Соревнования в Реймсе и гонки на кубок Гордона Беннетта
Интересная винтажная статья, которая, думаю, заинтересует коллег. Хочу выразить большую благодарность уважаемому коллеге redstar72 за большую помощь в редактировании данной статьи.
Несмотря на то, что проходившие в этом году (1913 — Прим. перев.) в Реймсе соревнования потеряли значительное количество интереса по причине неучастия ряда французских авиастроительных компаний, в течение трех дней мы стали свидетелями ряда замечательных полетов. Прево (Prevost) дважды побил свои рекорды скорости и стал победителем в гонке на кубок Гордона Беннетта, показав среднюю скорость 200 км/ч на протяжении всей 200-километровой дистанции.
Соревнования начались в последнюю субботу месяца (27 сентября – прим. перев.) с французских отборочных соревнований гонок Гордона Беннета. Первоначально в соревнованиях должны были принять участие восемь участников, но Шеме (Chemet) и Докур (Daucourt), летавшие на Borel, Бреги (Bregi) на Breguet и Эспане (Espanet) на Nieuport сняли свои заявки и в итоге осталось только четыре участника, а именно: летавшие на машинах компании Deperdussin Прево, Жильбер (Gilbert) и Рост (Rost) и Э. Ведрин (E. Vedrines), пилотировавший Ponnier. Они должны были пролететь десять кругов по 10 километров каждый, что составляло половину дистанции основной гонки. Прево легко обеспечил себе первое место (31 минута 22,8 секунды, что соответствует скорости 191 км/ч), Э. Ведрин был вторым (32 минуты 28 секунд; 184,8 км/ч), Жильбер был третьим (33 минуты 45,8 секунды; 178 км/ч), а Рост с результатом 37 минут 4 секунды был выставлен в качестве резервного участника.
Во второй половине дня были два состязания: одно на достижение максимальной высоты, а второе – минимальной скорости. В классе полетов только с одним пилотом победителем стал Пармелен (Parmelin) на «Депердюссене», поднявшийся на высоту 3441 метр и превзошедший на 32 метра достижение Леганье (Legagneux), летавшего на Morane. В полетах с пилотом и одним пассажиром участвовали три «Морана». Жильбер одержал победу с результатом 4348 метров, вторым стал Бриндежон (Brindejonc) с 3108 метрами, и третьим Гарро с 2819 метрами. Муаню (Moineau) на своем Breguet победил в классе «пилот и два пассажира», набрав высоту 1562 метра, в то время как Эспане, летавший на Nieuport, был вторым с результатом 1360 метров.
В конкурсе на самый медленный самолет конкурсанты сначала должны были показать, что они способны развивать скорость 90 км/ч. Затем они должны были пролететь трассу длиной в 2 километра и после двухминутной остановки лететь обратно к исходной точке. Победителем должен был стать тот, кто затратил большее время. Им оказался Дером (Derome) на Breguet, чья скорость оказалась всего 51,479 км/ч; Г. Кодрон был вторым с результатом 57,358 км/ч, Леганье третьим с 58,042 км/ч, Р. Кодрон четвертым и Жильбер пятым.
Воскресная программа включала в себя три состязания: испытание на скоростные показатели на трассе длиной 30 километров, соревнования по набору высоты и гонки по заданному маршруту. День начался с квалификационных испытаний соревнований на наибольшую скорость. Конкурсанты должны были лететь по прямой в заданную точку и вернуться назад на скорости, не превышающей 68 км/ч. Квалификацию прошли полдюжины пилотов: Кайо (Cailleaux; Goupy), Муаню (Breguet), Кодрон (Caudron), Бриндежон (Morane), Леганье (Morane) и Гарро (Morane). Лучше всех выступил Муаню, чья средняя скорость была 48 км/ч; на этой же машине в самой гонке он летал со скоростью 113 км/ч, показав таким образом диапазон скоростей 65 км/ч. Победителем соревнования на скорость стал Бриндежон, пролетевший 30 километров за 14 минут 57,2 секунды. Муаню был вторым с результатом 15 минут 59,8 секунды; Леганье третьим с 16 минутами 13,2 секундами.
Затем последовали соревнования на максимальную высоту полета, в ходе которых были показаны результаты значительно лучшие, чем в предыдущий день. В секции полетов только с одним пилотом Жильбер поднялся на высоту 5795 метров, Пармелену (Parmelin) пришлось довольствоваться вторым местом с высотой 4276 метров, Леганье смог набрать всего 2683 метра. С двумя пассажирами Дером поднялся на высоту 2298 метров, Майкон (Maicon) на «Кодроне» был вторым с результатом 714 метров.
