1

Советские лидеры первого поколения (проекты 1, 14 и 14-бис).

Уважаемые коллеги. Во избежание путаницы с часто меняющимися названиями заводов, я использовал их первоначальные (дореволюционные) названия.

Для незнакомых с их историей, привожу список переименований: 

Путиловская верфь – Северная верфь – Завод №190 — Завод имени Жданова – Северная верфь.

Наваль – Завод имени Марти — Завод №198 – Черноморский завод.

Руссуд – Завод №200 – Завод имени 61 коммунара. 

Проект 1. 

В начале 1925 года Научно-технический комитет (НТКМ) получил указание в трехмесячный срок разработать проект эсминца, способного вести бой с легкими крейсерами противника, охранять главные силы от атак неприятельских эсминцев и поддерживать атаки своих, т.е. решать задачи, характерные для лидеров, хотя этот термин в официальной переписке до закладки первого корабля проекта №1 применялся крайне редко.

В 1926 году была утверждена первая шестилетняя судостроительная программа, в которую вместо ранее предполагавшейся постройки восьми сторожевых кораблей, были включены два «больших эсминца» и только шесть сторожевиков. Несмотря на это, проектирование нового корабля продвигалось крайне медленно и только в октябре 1928 года лидеры, получившие названия «Москва» и «Харьков», были заложены на стапелях завода «Руссуд». Их проектное вооружение состояло из 5 130-мм орудий, 4 37-мм автоматов Виккерса и двух трехтрубных торпедных аппаратов. Три турбозубчатых агрегата мощностью по 20000 л.с. должны были обеспечить проектную скорость 40 узлов. Стандартное водоизмещение составляло 1910 т, полное – 2540 т.

При этом к проектированию орудий главного калибра приступили только в 1930 году, а первые новые пушки 130-мм калибра были изготовлены лишь в 1935. В итоге вооружение первых лидеров при вступлении в строй состояло лишь из 5 102-мм орудий Обуховского завода (завод Большевик) длиной в 60 калибров.

Советские лидеры первого поколения

 

1. Москва                                         1928-1930-1932                    Руссуд            ЧФ

2. Харьков                                       1928-1931-1934                    Руссуд            ЧФ 

Только в конце 1935 года «Москва» и «Харьков» получили штатные орудия.

Не лучше обстояло дело и с зенитным вооружением – развернуть производство 37-мм автоматов на советских заводах так и не удалось. В итоге на лидерах при вступлении в строй было установлены по два 76-мм зенитных орудия Лендера, замененные впоследствии на новые орудия «34-К» того же калибра, к которым добавились два 45-мм полуавтомата.

В 1930 году Управление Морских сил заказало итальянской фирме «Галилео» ПУСы для лидеров, которые были получены в 1932 году, но на корабли были установлены только в 1935, так как почти два года изучались советскими специалистами. В 1934 году началось изготовление этих приборов на отечественных заводах.

Торпедное вооружение так же претерпело изменения: трехтрубные торпедные аппараты в ходе постройки были заменены на четырехтрубные.

На ходовых испытаниях в конце лета 1932 года лидер «Москва» развил скорость 40,4 узла при проектной мощности машин. При этом, правда, образовался дифферент на корму, достигавший 1,5 метров. При форсированной работе машин (свыше 65000 л.с.) скорость возросла еще на 0,5 узла, но и дифферент увеличился до 2 метров. После приема воды в носовую цистерну, что уменьшило дифферент, скорость составила 42,3 узла.

Оба лидера вошли в состав Черноморского флота, где и встретили начало Великой Отечественной войны. 

 

Проект 14. 

Предстоящее вступление в строй первого советского авианосца «Красный авиатор», требовало постройки для него кораблей охранения. Таковыми, помимо строящихся тяжелых крейсеров, должны были стать новые лидеры, однако испытания «Москвы» выявили крупные недостатки проекта, к каковым относились в первую очередь недостаточная мореходность и малая прочность корпуса. Дифферент в корму на полных ходах и недостаточная надежность ТЗА так же подлежали исправлению.

Мощность ТЗА модернизированного проекта была понижена до 54000 л.с., а проектная скорость до 38 узлов. Изменились обводы немного удлиненного корпуса, ставшие более полными в корме, прочность его увеличилась, а 130-мм орудие №3 было перенесено с полубака на кормовую надстройку, что увеличивало углы его обстрела.

Первоначально предполагалось построить только два лидера предназначенных для Тихоокеанской флотилии, но возросшая активность империалистических держав в Балтийском море потребовала увеличения там морских сил, тем более что единственный при эскадре крейсер «Профинтерн» после неудачного похода на Дальний Восток оказался на Черном море. Командующий Морскими силами Балтийского моря (МСБМ) М. В. Викторов просил Наркомвоенмора Ворошилова либо вернуть «Профинтерн» на Балтику, либо выделить крейсер из состава Морских сил Черного моря. В итоге было решено усилить МСБМ тремя новыми лидерами, первый из которых должен был строиться по проекту №14.

Построенный на Путиловской верфи «Ленинград» первым среди советских лидеров получил 130-мм орудия и ПУС итальянского производства. На испытаниях он развил скорость 38,1 узла, но был признан гораздо более удачным, чем корабли предыдущего проекта по обеспечению мореходности и общей совокупности боевых качеств.

Построенные в Николаеве «Эривань» (позднее «Ереван») и «Тифлис» (позднее «Тбилиси») осенью 1936 года ушли на Дальний Восток, где вошли в состав Тихоокеанской флотилии, присоединившись к двум эсминцам типа «Новик», перешедшим во Владивосток в том же году Северным Морским путем.

Советские лидеры первого поколения

 

1. Ленинград                      1932-1933-1935                    Пут. верфь               БФ

2. Эривань                          1932-1934-1936                    Руссуд                      ТОФ

3. Тифлис                           1932-1934-1936                    Руссуд                      ТОФ 

 

Проект 14-бис. 

Советские лидеры первого поколения

Несмотря на то, что по вооружению новые советские лидеры превосходили большинство эсминцев европейских флотов, соотношение сил на Тихом океане выглядело совсем по-другому. Японские эсминцы, вооруженные 6 127-мм орудиями, имели превосходство в над советскими кораблями в артиллерии. Необходимо было вооружить строившиеся для Дальнего Востока лидеры 6 130-мм орудиями, но осуществить это можно было лишь при наличии спаренных артустановок главного калибра.

Разработка такой установки, на базе уже имеющегося 130-мм орудия, была начата в 1933 году, но только в 1937 году первые артустановки этого типа были сданы заводом-производителем, что сильно задержало готовность новых лидеров, проект которых получил обозначение 14-бис.

В модернизированном проекте носовые котельные отделения были сдвинуты вперед, а между ними и носовым турбинным отделением был размещен артиллерийский погреб средней 130-мм артустановки. Благодаря отказу от линейно-возвышенной схемы расположения орудий понизился центр тяжести, что способствовало плавности качки. Число 45-мм полуавтоматических орудий было увеличено до четырех. Корабли типа «Баку» превосходили по мореходности лидеры предыдущих серий, по скоростным же качествам ничуть им не уступали. Осенью 1937 года все четыре построенных в Николаеве лидера ушли на Дальний Восток где вошли в состав Тихоокеанской флотилии.

Советские лидеры первого поколения

 

1. Баку                                               33-34-37                Наваль                        ТОФ

2. Ташкент                                        33-34-37                Наваль                        ТОФ

3. Минск                                           33-34-37                Пут. верфь                 БФ

4. Петрозаводск                                34-35-37               Пут. верфь                 БФ

5. Ашхабад                                        34-36-37                Руссуд                        ТОФ

6. Киев                                               34-36-37                Руссуд                       ТОФ 

 

Во время Великой Отечественной войны советские лидеры первых серий понесли серьезные потери. В сентябре 1941 года, входившие в отряд контр-адмирала Дрозда лидеры «Ленинград» и «Петрозаводск» погибли в бою с германскими крейсерами «Лейпциг» и «Эмден». Считается, что именно торпеда, выпущенная «Ленинградом» перед своей гибелью, поразила «Эмден», который в результате этого попадания потерял ход и был настигнут тяжелым крейсером «Дзержинский». В сентябре 1942 года, черноморский лидер «Харьков» был потоплен немецкой авиацией возле Констанцы. Популярная версия, гласящая что лидер прикрыл собой линейный корабль «Советская Украина" от торпеды выпущенной румынской подводной лодкой документального подтверждения не нашла. Еще через год, в сентябре 1943, фашистские самолеты потопили лидер «Москва». Последним погибшим во Второй Мировой войне советским кораблем стал тихоокеанский лидер «Ашхабад», затонувший в апреле 1945 года после атаки японского самолета-камикадзе вызвавшего детонацию торпед в носовом торпедном аппарате.

Оставшиеся лидеры в 1948 году были переклассифицированы в эскадренные миноносцы. «Баку», «Ташкент» и «Киев» в 1954 году были переданы ВМС Китайской Народной Республики.

Советские лидеры первого поколения

 

Подписаться
Уведомить о
guest

11 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account