по крупным площадным целям не превышала 1 000 м. Ввиду значительного рассеивания реактивных снарядов, вероятность попадания в отдельный танк была очень низкой.
На полигонных стрельбах, организованных в сентябре 1941 года для оценки реальной боевой эффективности РС-82 и РС-132, выяснилось, что процент попаданий в одиночный неподвижный танк составил 1,1 %, а в плотную танковую колонну – 3,7 %. Стрельба велась одиночными снарядами и залпом по 2, 4 и 8 снарядов. Наибольшая результативность была получена при залповой стрельбе. Стрельба велась с высоты 100–400 м, с углами снижения 10–30°. Прицеливание начиналось с 800 м, а огонь открывался с 300–500 м.
Кроме того, оставляли желать лучшего поражающие возможности боевых частей РС-82 и РС-132. При прямом попадании РС-82 мог вывести из строя или уничтожить немецкие легкие танки типа Pz.II Ausf F, Pz.38(t) Ausf С, а также бронемашину Sd Kfz 250. Гораздо более тяжелый РС-132 был способен проломить броню средних танков Pz.Kpfw. III и Pz.Kpfw. IV. Но разрывы 132-мм снарядов на дистанции более 1 м от танка серьёзных повреждений не наносили.
Тем не менее РС были весьма эффективным оружием против площадных (артиллерийские батареи и позиции войск) и линейно вытянутых целей (транспортные колонны и железнодорожные составы). В первые месяцы войны была выработана оптимальная тактика действий по скоплениям вражеских войск. Вражеские колонны и бронетехнику на марше Ил-2 обычно атаковали с бреющего полета (высота подхода к цели 25–35 м) вдоль колонны или под углом 15–20 ° к ее длинной стороне. Как правило, первый удар реактивными снарядами и пушками наносился по голове колонны с целью блокирования движения. Дальность открытия огня 500–600 м. Перед пуском реактивных снарядов осуществлялась пристрелка трассирующими пулями из пулемётов ШКАС. Чаще всего прицеливание осуществлялось «по колонне» без выбора конкретной цели.
В 1941 году специально для борьбы с танками были спроектированы авиационные реактивные снаряды с бронебойной боевой частью: РБС-82 и РБС-132. 82-мм снаряд по нормали пробивал броню толщиной 50 мм, а 132-мм – 75 мм броню. Эти снаряды, созданные на базе РС-82 и РС-132, имели упрочненную боевую часть и увеличенную скорость полёта.
Бронебойные реактивные снаряды впервые успешно применили в августе 1941 года. Однако массовый их выпуск начался только во второй половине войны. Несмотря на улучшившиеся показатели кучности и бронепробиваемости, реактивные снаряды РБС-82 и РБС-132 так и не стали эффективным средством борьбы с танками. Бронепробиваемость сильно зависела от угла встречи с бронёй, а вероятность попадания оставалась низкой.
В арсенал штурмовиков Ил-2 и Ил-10 также входил реактивный снаряд РОФС-132 с улучшенной, по сравнению с РБС-132 или PC-132, кучностью стрельбы. Боевая часть снаряда РОФС-132 при прямом попадании обеспечивала сквозное пробитие брони толщиной до 50 мм.
При разрыве РОФС-132 вблизи танка на расстоянии 1 м кинетической энергии осколков было достаточно для пробития немецкой танковой брони толщиной 15–20 мм. В то же время снаряды РОФС-132 не обладали необходимой точностью против отдельных танков. Наилучшие результаты РОФС-132 давали при стрельбе по крупным площадным целям: скоплениям войск, транспортным колоннам, железнодорожным составам, складам, батареям полевой и зенитной артиллерии.
Во второй половине 1942 года испытывались кумулятивные реактивные снаряды РБСК-82, показавшие бронепробиваемость до 50 мм по нормали. В большинстве случаев пробитие брони сопровождалось отколом металла вокруг выходного отверстия. Испытательная комиссия пришла к выводу, что низкая бронепробиваемость является следствием неудовлетворительной работы взрывателя, и формирование кумулятивной струи происходило после деформации конуса. Было рекомендовано доработать взрыватели и представить снаряды на повторные испытания. В связи с тем, что в 1943 году начался массовой выпуск малогабаритных кумулятивных бомб, на вооружение снаряды РБСК-82 не поступали.
Авиационное вооружение зажигательного действия
В ряде источников, посвященных боевому применению Ил-2 в начальный период Великой Отечественной войны, говорится, что против немецкой бронетехники неплохие результаты демонстрировали кассеты, снаряженные стеклянными ампулами или жестяными капсулами с самовоспламеняющейся горючей жидкостью КС (раствор белого фосфора в сероуглероде). Если горящая жидкость затекала внутрь танка, то он, как правило, сгорал.
