Снегоходы Страны Советов
Такие вот "аэросани" разрабатывались на Ленинградском заводе №5. Вооружена машина 23-мм автоматической пушкой в башне от Т-40. На испытаниях выяснилось, что "снегоход" медлителен и почти неуправляем, поэтому проект свернули.
аэролодка Ковалевского
Сегодня у меня небольшой рассказик об уникальном, но забытом аппарате — аэролодке Ковалевского. Построенная на Севере в самый канун Великой Отечественной эта лодка решала все существовавшие транспортные задачи — ходила по воде, шуге и льду одинаково свободно.
Мощный авиамотор М22 и закрытый (отапливаемый) обтекаемый корпус позволяли ей передвигаться со скоростью до 70км/ч, а оригинальное управление с помощью двух подпружиненных рулей/лыж/коньков было куда точнее и эффективнее, чем традиционные для аэросаней воздушные рули. В общем, всем была конструкция хороша, но появилась невовремя. Всю войну она простояла на площадке хранения, а когда к вопросу решили вернуться — то продолжить работы не удалось.
Дело в том, что моторы М22 стали к тому моменту раритетом, и заменить их было не на что — ничего в нише примерно 500л.с. просто не выпускалось. Попробовали поставить автомобильный мотор, но с его мощностью вышла не шустрая машинка. Так тему и прикрыли.
мотонарты Куприянова
К сожалению, в серию машинку запускать не стали. Компоновка же ее и погубила — снегоход был одноместным, а изготовить двухместный вариант оказалось нереально. Маломощный боливар движок не вытягивал двоих, а вписать что-то более мощное в гусеницу было невозможно. Без радикальной переделки всей схемы было не обойтись…
Снегоход МС-1
Принято считать, что отцом переднемоторных снегоходов современного типа явяляется Жозеф-Арман Бомбардье, построивший в 1959 году свой Ski-Doo SK-60, — однако, это неверно. Первый снегоход современного типа был построен на 17 лет раньше, в СССР. Зимой 1941/42 года в НАМИ был построен экспериментальный снегоход МС-1 (мотосани конструкции инженера Шишкина), который имел все признаки современной снегоходной машины. В движение его приводил двигатель М-72, перематывающий гусеницу движителя системы Неждановского.
Испытания прошли успешно, а единственным серьезным недостатком оказалось плохое сцепление гусеницы с твердым льдом, по снегу-то она гребла идеально. Однако, в воюющей стране не нашлось ни сил, ни ресурсов для развития столь многообещающей идеи, не до того было, — поэтому снегоходы к нам вернулись спустя только примерно 20-30 лет, и то, как клоны западных машин..
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/877081.html#cutid1
http://strangernn.livejournal.com/335397.html
http://strangernn.livejournal.com/313071.html
http://strangernn.livejournal.com/106452.html