Слово Бадмаева — альтернатива истории
Приглашаю к дискуссии о том, как изменилась бы российская и мировая история, если бы Царь решил последовать советам Бадмаева.
П. А. БАДМАЕВ
РОССИЯ И КИТАЙ
С.-ПЕТЕРБУРГ
1905
Бесплатное приложение к "Новому журналу литературы, искусства и науки"
Введение
Предоставив редакции "Нового Журнала" это новое издание своего сочинения "Россия и Китай", считаю нужным предупредить читателя, что первое издание этого сочинения, поспешно выпущенное в извлечениях из обширного материала, хранящегося у меня, имело ограниченный круг читателей, исключительно из лиц, интересовавшихся серьезными вопросами, возникавшими тогда на Дальнем Востоке. В виду современных событий на Востоке, интерес к вопросам, затронутым в моем сочинении, возрос, а потому предлагаемое новое, значительно пополненное, издание названной моей книги мне представляется далеко не лишним.
В настоящее время уже не подлежит сомнению, что все слои населения России не были подготовлены к современным событиям на Дальнем Востоке. Эти события как будто застали врасплох даже и печать, и востоковедов, и государственных деятелей, армию и флот. Теперь все понимают, что Россия переживает тяжелое время. Европейская печать, выразительница общественного мнения различных партий, выясняет, что нынешние события могут повлиять на изменение внутренней и внешней политики России. Во всяком случае, всякая перемена, происходящая в русском государстве, должна серьезно отразиться на судьбе европейских и азиатских народов.
События настоящих дней, очевидно, мировые. Но такие события не возникают невзначай? они ведь совершаются историческим путем, последовательно, на глазах у всех, и немногие способны предвидеть их, ибо для этого необходимо серьезно изучать историю народов, вникать в смысл их существования, практически и теоретически изучать современную жизнь во всех ее проявлениях. Мало того, — необходимо относиться мудро к проявлениям современной жизни, которые являются логическим следствием всего прошлого. А что такое мудрость? Об этом в напечатанной моей "Критике на десятый доклад министра финансов С. Ю. Витте" сказано мною, между прочим, следующее: "Люди, признанные умными, талантливыми, учеными и деятельными, нередко не обнаруживают мудрости по многим вопросам. Мудрость для своего проявления не нуждается ни в особом уме, ни в таланте, ни в науке; она присуща всякому, с любовью и заботою относящемуся к своему делу; от простого мужика до царя, все имеют возможность мудро относиться к своему делу и приспособляться к данным обстоятельствам, — для этого только необходимо: знать жизнь так, как она есть, понимать людей такими, какими они являются в действительности, и относиться к ним с полным доверием, несмотря на их недостатки".
Многие ли относились мудро к русскому государственному строю? Конечно, немногие, иначе события настоящего времени не могли бы нас застать врасплох. Без сомнения, каждый понимает, что никого в отдельности нельзя винить в том, что он проглядел события, ибо только тогда нельзя их проглядеть, когда огромное большинство лиц государства вникает в смысл какого-нибудь важного события.
История, наша учительница и воспитательница, указывает нам назидательные примеры косности большинство людей относительно надвигающихся событий.
Такой гениальный властелин, каким был Петр Великий, единственный в мире в своем роде, встречал массу препятствий своим начинаниям не только со стороны массы, но и со стороны ближайших своих сотрудников. Благодаря только косности большинства к проявлениям жизни, важные события нередко заставали русских врасплох, что случилось и в настоящее время. Слава Богу, Россия просыпается, она начинает интересоваться событиями на Востоке, начинает рассуждать за и против маньчжурского вопроса, ищет виновника этих событий, но забывает, что единственной виновницей тут является историческое движение России на Восток. Никто, конечно, не хочет обвинить самого себя в том, что он проглядел это движение. Я встречал умных и знающих людей, наивно заявлявших: "нужно крыть свою крышу, а мы кроем чужую". Под своей крышей они разумели московское царство, а под чужой — все наши окраины. Но эти люди никак не могли понять, что крыша московского царства была бы расхищена, если бы цари московские не относились заботливо и мудро к окраинам.
Патриотическое чувство в нас должно проявляться в виде правды, а не самообмана. Мы должны понять, что нас бьют на Востоке за наше незнание, за наше безумие, за отсутствие в нас мудрости.
Пусть истинно русские люди поймут, что мы должны, во что бы то ни стало, победить в настоящей войне, и победить серьезно, иначе не будет конца нашим тревогам на восточных окраинах.
Каким же образом современные деятели России проглядели события и мы оказались не подготовленными к ним?
