Интересная и дисскуссионная статья из жж коллеги Тайра Коремочи, которая несмотря на свой заголовок больше относится к сайту АИ, нежели АП и никак не нарушает п.14 правил. В качестве предисловия привожу авторский постскриптум "Убедительно прошу сдерживать эмоци в комментариях!"
"То, что не убивает, делает вас сильнее. Это фраза Ницше, и она, по моему мнению, вполне отражает суть того, что происходит сейчас в геополитике. Мы уже живем в новом мире, я думаю о том, что мы туда еще не дошли. Если кто-то думает, что когда закончится война в Украине, все будет так, как было, я думаю, что эти люди ошибаются. Вы не можете воскресить десятки тысяч погибших украинцев. Вы не можете забыть, что подписи под Будапештским меморандумом дают меньше безопасности, чем один ядерный заряд"
П. Порошенко
Неоднократно приходится слышать от украинских политиков и политических аналитиков сожаление по поводу отказа Украины от статуса ядерной державы. Отказ Украины от ядерного оружия связывается, прежде всего, с Будапештским меморандумом, создавая мыслительный мостик отказа от ядерного оружия взамен территориальных гарантий. На самом деле вопрос отказа от ядерного оружия Украиной несколько сложнее, а неядерный стратегический потенциал советского наследства не рассматривается вовсе.
Подробно рассматривать возможность сохранения ядерного статуса Украиной не имеет смысла, так как советское ядерное наследство Украины ставило вопрос о новом стратегическом балансе. Ведущие мировые державы, и в первую очередь США, нацеленные на осваивание советского наследства, не могли допустить сохранения Украиной советского ядерного потенциала. Помимо этого содержание стратегических ядерных сил является одним из самых затратных. На фоне неспособности обеспечить необходимое содержание обычных ВС все годы независимости, обсуждать гипотетическую ядерную Украину несерьёзно. Объективные причины не оставляли Украине шансов сохранить ядерный статус.
Регулировался отказ от ядерного статуса не Будапештским меморандумом, а Лиссабонским протоколом к договору о Сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1) между США и СССР. Так как СССР прекратил своё существование республики на территории, которых оказались элементы советских стратегических вооружений по Лиссабонскому протоколу присоединялись к договору СНВ-1. Условия договора для Украины были следующими:
Украина без каких-либо условий взяла на себя обязательство по отказу от ядерного оружия ещё до подписания Будапештского меморандума.
Откуда же возник Будапештский меморандум? Это результат деятельности украинского руководства по получению компенсации за советское ядерное наследство. Взамен на советский стратегический потенциал украинское руководство желало: 1) гарантий территориальной целостности от великих держав; 2) внешнее финансирование ликвидации инфраструктуры и элементов СЯС на территории Украины; 3) материальную компенсацию за ядерные материалы в боеголовках.
Первый пункт и привёл к подписанию Будапештского меморандума в декабре 1994 г. По второму пункту расходы взяли на себя США. По третьему Украина получила от России 1800 тепловыделяющих сборок для АЭС (три года работы украинских станций).
Интересно, что помимо собственно ядерного оружия Украина отказывалась по этому договору и от его носителей. При этом стратегические бомбардировщики и крылатые ракеты могут использоваться в безядерном варианте. Об этом компоненте стратегических сил украинские политики предпочитают молчать, упирая на ядреное оружие. Между тем оставшиеся от СССР 11 Ту-160 и 27 Ту-95 с крылатыми ракетами (под тысячу единиц) представляли собой весомый стратегический аргумент, никак не влияя на украинские обязательства по отказу от ядерного оружия. Поэтому правильно говорить об отказе Украины не только от стратегического ядерного оружия, но и от стратегического неядерного.
Особо выделить следует историю с бомбардировщиками Т-22М, которые никак не подпадали под сокращение по СНВ-1. Но:
Никаких технических проблем в поддержании боеспособности этих бомбардировщиков не было. Они могли составить основу стратегического реагирования ВС Украины.
Ещё живой элемент украинского неядерного стратегического потенциала.
С полной уверенностью можно заключить, что отказ Украины от ядерного статуса определён не Будапештским меморандумом, а условиями присоединения к СНВ-1. Никакой гипотетической возможности сохранить ядерный статус не было. США проводили политику минимизации стратегических рисков. Они даже не позволили Украине сохранить Т-22М, которые не подпадали под договорные обязательства. В результате этой политики Украина лишилась не только ядерного, но и неядерного стратегического потенциала. При этом ликвидация неядерного стратегического потенциала ничем не компенсировалась (исключение составляет обмен 11 бомбардировщиков Ту-95, Ту-160 и 600 крылатых ракет на долги по газу). О чем никто из украинских политиков и аналитиков не говорит.
Рассмотрение стратегического неядерного потенциала Украины на момент выхода из СССР нельзя ограничивать каким-то отдельным видом вооружений. Стратегические бомбардировщики с крылатыми ракетами бесспорный аргумент межгосударственных отношений, но они не могут существовать как отдельный элемент вооруженных сил без соответствующего военно-промышленного комплекса. Танк можно поставить на долговременное хранение в бокс, чтобы вывести его в нужное время. Стратегические силы требуют постоянного внимания. Собственно история того, как украинская элита распоряжалась советским стратегическим наследством подсказывает вариант его рационального использования с целью поддержания украинского неядерного стратегического потенциала. Продажа Украиной за копейки авианосца вместе с прототипом палубного истребителя Китаю указывает правильный путь. Китай в собственных интересах получал от Украины отдельные элементы, развивающие вооруженные силы, без какой-либо системной работы со стороны украинского руководства. Советский авианосец и прототип палубного истребителя существенно ускорили развитие китайских ВМС и их стратегические возможности. Соответственно Украина через ВПК могла предложить Китаю комплексное развитие вооруженных сил и стратегических возможностей через совместные проекты. Подобного Китаю никто предложить не мог. Со стороны Китая предприятия украинского ВПК получали финансирование через совместные программы вооружений. Возникает стратегическое взаимодействие между Украиной и Китаем. Украина обретает противовес в своих отношениях с Россией и США. Снижается зависимость государства от олигархов, китайские деньги умерят их аппетиты. Нормально функционирующий ВПК позволяет развивать собственные стратегические возможности вокруг производства и совершенствования крылатых ракет и их носителей.
В нашей реальности Украина отказалась от стратегического неядерного потенциала. Украинская элита оказалась категорически неспособной оценить реальную цену советского наследства, сосредоточившись на ядерном оружии, мечты о котором выходили за рамки реальных возможностей. И если для идеолога КПСС Кравчука это в какой-то степени простительно, то один руководителей высшего звена советского ВПК проявил дичайшую некомпетенцию в вопросе обеспечения обороноспособности Украины и снижения стратегических рисков. 1999 год недвусмысленно показал, что слабых бьют и нет никаких правил даже в Европе. США сначала лишили Украину какого-либо стратегического потенциала, а потом пришли с «кольчужным скандалом», запустившим процесс десуверенизации страны при абсолютном попустительстве местной элиты. Теперь же США с невероятным пафосом решают оказать Украине военную помощь на 150 млн. $. А президент Порошенко жалуется на никчемность Будапештского меморандума, который променяли на советскую ядерную бомбу. Такие же размышления регулярно посещают бывших президентов Украины, принявших непосредственное участие при ликвидации доставшегося Украине в наследство от СССР стратегического потенциала.
P.S. Убедительно прошу сдерживать эмоци в комментариях!
источник: