2

Не прошло и 120 лет, как я решил сделать этот кусок отдельным постом.

Крейсера макаровской не мечты

…кораблестроители люди бедные, едят сыр с плесенью, вина да коньяки пьют старые, и машина у них без крыши, то добавим, что наэкономленные на строительстве БРБО денежки не все пропить удалось. В общем, проект конкурсный крейсерский, некогда эксклюзивный для сайта ВОВС.

Вдогонку к недорогим броненосцам береговой обороны строящийся в Дании бронепалубный крейсер II ранга "Боярин", ближний эскадренный разведчик проекта "улучшенный "Новик" (такие же крейсера российской постройки известны как "камушки", а именно "Изумруд" и "Жемчуг") датчане предложили дополнить ещё одним крейсером, по задумке конструкторов, приближавшемся по характеристикам к бронепалубным крейсерам I ранга (небезызвестные "Богини", "Варяг", "Богатырь" и примкнувший к ним "Аскольд"), но значительно меньшим и более дешёвым. Проект нарекли "Гостомыслом". А Крамп, поглядев на всю эту тусовку, предложил свою версию, "Храбра".

Корабль базировался на корпусе "Боярина", но имел так называемую цилиндрическую вставку в миделе, увеличившую суммарную длину корпуса до 120 метров.

Опять же, покуда считали да закладывали, появились в доступности (см. выше) немаленькие да удаленькие керосиновые моторы Луцкого, для броненосцев, аж по 2 500 лошадиных сил, восьмицилиндровые, производства МАН Аугсбург. Недружные с германцами датчане попросили у русских техническую информацию, а последние, ничтоже сумняшеся, передали копии чертежей всё той же судостроительной фирме "Бурмейстер ог Вайн". Вайн-то вайном, а датчанам удалось построить шесть даже несколько более мощных моторов, которые в трёх- (возвращаясь к "Новику"), а не двухвальной схеме смогли заменить всю паромашинную энергетику крейсера, да ещё и быть в плюсах — моторы в разы экономичней, а горючее для них заливалось в простые отсеки двойного дна. Но опять же мотор — не паровик, восьмицилиндровая бандура — она, конечно, узкая, да длинная, так что ГЭУ места стала занимать столько же, сколько и в прототипе, и даже прибавилась ещё одна труба. Место в фактически декоративных трубах, понятное дело, поначалу "гуляло". Новым у "Гостомысла" стало то, чего не осилили ни русские "Богини", ни американский "Варяг", ни немецкий "Богатырь" вкупе с "Аскольдом". Удавалось это только французскому крейсеру "Баян", а именно — носить большие пушки. Изменили потомки викингов состав вооружения всерьёз, прибавив аж 3 восьмидюймовки в скопированных с баяновских, но облегчённых башнях — одну в носу и пару в корму от миделя. Правда, количество среднего калибра и так скромных 120 мм пушек пришлось ужать до 5 штук, из них 2 стали на ростры вместо противоминных трёхдюймовок.

Крейсер на полной мощности двигателей смог показать на мерной миле рекордные 25,5 узлов, обгоняя даже хвалёный немецкий "Новик", да без предательски демаскирующего на весь видимый горизонт огромной тучи чернейшего угольного дыма, валящего из труб.

Испытания 

Правда, недолго музыка играла. Машинная команда едва не оглохла от свиста и громыхания керосинок; несмотря на работу двигателей, забиравших воздух прямо из машинного отделения (куда он поступал от вентиляционных раструбов и из раскрытых световых люков), керосином мгновенно прованивалось буквально всё — отчего поначалу молодые машинные, непривычные к такому сочетанию, вытравливали обед до жвака-галса безо всякой качки. Вибрация от хорошо сбалансированных двигателей поначалу не вызывала особых неприятностей, но на испытаниях внезапно сломался длинный промежуточный вал группы моторов центрального вала, отчего датчанам пришлось срочно пришлось перекраивать центральный снарядный погреб, выделяя место под могучую антивибрационную муфту — а вал сломался снова. Тогда от отчаяния курнув вместо колониального табачку натурный вид уже пятнадцать лет как известной схемы одноступенчатой турбины Лаваля, муфту оставили, да погреб перекроили снова, а вал сменили на более тонкий и гибкий, кованый из дорогущей шведской оружейной стали. В красивые пустые трубы пришлось вкрячивать функциональные глушители да расширители для выхлопных газов.

Конечно, с деньгами, как всегда, грубанули, на последние оплаты едва ли не пришлось великому князю у любимой балерины брульянтики из ожерелья выковыривать. Но и здесь наэкономить удалось — потому что опоздал крейсер к контрактной осени 1903 года аж на два с половиной месяца, испытания-поломка-испытания-поломка затянули работы, оштрафовали датчан. Впрочем, они были не в претензии, ибо опыт — он бесценен.

А вот и картиночка поспела с кратенькими ТТХ.

Снова "Бояричи": "Гостомысл" и "Храбр"

Тактико-технические характеристики 

Гостомысл, русский бронепалубный крейсер II ранга, заложен в 1901 году

Водоизмещение 
    3 429 т пустого; 3 790 нормальное; 3 937 полное.

Размерения длина (общая-по ватерлинии) ширина (осадка-максимальная)
    (124,00 m / 120,00 m) x 12,63 m  x (4,90 / 5,04 m)

Вооружение
      3 — 203 mm 45,0 калиберных пушек, 150 снарядов на ствол
      Картузные пушки в башнях французского типа
      5 — 120 mm 45,0 калиберных пушек, 250 снарядов на ствол
      Картузные пушки в щитах

Броня:
Пояс (вместо угля) толщина-длина-высота
Главный:     25 mm    / 78,00 m    / 2,35 m
Оконечности:   13 mm     / 41,99 m   / 2,35 m

Торпедная переборка
        8 mm    78,00 m    4,34 m высоты

Броня башен и щитов

    ГК 100 мм по кругу

 щиты СК 38 мм

Бронепалуба 
 51 mm
Форкасл:  38 mm  квотердек: 38 mm

Боевая рубка  178 mm

Машинная установка
Керосиновые двигатели, 
    3 винта, 17 349 л.с. = 24,00 уз
    Дальность 3 000 морских миль на 12,00 уз
   Нормальная ёмкость топливных танков = 330 тонн. При заливке всех ёмкостей двойного дна, куда помещалось 950 тонн керосина, дальность вырастала аж до 7000 миль. Правда, крейсер садился аж на два фута глубже допустимого, и в бой ему с забитыми баками лучше было не соваться 

Экипаж до 315 человек

Цена   280 тысяч золотых английских фунтов — около 5 млн. рублей, лишь немногим дешевле "Варяга".

Только что принятый в казну крейсер в декабре 1903 года, под вышепомянутое обострение международной обстановки тихой-тихой сапой пошёл через Северное море да вкруг Британии хлебать лаптем щей и пугать торгашей в Северо-Американские Соединённые Штаты, в Техас — за следующей порцией керосину. А оттуда — к побережью Бразилии, где и дозаправился с дружественного немецкого парусного керосиновоза (да-да-да, тогда ещё такие были). Отсель дорог было много…

В общем, мир обещал быть

Вкрадываются вопросы. 

Мог ли в феврале 1904 выскочивший в нейтральные воды корабль производства "Крамп и Ко" БПКР-II "Храбр" самостоятельно довооружиться?

Ладно бы какой-то немецкий трамп привёз 8 штук 6" пушек "Улучшенный Канэ", но смогли бы их поставить с помощью грузовых стрел обычного судна?

Подписаться
Уведомить о
guest

12 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account