Еще в феврале 1893 года я писал следующее: "Для государственной и экономической жизни европейских народов и Японии вопрос о политическом преобладании, или влиянии, той или другой державы в Китае не имеет особенного значения, так как оно не может отразиться на самостоятельном развитии их внутренней экономической жизни. Даже с военной точки зрения влияние на Китай со стороны любой державы не может вызвать беспокойства и стеснения, потому что Китай никогда не в состоянии причинить ей существенного вреда, если бы даже влияние принадлежало такой могущественной державе, как Россия. "Для России же вопрос о политико-экономическом влиянии на Китай любой державы имеет роковое значение, особенно при существовании Великого сибирского рельсового пути с его значительным протяжением, может быть, на чужой территории".
Два года спустя, в феврале 1895 года мною было указано, что: "Никто из деятелей русского государства в настоящее время не может находиться в неопределенном положении по делам Дальнего Востока. Монголо-тибето-китайский Восток передан деятелям настоящего поколения при самых благоприятных условиях. Европа еще не имеет никакого влияния на него, хотя употребляет все усилия для достижения этого влияния. Смело можно сказать, что мы не имеем там соперников и можем достигнуть всего при энергии и разумной деятельности, но зато малейшая наша ошибка, допущенная в настоящее время, отразится роковым образом на нас же, и мы легко можем сделаться посмешищем будущих поколений русского государства".
По поводу постройки маньчжурской дороги, в октябре 1896 года мною было высказано, что "при постройке линии по Маньчжурии весьма трудно ожидать от строителей разумных отношений к туземным рабочим. В прошлом году произошел инцидент между китайскими рабочими и строителями. Несправедливое отношение строителей к рабочим, говорят, впоследствии обнаружилось при следующем. Протестовавшие рабочие были прогнаны силой оружия, до 18 человек китайцев было убито, строители уверили власти, что они принуждены были взяться за оружие для самозащиты. Следствием же было обнаружено, что китайцы были убиты со стороны затылка. По всей Монголии и Маньчжурии разнеслись слухи, что железнодорожные строители не платят денег и убивают рабочих. Такой инцидент возможно скрыть только при известных условиях, замаскировать его и даже оправдать. Во всяком случае подобные явления и многие причины могут вызвать осложнения, вследствие протеста озлобленного населения и китайских чиновников, и принудят нас захватить Маньчжурию. Многие люди, незнакомые с положением дел на монголо-тибето-китайском Востоке, встретят, захват Маньчжурии рукоплесканиями, между тем подобный захват поставит Богдыхана с Собственным Китаем во враждебные к нам отношенья, а европейская дипломатия с удовольствием воспользуется таким желательным для нее новым положением в Пекине.
"Изучение восточной окраины в сельскохозяйственном и торгово-промышленном отношениях ясно доказывает, что следует энергично, усиленно заботиться о Забайкалье. Великая сибирская железная дорога, на которую будет затрачена огромная сумма, и постройка которой связана с именем Царя-Миротворца, должна служить исключительно русским интересам, обогащать Россию, способствовать только русскому влиянию на Восток! Все это немыслимо, как это предвидел Царь-Миротворец, без нашей напряженной деятельности в сельскохозяйственном и торгово-промышленном отношениях в Забайкалье. Постройка железной дороги от Забайкалья далее, в каком бы направлении она ни была, нас поставит в затруднительное положение, что застанут Россию врасплох всевозможные события, которые могут возникнуть вследствие быстрого решения этой постройки. Если обстоятельства принудят нас вести линию до Талиенвана и Порт-Артура, или куда бы то ни было, и поэтому заняться захватами в районах Китайской Империи, вообще приняться за активную политику там, начать наступательные действия на Востоке Азии, или защищаться против европейцев и азиатцев как политически, так и экономически, т.е., конкурировать на поприще сельского хозяйства, торговли и промышленности, мы должны быть готовы ко всему в Забайкалье, иначе Азиатский Восток и железная дорога, проводимая благодаря нашей энергии, попадет в руки японцев и европейцев.
"Япония тратит громадные суммы для активной политики в Пекине, Корее, Маньчжурии и Восточной Монголии, а ее колоссальные военные приготовления, очевидно, направлены против России. К сожалению, на Забайкалье не только не было обращено должного внимания, но оно систематически разорялось, несмотря на то, что ему предстоит играть роль нашей базы в борьбе с Азиатским Востоком".
В июне 1900 года по поводу китайской войны я писал: "Петр Великий прорубил окно в Европу, и Петербург, как великое творение Петра, выражает собою мощь Русского Государства. Трудно и тяжело было Петру Великому уяснить своим сотрудникам пользу, которую должна принести России новая столица, России пришлось также прорубить окно на китайский Восток. Это большое окно — Талиенван и Порт-Артур недостаточно понято и осознано современниками.
