Новинки и наиболее интересные машины-участники международного военно-патриотического слёта «Моторы Войны»
Ситуация вокруг старинной военной техники в России довольно непростая. У нас это направление появилось сильно позже, чем за рубежом, да и отношение к ней специфичное. Тем не менее, за последние лет 15-20 ситуация сильно улучшилась. Да, машин не так много, но если говорить о настоящих раритетах, то всё не так плохо, как может показаться. В России сформировалось несколько крупных частных коллекций, в которых весьма приличный процент машин занимают раритеты мирового уровня. Есть и небольшие коллекции, где также попадаются интересные машины. Правда, увидеть их можно совсем нечасто, и уж тем более в движении. Тем не менее, одно мероприятие, где выставляются раритеты в погонах, в России есть.
В этом году международный военно-патриотический слёт «Моторы Войны» прошел в 11-й раз. Несмотря на все проблемы, а также пересечение по времени с XV-м Казанском фестивалем исторической техники, слет получился ничуть не меньшим по масштабу, чем обычно. Не менее важно то, что на нем засветились новые машины. За прошедший год реставраторы не простаивали. На «Моторах Войны» новинок хватало, как военных, так и гражданских. О них пойдет речь во второй части материала, посвященного «Моторам Войны-2022».
На слёте военных автомобилей иногда появляются и гражданские машины, это вполне нормальное явление. Особенно когда речь идет о редких машинах, которые становятся главными звёздами мероприятия. Именно так случилось на нынешних «Моторах Войны». Главные премьеры были либо совсем гражданские, либо отчасти имеющие отношение к военной службе. Приятно, что две из трех главных новинок имеют прямое отношение к отечественному автопрому. Первой из них стал грузовик «АМО-Уайт». С 1919 года на заводе АМО начались работы по капитальному ремонту грузовиков White TAD, последние такие машины покинули АМО в 1924 году. Постепенно в конструкцию машин вносили изменения, шел даже разговор о полной локализации, но всё же выбрали FIAT 15 ter. Тем не менее, грузовик вошел в историю отечественного автопрома. Дальше «Уайт» продолжил своё развитие в Ярославле, Я-3 создавался на базе «АМО-Уайт».
Отрадно, что теперь теперь машину, ставшую прародителем ярославских грузовиков, можно видеть не только на фотографиях. Представленный грузовик находится в коллекции «Военный Ангар» Игоря Шишкина. Довести до ходового состояния автомобиль к «Моторам Войны» не успели, но и в таком виде он вызвал большой интерес. Теперь в России можно видеть и White TAD, и «АМО-Уайт».
Вторая громкая премьера была представлена мастерской Евгения Шаманского. В этом году мастерская сконцентрировалась на работе по автобусу ЗИС-8. Официально на ЗИС построили 547 штук, но по факту их было в несколько раз больше. Дело в том, что шасси ЗИС-8 шло для изготовления автобусов и других машин на другие предприятия, как в Москве, так и в других городах. Автобус, который представили на «Моторах Войны», был изготовлен в 1936 году силами ВАРЗ (ВАгоностроительный и Ремонтный Завод). Каким-то чудом он дожил в виде домика, таким же образом до наших дней дошло еще несколько автобусов.
Реставрация автобуса, найденного в 2010 году под Выборгом, заняла больше 10 лет. На «Моторах Войны» состоялся первый полноценный показ, до того ЗИС-8 можно было видеть, в не до конца законченном виде, в День московского транспорта 9 июля 2022 года. Эту новинку мастерской Евгения Шаманского сложно переоценить. На текущий момент представленный автобус является единственным ЗИС-8, восстановленным до оригинальной конфигурации. Один только салон, восстановленный до мелочей, чего стоит.
Третьей, несколько неожиданной, новинкой порадовал Государственный Военно-Технический Музей. Обычно на «Моторах Войны» музей выставляет новинки, относящиеся к военной технике (одна из них была на этом слёте), но на сей раз главная новинка оказалась гражданского происхождения. Речь идет о пожарном автомобиле American LaFrance 100 Series Metropolitan, изготовленном в 1929 году. Это один из последних автомобилей данной серии, с 1929 году начался выпуск более совершенной American LaFrance 200 Series Master. Машины American LaFrance являются классикой американского автомобилестроения, эти могучие пожарные автомобили сложно с чем-то спутать. Машина вызвала на слете повышенный интерес. Не каждый день увидишь хорошо отреставрированный экземпляр столь крупного автомобиля, созданного более 90 лет назад.
Вторая новинка музея имела к военной технике самое прямое отношение. Одним из тех танков, которые пользуются популярностью у реставраторов, является Т-60. До наших дней дожило всего 3 танка в оригинальной конфигурации, но благодаря тому, что машина собиралась из автомобильных агрегатов, а документов на нее хватает, воссоздание Т-60 стало маленькой индустрией. Как правило, от танка сохраняется башня, а также некоторые элементы по корпусу. Такая история и с новинкой Государственного Военно-Технического Музея. Вполне себе неплохо сделанный танк производства ГАЗ им. Молотова, такая конфигурация могла быть в январе-марте 1942 года. На «Моторах Войны» было два Т-60, второй машиной оказался танк из коллекции военно-исторического клуба «Капонир».