В кассеты мелких бомб Ил-2 вмещалось более 200 ампул, и получалась вполне приемлемая вероятность поражения при действиях по боевым порядкам танков. Однако лётчики ампулы КС недолюбливали, так как их применение было связано с большим риском. В случае попадания шальной пули или осколка в бомбовую кассету и даже небольшого повреждения одной ампулы, самолёт был обречён.
Не оправдали возлагаемых надежд и термитные шары, которыми снаряжались зажигательные авиационные бомбы ЗАРП-100. В 100-кг авиабомбу помещалось 485 шаров массой по 100 г или 141 шар массой по 300 г. При наземном взрыве авиабомбы термитные шары разбрасывались в радиусе 15 метров, при воздушном подрыве радиус разброса составлял 25–30 метров. Продукты горения термитной смеси, образующиеся при температуре около 3 000 °С, вполне могли прожечь верхнюю относительно тонкую броню.
Но дело было в том, что термит, обладавший отличными зажигательными свойствами, загорался не мгновенно. Для того чтобы термитный шар разгорелся, требовалось несколько секунд. Термитные шары, не успевшие разгореться, в большинстве случаев скатывались с брони танков.
Против бронетехники пытались использовать 50–100-кг авиабомбы, снаряженные белым фосфором, которые давали хорошие результаты при применении по деревянным строениям и другим не огнестойким целям. Гранулированный белый фосфор с температурой горения около 900 °С, разбросанный вышибным зарядом, сгорает достаточно быстро, а его температура горения не достаточна для прожигания брони. Танк мог быть уничтожен при прямом попадании зажигательной бомбы, снаряженной фосфором, но такое случалось редко.
Зажигательная бомба ЗАБ-100-40П имела корпус из 8-мм прессованного картона, покрытого лаком, и содержала 38 кг загущённого бензина с фосфорным запалом и небольшой разрывной заряд. Наибольший эффект против скопления танков достигался при воздушном подрыве на высоте 15–20 м над землей. При сбросе с высоты 200 м срабатывал простейший тёрочный замедлитель. На случай его отказа бомба снаряжалась ударным взрывателем.
Эффективность применения зажигательных бомб с воздушным подрывом сильно зависела от метеорологических условий и времени года. Также для оптимального воздушного подрыва следовало строго контролировать высоту сброса бомб.
Осколочные, осколочно-фугасные и фугасные авиационные бомбы
С первых дней Великой Отечественной основным авиационным вооружением, используемым против танков, стали осколочные, осколочно-фугасные и фугасные бомбы массой 25–100 кг. Прямое попадание такого авиационного боеприпаса гарантировано уничтожало любой вражеский танк. При близком разрыве ударная волна разрушала сварные швы и заклёпочные соединения, корёжила ходовую часть, сметала внешнее навесное оборудование, экипаж мог получить контузию, а тяжелые высокоскоростные осколки зачастую повреждали оптические приборы и вооружение, и даже пробивали бортовую броню.
Осколочно-фугасные 50-кг и осколочные 25-кг бомбы при прямом попадании в танк обеспечивали его безусловное поражение, а при разрыве в 1–1,5 м давали пробитие брони толщиной 15–20 мм. Наилучшие результаты демонстрировали осколочно-фугасные ОФАБ-100, снаряженные 30 кг тротила. При использовании этой бомбы по вражеской бронетехнике было возможно пробитие 40 мм брони на расстоянии 3 м, 30 мм – на расстоянии 10 м и 15 мм – в 15 м от точки взрыва.
Другой вопрос, что попасть бомбой в одиночный танк было очень сложно, в связи с чем бомбовые удары обычно наносились по скоплениям бронетехники. При этом специализированный бронированный штурмовик Ил-2 с нормальной бомбовой нагрузкой 400 кг, изначально создававшийся для борьбы с вражеской бронетехникой, по своим возможностям не превосходил бомбардировщик Пе-2. При бомбометании с пикирования Пе-2, имевший нормальную бомбовую нагрузку 600 кг, бомбил более точно.
Кумулятивные авиационные бомбы
Самым эффективным оружием, использовавшимся нашими боевыми самолётами против вражеских танков, стали кумулятивные противотанковые бомбы (ПТАБ), принятые на вооружение в 1943 году. С учётом того, что толщина верхней брони танков не превышала 30 мм, имелась возможность массово использовать малогабаритные бомбы с кумулятивной боевой частью.