"Трудно и тяжело будет царю окружить себя сотрудниками, которые могли бы уяснить себе, что для господства на монголо-тибето-китайском Востоке необходимо иметь верные взгляды на события, совершающиеся там в настоящее время, иначе нам трудно сохранить Талиенван с Порт-Артуром без кровопролития.
Верные взгляды приобретаются практическим знанием жизни и хозяйства, параллельно с теоретическими сведениями, а царь окружен только одними теоретиками, высказывающими часто совершенно противоположные мнения по вопросам практической жизни на Дальнем Востоке. Я считаю, что теоретики почти погубили наше влияние на монголо-тибето-китайском Востоке, на место бескровного нашего там господства они вызывают потоки крови русского и азиатского народа и вмешательство Европы".
Из приведенных цитат высказанного мною еще за десять лет до настоящих событий читатель, как свидетель этих событий, может видеть, что мои взгляды теперь, к сожалению, вполне подтвердились, да ведь они же и были следствием практического и теоретического изучения всех вопросов, касающихся отношения России к Дальнему Востоку.
Итак, теперь уже не подлежит никакому сомнению, что Восток играет для благополучия России первенствующую роль, и на Востоке, ее Ахиллесова пята.
В прежних, своих писаниях я выдвигал многие вопросы лишь намеками, остерегаясь зорких глаз с Запада и обновляющегося Востока. Теперь нам нечего скрывать свои помыслы и стремленья. Если всякий человек жаждет счастья, для достижения которого ищет путей, то и нации и государства стремятся к тому же. Исторически образовавшаяся Россия при исключительных обстоятельствах шла на Восток без предвзятых идей, дорога туда ей открылась случайно, в этой случайности 1583-й год играет чрезвычайно важную роль, в этом году Ермак, победив сибирского хана, дал толчок русским рассыпаться до степей монгольских, в этом же году знаменитый предок ныне царствующей маньчжурской династии в Китае, Нуркаци начал свою деятельность против Минской династии в Китае, и потомки Нуркаци и его предводители рассыпались по степям Монголии в этом же году Далай-Лама проник в Монголию и восстановил там угасший буддизм, а проповедники его, рассыпавшиеся по степям Монголии, проникли в Россию.
В конце концов все, эти три величайшие события, возникшие на окраинах степей монгольских, в течение трех веков просуществовали, не причинив друг другу ни малейшего ущерба, Очевидно, цари русско-христианский и буддийско-богдыханский вполне уживались и с доверием относились друг к другу, если в продолжение трехсот лет на границе не возникало никаких недоразумений. До какой степени царствовало миролюбие между Россией и империей Богдыхана, видно из следующего факта: во время Дунганского восстания в Китае целая провинция, охваченная им, была занята русскими для усмирения бунта и много лет спустя была снова возвращена Китаю. Когда Богдыханский двор, по усмирении всех бунтов, просил вернуть Кульджинский район, занятый нами, мы охотно возвратили эту богатейшую провинцию. Амурский район был занят нами после французской экспедиции в Китай. Благодаря нашему вмешательству, французы оставили Китай, заставив китайцев уплатить контрибуцию. Богдыханский двор успокоился и возвратился из бегства в свою столицу Пекин. Мы заняли Амурский район, чтобы легче защищать своего старинного друга. Наконец, нашему занятию Порт-Артура и Талиенвана и дарованию концессии русско-китайской железной дороги предшествовала японо-китайская война. Япония возымела желание захватить часть Маньчжурии, что доказывается тем, что когда был предложен мир Японии под давлением России, то Япония потребовала для вознаграждения Ляодунсккий полуостров по Мукден. Россия не допустила захвата этих земель, и тогда немногие в России поняли, что Япония объявила войну Китаю демонстративно против России.
Вообще же Япония готовилась и имела в виду войну только с Россией, так как представители ее вполне поняли, что только Россия может мешать агрессивным планам Японии на материке.
Ближайшими поводами к объявлению Японией войны России были: во-первых, сплошная рельсовая линия от центра России до Владивостока; во-вторых, договор с Китаем о проведении сибирской железной дороги через Маньчжурию до Владивостока; в-третьих, занятие нами Порт-Артура, Талиенвана с целью оградить Собственный Китай от посягательства Японии; наконец, в-четвертых, концессия на Ялу, при посредстве которой Россия желала оградить тыл Маньчжурии со стороны Японии.
Таким образом, Россия, желавшая мира и сознававшая, что продолжительный мир предшествовавших трех веков с империей Богдыхана может нарушиться, считала необходимым принять меры, ограждающие наши восточные окраины. Имела ли Россия основание ограждать себя на Востоке? Всякий знакомый с историческим ходом движения России на Восток ответит утвердительно; даже лица, не знакомые с историей этого движения, не могут не понять в настоящее время рокового значения современных событий для России, имея в виду волнение четырехсотмиллионного Китая, направленное против Маньчжурской династии и Далай-Ламы, ныне являющегося изгнанником в Монголии, тогда как в 1583 году он прибыл туда для восстановления угасшего буддизма.