Последним пунктом программы дня были гонки по заданному маршруту, во время которой пилоты по пять раз должны были пролететь над Реймсом, Витри (Vitry) и Бриеном (Brienne). Бипланы, которых в гонке было четверо, стартовали первыми, и полчаса спустя взлетели пять монопланов. В классе бипланов Гастон Кодрон, чей самолет был оснащен 100-сильным двигателем Anzani, стал первым с результатом 1 час 35 минут 51 секунда. Рене Кодрон на биплане с 80-сильным мотором Gnome был вторым, пролетев трассу за 1 час 52 минуты 36 секунд. Биплан Муаню был третьим. Среди монопланов победу одержал Рост с результатом 1 час 7 минут 18,2 секунд, Прево был вторым со временем 1 час 19 минут 10,6 секунд и Пармелен третьим с 1 часом 25 минутами 5,4 секундами. Все эти пилоты летали на самолетах Deperdussin, которые так же, как и бипланы, были оснащены винтами Chauvière.
Ночные погодные условия не выглядели многообещающими для последнего дня состязаний, но когда наступило утро понедельника, погода была на удивление великолепной. Было немало домыслов относительно того, кто станет победителем гонок Гордона Беннетта. Во время обсуждения упоминалось, что три года назад, когда Грэхем-Уайт привез из Америки приз, он за 1 час 1 минуту пролетел 100 километров. Сможет ли Прево, фаворит этих гонок, сжать 200 километров в один час? Великобритания, Америка и Германия выбыли из соревнований, и единственным иностранным участником гонок остался Кромбе (Crombez), представлявший Бельгию и летавший на «Депердюссене». В ходе жеребьевки очередности старта Кромбе закрепил за собой право взлететь первым.
Он начал очень резво, но вскоре стало очевидным, что если не произойдет каких-либо несчастных случаев, то кубок не покинет пределы Франции. Свой первый 10-километровый круг Кромбе прошел за 3 минуты 29 секунд. Он летел очень ровно и завершил двадцать кругов за 1 час 9 минут 52 секунды. Это на 1 минуту 3 секунды было лучше, чем победное время Жюля Ведрина на прошлогодних авиагонках в Чикаго, но в то же самое время это был самый худший результат этого дня.
Прево взлетел следующим в четверть двенадцатого и начал полет в угрожающем темпе. Вскоре стало очевидным, что укорочение крыла, выполненное в течение ночи, существенно помогло увеличить скорость. Первый круг Прево преодолел за 2 минуты 56,6 секунды со средней скоростью 204 км/ч. Этот и шестой круг, пройденный с той же скоростью, стали самыми быстрыми в гонке. Второй, третий и четвертый круги были завершены за 2 минуты 58 секунд каждый, что дало среднюю скорость 202,4 км/ч. После шестого круга средняя скорость стала уменьшаться, но прохождение двадцатого круга было завершено через 59 минут 45,6 секунды после начала старта, что дало среднюю скорость 200,5 км/ч или 124,5 миль/ч.
Deperdussin Прево, принесшего Франции победу в гонке Гордона Беннетта, проходившей в этом году в Реймсе. Прево показал среднюю скорость более 124 миль/ч
Жильбер стартовал третьим, но уже первый круг, пройденный им за 3 минуты и 2 секунды, показал, что его машина заметно медленнее самолета Прево. Всю дистанцию он преодолел за 1 час 2 минуты 55 секунд со средней скоростью 192 км/ч.
Эмиль Ведрин, который стартовал последним, выдал отличную гонку: первый круг он прошел за 2 минуты 59,2 секунды, что дало среднюю скорость 200,8 км/ч. Хотя он не смог удержать это значение, следует сказать, что лишь на одном круге его средняя скорость опустилась ниже 195 км/ч. Ведрин финишировал со временем прохождения трассы 1 час 0 минут 51,4 секунды и средней скоростью 197,5 км/ч.
С окончанием гонки волнение дня прошло, хотя оставались еще два состязания: на скорость на 10-километровой дистанции и на достижение максимальной высоты. В соревнованиях на скорость в классе монопланов победу одержал Э. Ведрин с результатом 3 минуты 57,6 секунды, Пармелен был вторым с 4 минутами 27,4 секундами. Среди пилотов бипланов честь стать победителями разделили братья Кодрон: Рене стал первым с результатом 5 минут 11,4 секунд, а Гастон был вторым с 5 минутами 50,4 секундами.
В состязаниях на высоту в секции полетов только с пилотом первенствовал Жильбер, поднявшийся на 5002 метра, тогда как вторым был Пармелен с результатом 4532 метра. В секции полетов с пилотом и одним пассажиром первым был Леганье, достигший высоты 2583 метра. В секции полетов с пилотом и двумя пассажирами лидировал Жильбер с результатом 3638 метров, Бонье (Bonnier; Nieuport) был вторым с 2284 метрами и Майкон (Caudron) – третьим с результатом 2228 метров. В общей классификации трех дней соревнований Жильбер лидировал в трех секциях с результатом 5795 метров (только пилот), 4348 метров (с одним пассажиром) и 3638 метров (с двумя пассажирами).
ГОНКИ ГОРДОНА-БЕННЕТА
Участники гонки
Место |
Пилот |
Самолет |
Двигатель |
Пропеллер |
1 |
Прево |
Deperdussin |
160 h.p. Gnome |
Chauvière |
2 |
Э. Ведрин |
Ponnier |
160 h.p. Gnome |
Chauvière |
3 |
Жильбер |
Deperdussin |
160 h.p. Rhone |
Chauvière |
4 |
Кромбе |
Deperdussin |
160 h.p. Gnome |
Chauvière |
Совокупное время прохождения кругов. Каждый круг был равен 10 километрам
км |
Прево |
Э. Ведрин |
Жильбер |
Кромбе |
10 |
2 мин 56,6 с |
2 мин 59,2 с |
3 мин 2 с |
3 мин 29 с |
20 |
5 мин 54,6 с |
6 мин 0,4 с |
6 мин 7,6 с |
6 мин 59,2 с |
30 |
8 мин 52,6 с |
9 мин 1,4 с |
9 мин 15 с |
10 мин 29 с |
40 |
11 мин 50,6 с |
12 мин 3,2 с |
12 мин 22,8 с |
13 мин 59 с |
50 |
14 мин 48,2 с |
15 мин 5 с |
15 мин 31,4 с |
17 мин 29 с |
60 |
17 мин 14,8 с |
18 мин 7 с |
18 мин 40,6 с |
20 мин 59 с |
70 |
20 мин 43,2с |
21 мин 8,2 с |
21 мин 49 с |
24 мин 28 с |
80 |
23 мин 41,4 с |
24 мин 10,4 с |
24 мин 57,4 с |
27 мин 57 с |
90 |
26 мин 40,4 с |
27 мин 12 с |
28 мин 6,4 с |
31 мин 25 с |
100 |
29 мин 40 с |
30 мин 14 с |
31 мин 17 с |
34 мин 54 с |
110 |
32 мин 39,2 с |
33 мин 17 с |
34 мин 26 с |
38 мин 22 с |
120 |
35 мин 38,6 с |
36 мин 20 с |
37 мин 36 с |
41 мин 51 с |
130 |
38 мин 38,6 с |
39 мин 23 с |
40 мин 46 с |
45 мин 19 с |
140 |
41 мин 38,2 с |
42 мин 25,6 с |
43 мин 57 с |
48 мин 49 с |
150 |
44 мин 38 с |
45 мин 30 с |
47 мин 6,4 с |
52 мин 19,2 с |
160 |
47 мин 38,8 с |
48 мин 34,2 с |
50 мин 15,2 с |
55 мин 49 с |
170 |
50 мин 40,2 с |
51 мин 38 с |
53 мин 25 с |
59 мин 19 с |
180 |
53 мин 41,6 с |
54 мин 43,8 с |
56 мин 35,4 с |
1 ч 2 мин 51,6 с |
190 |
56 мин 43 с |
57 мин 47 с |
59 мин 45,6 с |
1 ч 6 мин 21,8 с |
200 |
59 мин 45,6 с |
1 ч 0 мин 51,4 с |
1 ч 2 мин 55,4 с |
1 ч 9 мин 52 с |
Новые рекорды скорости
Дистанция, км |
27 сентября |
29 сентября |
Дистанция, км |
27 сентября |
29 сентября |
10 |
3 мин 9,2 с |
2 мин 56,4 с |
50 |
13 мин 0,8 с |
14 мин 48,2 с |
20 |
6 мин 17,8 с |
5 мин 54,2 с |
100 |
31 мин 22,4 с |
29 мин 40 с |
30 |
9 мин 25,8 с |
8 мин 52,2 с |
150 |
52 мин 52,8 с |
44 мин 38 с |
40 |
12 мин 32,8 с |
11 мин 50,2 с |
200 |
1 ч 10 мин 55,4 с |
59 мин 45,6 с |
¼ часа – 50 км |
½ часа – 100 км |
1 час – 200 км |
источник: The Rheims Meeting And Gordon-Bennett Trophy // Flight, October 4, 1913, p.1103-1104
https://www.flightglobal.com/pdfarchive/view/1913/1913%20-%201077.html