Сон в руку: перевёрнутый редуктор против ахт-комма-ахт. Проект танка Т-111М

9

Семён Гинзбург внезапно проснулся среди глубокой ночи.Через пару секунд, осознав, что он находится в собственной спальне, а не в камере тюрьмы, его рука привычно потянулась к ночнику. Всыпхнул неяркий свет лампы, и не накидывая халата поверх пижамы, главный конструктор завода №185 пошёл в кабинет. Войдя в последний и включив свет, Семён Александрович начал что-то быстро рисовать на лежавшем на столе листе бумаги. Закончив последние штрихи эскиза нового танка, Гинзбург закурил папиросу. Выкурив её до половины и затушив остатки , Семён Александрович, вполне удовлетворённый эскизом новой машины, лёг спать тут же в кабинете, на большом кожаном диване.

Сон в руку: перевёрнутый редуктор против ахт-комма-ахт. Проект танка Т-111М


Таким образом, примерно через год с небольшим после постройки танка Т-111, начались работы над новым тяжёлым танком малой массы — Т-111М.
Руководитель КБ завода № 185 был наслышан об успехах бывшего зека Фирсова, автора проекта танка БТ-9 с мотором М-100. К тому же, ему довелось участвовать в обсуждении другого фирсовского проекта — более толстобронного танка с передним расположением трансмиссии и карданом , проходящим через боевое отделение. Но несмотря на ряд преимуществ указанного выше проекта, он не был принят из-за трудностей в обслуживании и замене трансмиссии, а также высокого и из-за этого тяжёлого корпуса, несмотря на достаточно толстую вертикальную броню танка в 60мм.
Гинзбургу, было также известно, что Советское правительство, по личному предложению Сталина, подарило Фирсову, в качестве одной из наград, неположенную ему по рангу, легковую автомашину — лимузин ЗИС-101, являвшийся топовой моделью автопрома Советской империи.Сон в руку: перевёрнутый редуктор против ахт-комма-ахт. Проект танка Т-111М