Новый авиационный противотанковый боеприпас, получивший обозначение ПТАБ-2,5-1,5, представлял собой противотанковую авиационную бомбу кумулятивного действия массой 1,5 кг в габаритах 2,5 кг авиационной осколочной бомбы.
Корпуса и клепаные стабилизаторы ПТАБ-2,5-1,5 изготовляли из листовой стали толщиной 0,6 мм. Для дополнительного осколочного действия на цилиндрическую часть корпуса бомбы надевали стальную 1,5-мм рубашку. Боевой заряд состоял из 620 г смесевого взрывчатого вещества ТГА (смесь тротила, гексогена и алюминиевой пудры). Для предохранения крыльчатки взрывателя АД-А от самопроизвольного перевода в боевое положение на стабилизатор бомбы надевали специальный предохранитель из жестяной пластины квадратной формы с закрепленной на ней вилкой из двух проволочных усов, проходящих между лопастями. После сбрасывания ПТАБ с самолета его срывало с бомбы встречным потоком воздуха.
Минимальная высота сброса бомб, обеспечивающая безотказность ее действия и выравнивание бомбы до встречи с поверхностью брони танка, равнялась 70 м. Кумулятивная струя, образовавшаяся при взрыве кумулятивного заряда, пробивала броню толщиной до 60 мм при угле встречи 30° и 100 мм по нормали. Если на пути струи встречались боеприпасы или топливо, происходила их детонация и воспламенение.
До того, как противник столкнулся с массированным применением ПТАБ под Курском, немецкое командование привыкло к тому, что советская авиация обычно не наносит тяжелых потерь средним и тяжелым танкам, а от авиаударов в основном страдают транспортные подразделения, занимающиеся подвозкой топлива и боеприпасов.
Ил-2 мог нести до 192 кумулятивных бомб в 4-х кассетах, а во внутренние бомбоотсеки можно было поместить до 220 авиабомб ПТАБ-2,5-1,5. При сбросе в горизонтальном полёте с высоты 75–100 м один штурмовик имел возможность накрыть полосу 20х80 м, уничтожив в ней всю вражескую технику.
В итоге внезапное применение новых противотанковых бомб привело не только к большим потерям, но и оказало сильнейшее психологическое воздействие на врага.
Впрочем, уничтожение танка или САУ при попадании кумулятивной бомбы происходило не всегда. Пробитие верхней брони в обитаемом отделении, в районе силовой установки зачастую приводило к небольшим повреждениям, гибели или ранению 1–2 членов экипажа. В этом случае после ремонта и пополнения экипажа бронированная машина возвращалась в строй.
Кроме того, надёжность действия ПТАБ оставляла желать лучшего. Примерно в 5 % случаев происходил отказ исполнительно-предохранительного механизма взрывателя, чаще всего вызванный заклиниванием крыльчаток в цилиндрическом стабилизаторе, после чего взрыватель не вставал на боевой взвод. С другой стороны, даже при относительно большом проценте отказов взрывателя массовое использование кумулятивных бомб обеспечивало приемлемую эффективность. ПТАБ-2,5-1,5 обладала низкой себестоимостью, что давало возможность применять их в большом количестве, которое в итоге, как известно, иногда переходит в качество. По состоянию на май 1945 года, в действующую армию было отправлено более 13 млн кумулятивных авиабомб.
Во время войны безвозвратные потери немецкой бронетехники от действий авиации, как правило, были не более 5 %, после применения ПТАБ на отдельных участках фронта этот показатель превысил 20 %. Для снижения потерь немцы перешли к рассредоточенным походным и предбоевым порядкам, что в свою очередь сильно затруднило управление танковыми подразделениями, увеличило сроки их развертывания, сосредоточения и передислокации, усложнило взаимодействие между ними.
Во время стоянок немецкие танкисты стали располагать свои машины под различными навесами, деревьями и устанавливать над крышей башни и корпуса легкие металлические сетки. Рассредоточение боевых и походных порядков бронетехники противника в завершающий период войны, конечно, снизило эффективность ПТАБ, но кумулятивные бомбы по-прежнему оставались действенным противотанковым средством, во многом превосходя 25–100-кг авиабомбы.
Этот авиационный боеприпас ввиду лёгкости и универсальности использования входил в состав бомбового вооружения бомбардировщиков Пе-2, Ту-2, Ил-4. В кассетах мелких бомб КБМ до 132 ПТАБ-2,5-1,5 подвешивались на ночные бомбардировщики По-2. Истребители-бомбардировщики Як-9Б могли нести четыре кассеты по 32 бомбы в каждой. На завершающем этапе войны ими также вооружали новые штурмовики Ил-10.