Советские СВВП. ВСИ. Проект Щербакова.1947г.
Продолжение темы, проекты советских СВВП.
Идея предложена А.Я. Щербаковым в 1946г., проект сделан в 1947г. уже после закрытия его ОКБ. Проект был доложен и получил поддержку Б.Н. Юрьева и В.С. Пышнова в Военно-воздушной инженерной академии, а также командования ВВС.
ВСИ — экспериментальный высокоскоростной истребитель с вертикальным взлётом и посадкой. По современной терминологии его схема — конвертоплан. Фюзеляж — с высоко поднятым хвостовым оперением и крылом — "центропланом" малого размаха, на концах которого установлены ТРД, которые могли поворачиваться в вертикальной плоскости на 120 градусов, с газовыми рулями. Шасси -трёхколёсное, убираемое в фюзеляж. При этой схеме сила тяги двигателей должна превосходить вес аппарата, чтобы был обеспечен его взлёт без разбега, крутой набор высоты, горизонтальный полёт, снижение с торможёнием и посадка при вертикальном положении двигателей без пробега. Расчетная скорость — до 1500км/ч., дальность — 1000км. ТРД требовались "Нин" с тягой в 2270кгс, так как полётная масса аппарата могла достичь 4-5 т.
Решено было построить испытательный стенд. Но, поскольку Щербаков не был теперь в системе МАП, строить стенд пришлось в ВВИА им. Н.Е. Жуковского, на площадке учебного аэродрома. Для испытаний опытного ВСИ был построен стенд, в виде четырёх больших мачт, между которыми на тросе подвешивался аппарат. Для отходящих газов был построены отводные туннели.
Двигатели "Нин" получить не удалось и для стендовых испытаний ВВС смог представить только трофейные ЮМО-003 (заведомо недостаточные: тяга 900кгс).
Конструкция ВСИ — смешанная, фюзеляж и крыло — с ферменным каркасом, сваренным из стальных труб, и обшивкой из нержавеющей стали, как и оперения. Были изготовлены даже рабочие чертежи.
Аппарат ВСИ в упрощённом виде был построен (ни каких фото ЛА, кроме продувочной модели, не сохранились) и начаты его стендовые испытания, проходившие в 1948г., но потом эти работы были прекращены, как неперспективные в то время. Идея конвертоплана вполне жизнена, но для первых послевоенных лет такое предложение было более чем смелым.
Альтернатива.
Понимание того, что в случае войны с США фронтовые аэродромы СА в Восточной Европе будут первой целью, активизировала интерес ВВС к возможностям ВСИ. ОКБ Щербакова было востановленно. В конце 1948 года ВВС передало 6 двигателей РД-45 с тягой 2270 кгс и заказало постройку четырех опытных экземпляров ВСИ с РД-45 (Ще-15). Испытания на стенде ВСИ-РД, показали возможность вертикального взлета, кратковременного зависания и посадки. Отрабатывались режимы, писались инструкции для летчиков. Самолет приходилось устанавливать на весах, определяя тягу двигателей. Очень скрупулезно, можно сказать черепашьими шагами, продвигались конструкторы. Бывало, многотонная машина раскачивалась над аэродромом как маятник, почти не поддаваясь воле пилота. Устранив тряску и добившись, что газовый поток, истекавший из двигателей, не создает разрежения под крылом, прижимая самолет к земле, и не попадает в воздухозаборное устройство, удалось укротить машину. Лишь опытным путем, нащупав необходимые соотношения между дачей органов управления и расходом воздуха в струйных рулях, испытатели приступили к первому полету СВВП. Во время испытаний было 2 аварии из-за отказа двигателей, но обошлось без жертв. Машины были быстро восстановлены. Испытания по “самолетному” второго экземпляра ВСИ-РД в ЛИИ ВВС, дали следующие ЛТХ ЛА: максимальная скорость 902 км/час, практическая дальность 900 км. И хотя они уступали ЛТХ опытных МиГ-15 и Ла-15, возможность безаэродромного взлета и посадки ставила ВСИ в уникальное положение среди прочих новых отечественных истребителей.
Несмотря на некоторые выявленные недостатки, в целом истребитель Ще-15 испытания прошел удовлетворительно и был рекомендован для серийного производства. 26 августа, за три дня до окончания государственных испытаний, Совет Министров СССР выпустил Постановление No.3210-1303 о принятии Ще-15 на вооружение и запуске его в массовое производство.
29 сентября Совмин принял Постановление No.3655-14282, обязывающее Главного конструктора Щербакова устранить дефекты, выявленные на государственных испытаниях, и в ноябре 1949 г. предъявить доработанный Ще-15 на контрольные испытания в ГК НИИ ВВС.
Машина получила усиленные стойки шасси, для лучшей путевой устойчивости была измене форма и увеличена площадь хвостового оперения. Вооружение состояло из 2-х 23-мм пушек НР-23 с боекомплектом 150 снарядов на ствол.
Контрольные испытания Ще-15 проводились в период с 4 ноября по 3 декабря 1949 г. в крымском филиале ГК НИИ ВВС (г.Саки), которые он также прошел удовлетворительно. Летно-тактические данные, полученные при испытаниях, соответствовали требованиям . Самолет был рекомендован в качестве эталона для серийного производства.
Весной 1950 г. на подмосковной авиабазе Кубинка в 29-м ГвИАП 324-й ИАД начались войсковые испытания Ще-15, которые проходили в период с 20 мая по 15 сентября, в них участвовало 20 самолетов 4-й и 5-й серий выпуска завода No.1. Несмотря на недостатки и сложность управления, строевые летчики высоко оценили новую машину.
Согласно ТТТ "самолет Ще-15 с вертикальным взлетом и посадкой" был предназначен "для авиационной поддержки боевых действий сухопутных войск в тактической и ближайшей оперативной глубине расположения противника (до 150 км от линии фронта), а также при базировании самолета на кораблях для уничтожения надводных кораблей и береговых объектов в морских операциях, и ведения визуальной воздушной разведки. Основной задачей самолета является уничтожение подвижных, неподвижных наземных и морских объектов противника в условиях визуальной видимости. Кроме того, самолет должен использоваться для борьбы с воздушными целями".
ВВС ВМФ провели успешные испытания по взлету/посадке Ше-15 с корабельной палубы. Машины поступили на вооружение палубной авиации ВМФ. И со временем заменили поршневые машины на эскортных авианосцах флота. Планировалось использовать в роли малых авианосцев и торговые суда.
В 1956 году Ще-15 были переведены в штурмовики и получили обозначение Ще-15Ш. Прошли модернизацию и стали нести ракетное вооружение: 3 блока ОРО-57К (24 57мм ракеты) или 6 турбореактивных снарядов ТРС-132 на спаренных ПУ.
Источник: http://p-ln.ru/rus/vsi/index.html
Иллюстрации: Сергей Сыч
С уважением, Сергей Сыч
www.alternathistory.ru/blog/Serg