Еще одной новинкой слёта стал бронеавтомобиль-разведчик Д-12 из коллекции проекта «Военный Ангар» Игоря Шишкина. Эту машину можно было видеть на выставке «Моторы Войны», но одно дело выставка, а другое крупное мероприятие. Слёт «Моторы Войны» стал дебютным для машины. На сегодняшний день это единственный броневик данного типа, сохранившийся до наших дней. Относится он к первой, самой массовой серии. Несмотря на то, что концепция Д-8/Д-12 оказалась не самой удачной, эти броневики поучаствовали в Великой Отечественной войне. Представленный экземпляр был найден в Карелии.
На военно-исторических мероприятиях нередко можно увидеть не только оригинальные машины, но и реплики. Когда иных способов получить крайне редкие машины нет, это вполне допустимый вариант, особенно если реплика сделана хорошо. Именно по такому пути пошли в филиале Военно-Технического Общества из Электростали. На сегодняшний день известен всего один экземпляр системы залпового огня М-13 на шасси ЗИС-6. Естественно, ни на какие мероприятия он не поедет, в данном же случае полностью рабочая машина, которая добралась до слёта своим ходом. При создании реплики использовались и оригинальные детали, вполне правильный подход.
Второй машиной, которая прибыла из Электростали, оказалась еще одна М-13. На сей раз вполне оригинальная система, которая установлена на грузовик Studebaker US6. Сам грузовик прибыл из Австралии, именно там «Студеров» сохранилось больше всего. Естественно, при изготовлении машины имели место некоторые условности, но как техника для массовых мероприятий вполне неплоха. Следует отметить, что за рубежом качество подобных реплик в большинстве случаев слегка так пониже. А тут «боевой» аппарат, способный преодолевать большие расстояния.
Военно-патриотический клуб «Дивизион» традиционно представил свои машины. Но главной их новинкой стала не машина, а пушка. Это 3-дюймовая полевая пушка обр. 1902 года, самое массовое орудие РИА в Первую мировую войну и самая массовая пушка Красной Армии в межвоенный период. Орудие деактивировано, но может бахнуть холостым выстрелом. Что несколько раз делалось на слёте. Также можно было видеть, как 3-дюймовку везут на место установки при помощи тягача «Комсомолец» из коллекции военно-исторического клуба «Капонир».
Нынешние «Моторы Войны» стали дебютом для английского грузовика Bedford OYD, который недавно пополнил коллекцию военно-исторического клуба «Капонир». Это был один из самых массовых английских грузовиков военного периода. Кроме того, около тысячи Bedford OYD попало в Советский Союз. Впервые представленный грузовик можно было видеть на параде 9 мая в Ногинске. На сей раз машина поехала на ралли, но английская реставрация подвела.
Имелись новинки и среди немецкой техники. Проект «Трофейные Машины» Максима Зубарева представил легкий командирский автомобиль Stoewer R200 typ 40. Эта машина оказалась где-то посередине между джипами и командирскими машинами среднего класса (Horch 901 и Dodge WC-56/57). По этой причине она оказалась довольно малочисленной. Тем не менее, автомобиль получился довольно удачным, что он показал и на раллийной трассе. Первое же участие новинки закончилось третьим местом.
Вторая «немецкая» новинка на трассу не выезжала, что нисколько не уменьшала ее значимость. Речь идет о немецком среднем командирском автомобиле Opel mPI. Представленная машина была потеряна в январе 1942 года, она служила в 5-й танковой дивизии. В ходе реставрации были оставлены следы от попадания осколков. Сделали это в мастерской Вячеслава Лен намеренно. Машина уже несколько раз демонстрировалась на выставках, но слёт стал первым «боевым» мероприятием для автомобиля, реставрацию которого закончили этой весной.
Стоит упомянуть еще одну машину, которую отреставрировали в мастерской проекта «Трофейные Машины». Ей оказался итальянский легкий артиллерийский тягач FIAT-SPA TL 37. Это был самый массовый итальянский колесный тягач военного периода. Они воевали и у нас, применялись как тягачи полевой артиллерии. Ныне в России имеется уже минимум 4 таких машины, из них 2 восстановлено у нас. Крайне интересный аппарат, не только полноприводной, но и полноуправляемый.
Может показаться, что новинок мало, но на самом деле это не так. На том же Militracks совсем новых машин обычно появляется едва ли не меньше. И это при том, что речь идет о крупнейшем мероприятии Европы. Так что «Моторы Войны» вполне держат планку. Отрадно и то, что новинки показывали новые участники. Ради подобного слёт и затевался. Несмотря ни на что, развитие сообщества любителей классической военной техники продолжается. Ждем в следующем году новинок, судя по имеющейся информации, реставраторам есть, чем нас удивить.