Семён Александрович являлся страстным авто-мотолюбителем и такая машина была пределом его желаний, тем более, что в личной собственности у него имелся лишь старенький мотоцикл, купленный ещё в середине тридцатых годов, из средств премии за создание танка Т-28. После того, как не был принят на вооружение его 23-ёх тонный танк Т-111 с бронёй 60мм, вся надежда была на новую разработку, способную обойти конкурентов, изготовлявших новые тяжёлые танки СМК и КВ. В принятие же на вооружение, танка своего завода Т-100, главный конструктор был совсем не уверен, ибо времена многобашенных монстров уходили в прошлое. Поэтому, для перспективного проекта, Гинзбург принял однобашенную схему и мотор М-100, но вот как скомпоновать танк, чтобы обеспечить небольшой вес при толстой броне в 75 мм, было большим вопросом до той самой, вышеописанной в начале рассказа, ночи. Решение, неожиданно пришло во сне : вернуть редуктор на мотор М-100, только развернуть его вниз, тем самым снизив высоту кардана от днища танка.
Это позволяло снизить высоту корпуса, а крутящий момент двигателя с редуктором не превышал такового, у мотора М-17Т, под который была рассчитана, переделанная после ареста Фирсова, трансмиссия танка БТ-7.
С. Гинзбург решил скомпоновать танк из освоенных и перспективных агрегатов и узлов. К первым относились — ДВС и трансмиссия, ко вторым — торсионная подвеска и ещё ряд менее значительных узлов.
Башня, повторяла конструкцию таковой от танка А-34 с пушкой Л-11, только был увеличен на 20 мм внутренний диаметр и применён погон по типу танка БТ-7А. Т.о. круг обслуживания в свету достиг 1480 мм(с учётом захватов и ограждения отверстия) и башня стала трёхместной: справа помещался командир(обозревающий поле боя с помощью ПТК), слева наводчик, а в задней части располагался заряжающий(имея возможность действовать с обоих бортов). Б/к располагался на полу и бортах боевого отделения.
Танк имел броню бортов, башни и НЛД толщиной 75мм. Из-за небольших, относительно КВ, размеров листов, появлялась возможность применить броню высокой твёрдости и повысить защищённость танка, относительно всё того же КВ, имевшего броню низкой твёрдости(исключающую проломы при попадании снарядов калибра 75-88 мм), но это решение требовало испытаний корпуса и башни обстрелом. ВЛД  бронировалась листами толщиной 30мм, но при этом наклон ВЛД от вертикали достигал 66 градусов, что исключало её пробитие даже тупоголовыми и снарядами с бронебойными наконечниками из-за их рикошета. ВЛД изготавливалась из брони средней твёрдости, а для исключения её пролома подкреплялась уголками, уменьшавшими пролёт между опорами листа. В корме, по бокам от двигателя, размещались вместительные основные и дополнительные бензобаки. Из-за прямого обдува радиаторов, удалось уменьшить их размеры, но пришлось изготавливать привода для вентиляторов, которые отсутствовали на моторе М-100. Горизонтальное бронирование корпуса — 15мм( под МТО — 10мм), башни — 15мм. Корма бронировалась «сэндвичем»: снаружи лист толщиной 15мм цементованной брони, в середине 30мм самого лучшего бетона, внутри — 15 мм лист брони средней твердости.Сон в руку: перевёрнутый редуктор против ахт-комма-ахт. Проект танка Т-111М
Несмотря на бронирование, превышавшее таковое у танков СМК и Т-100 и равное танку КВ, вес танка Т-111М немного превышал 21 тонну, что было почти вдвое ниже, чем у первого экземпляра КВ.
Но получить награды и премии за столь выдающийся проект не удалось, т.к. начальник АБТУ Павлов, был категорически против производства ещё одного танка с 76мм пушкой, хотя и лучше забронированного. Он стремился максимально насытить армию удачными танками БТ-9, Т-9 и с 41 года — Т-10, имевшими более низкую стоимость, при одинаковом вооружении.
Всё изменилось осенью 1940 года. Почти деза про толстобронные танки противника, поставила «на уши» руководство СССР, военное ведомство, а вслед за ним и большое количество конструкторских коллективов. Причём требовался танк даже не с 75мм бронёй, а с толщиной защиты в 90 и более миллиметров. И тут настало время проекта Гинзбурга.
Семён Александрович подкорректировал свой старый проект Т-111М : люк мехвода был перенесён с ВЛД на крышу боевого отделения, НЛД, борта корпуса и башня стала толщиной 90мм из брони высокой твёрдости марки И8-С(МЗ-2), на борта были навешаны экраны из  8 мм листа.Последние давали защищённость выше надгусеничных полок в эквиваленте около ста десяти и более миллиметров брони(зависело от курсового угла на орудие противника), кроме того, была высокая вероятность рикошета из-за угла наклона верхней части экрана в 63 гр. от вертикали. При попадании снаряда ниже надгусеничных полок, предполагался его разрыв до прохождения основной брони, либо потеря бронебойного наконечника. В качестве двигателя теперь использовался V-образный восьмицилиндровый дизель — марки В-8. Несмотря на увеличения веса танка, проект был принят маршалом Куликом на «ура». Павлов, выступал против производства толстобронного танка даже на одном из четырёх заводов, выпускающих танки Т-10( с января 1941 года) и поэтому предлагал реконструировать один из других заводов, производящих лёгкую БТТ. Выбор руководства пал на Ижорский завод, выпускающий бесполезные устаревшие бронеавтомобили. Предполагалось следующее : ИЗ сам себе поставлял броню для Т-111М90 и собирал из неё корпуса и башни, двигателя поставлял Рыбинский завод авиамоторов №26(позднее, при начале серийного производства в 41г — Харьковский з-д № 75), КПП и детали трансмиссии изготовлялись различными Ленинградскими предприятиями. На ИЗ требовалось наладить производство деталей ходовой части и некоторых других. Но до начала войны выпустить хотя бы первый серийный танк Т-111М не удалось. Первые две танковые бригады, удалось укомплектовать толстобронными танками Т-11(так для краткости стал называтся Т-111М90) только к смоленской битве в октябре 1941 года. Эти бригады, действуя с двух направлений, прорвали внешний и внутренний фронты противника, ранее окружившего значительное число войск Западного фронта. При этом часть войск противника, сама оказалась в окружении и впоследствии, в ожесточённых боях была уничтожена или сдалась в плен.Сон в руку: перевёрнутый редуктор против ахт-комма-ахт. Проект танка Т-111М
В этих боях выявилась малая эффективность германских 88мм зениток против Т-111М90, хотя ранее они относительно успешно отбивали атаки танков БТ-9, Т-9 и Т-10(конечно вместе с другими средствами ПТО). Впоследствии, при виде атакующих русских танков Т-11 с пехотой, обороняющиеся части вермахта отходили до позиций дивизионной или даже корпусной артиллерии, у которой была хоть какая-то возможность, подбить наступающие танки ОФС и фугасными снарядами больших калибров.
История авто-мотолюбителя С. Гинзбурга закончилась счастливо, — за создание танков Т-111М и Т-111М90, а также 107мм САУ на базе первого, главный конструктор был удостоен ордена, получил значительную премию( а позднее ещё и Сталинскую премию ) и главное: был награждён автомобилем — хотя и «эмкой», но с шестицилиндровым двигателем ГАЗ-11, мощностью, аж в целых 73 лошадиных силы.Сон в руку: перевёрнутый редуктор против ахт-комма-ахт. Проект танка Т-111М        Т-111М в сравнении с КВ и Т-34:Сон в руку: перевёрнутый редуктор против ахт-комма-ахт. Проект танка Т-111М

Подписаться
Уведомить о
guest

308 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account