Какие меры были приняты нами для ограждения себя на Востоке? К сожалению, принятые нами меры не соответствовали занятому нами там положению. Представители правительства, вследствие полного незнакомства с Дальним Востоком, не умели пользоваться взглядами и советами знатоков Востока.
Теперь только стало известно всем, что маленькая Япония опередила нас армией и флотом, своей разведочной службой, агитацией в Восточной Азии, Европе и Америке, знанием нашего внутреннего строя, и что мы далеко отстали от нее в проявлении энергии и правильной деятельности.
Я лично все это предвидел и, начиная с 1889 года по настоящее время, употребил все усилия для ограждения интересов России на Дальнем Востоке, доказывая некоторым государственным деятелям России, что крайне необходимо принять энергичные и разумные меры. Прежде всего я представил записку приамурскому генерал-губернатору Андрею Николаевичу Корфу о том, что постройка сплошной линии до Владивостока вызовет осложнения на Востоке и, так как она не может в таких случаях удовлетворить всем потребностям военного времени, необходимо прежде, чем проводить железную дорогу, улучшить политико-экономическое положение окраины и позаботиться энергетически о войсках означенного района. После того, как последовало Высочайшее повеление о проведении сплошной линии до Владивостока, я представил записку, целиком изложенную в этом сочинении, в которой доказывал, что не только своевременно, но и крайне необходимо иметь оживленные торговые сношения со Срединным Государством через Монголию, Алашань и Куку-Нор с целью соединить город Лан-чжу-фу с Сибирской железной дорогой. Я был противником быстрого нашего выхода на берег Тихого океана без предварительной подготовки на материке. Зная, какую важную роль для нас играет империя Богдыхана, я предполагал завязать с нею обширные сношения только со стороны суши. Я также был противником проведения железной дороги по Маньчжурии будучи убежден, что проведение этой линии вызовет осложнения, и наконец, совершенно не сочувствовал занятию Порт-Артура и Дальнего и китайской экспедиции 1900 года, предсказывая, что через четыре пять лет произойдет кровавая война.
Все это подтвердили дальнейшие события. Действительно, как только мы начали строить железную дорогу, Япония объявила войну Китаю. К сожалению, государственные деятели наши, как центра, так и окраины, совершенно не понимали положения Дальнего Востока.
Настоящие события заставили взглянуть на Дальний Восток более серьезно. Конечно, всякому истинно русскому человеку желательно, чтобы мы победили Японию и оградили империю Богдыхана от хищников ради своих собственных интересов. Я могу с уверенностью сказать, что мы и теперь не опоздали, если дружно и энергично примемся за монголо-тибето-китайский Восток.
П. А. БАДМАЕВ
Петр Алекса́ндрович Бадма́ев (Жамсаран) (1851(?) — 1920) — врач тибетской медицины, первым перевел на русский язык трактат "Жуд-Ши"; крестник императора Александра III; лечил членов семьи Николая II и Григория Распутина; убеждал российских императоров включить в состав России Тибет, Монголию и Китай.
П. А. Бадмаев по происхождению бурят. Его отец вел кочевой образ жизни в Агинской степи Забайкалья.
Дата рожденияГод рождения Бадмаева неизвестен. Без всяких оснований в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона годом рождения указан 1849 год, а в современном Энциклопедическом словаре дается 1851 год. В его следственном деле лежит справка ЧК, где указано, что он родился в 1810 году. В заявлении на имя председателя ЧК от 10 августа 1919 года он написал: "Я, 109 лет старик, потому только, что имею большое имя, популярное в народе, — сижу в заключении без всякой вины и причины уже два месяца". Его дочь говорила: "Когда я родилась (это 1907 год), отцу было сто лет".
Имя и крещение. Был крестником императора Александра III. При принятии православия Бадмаев выбрал себе имя в честь своего кумира — Петра I, а отчество традиционно давалось по имени царствующего лица, — так Жамсаран Бадмаев стал Петром Александровичем. Переход его в православие отнюдь не был конъюнктурным шагом: он уверовал искренне. Известно, что в 1881 году, собираясь в свою первую, двухлетнюю поездку на Восток, в Монголию, Китай и Тибет, он специально отправился просить благословения отца Иоанна Кронштадтского и получил его. Иоанн лично приезжал освящать знаменитый петербургский дом Бадмаева на Ярославском, 65. Именно Бадмаев лечил знаменитейшего русского священника, получившего несколько ножевых ран при втором покушении на него.
Деятельность
Петр Бадмаев окончил гимназию в Иркутске. В 1871 поступил в Петербургский университет на Восточный факультет. В 1875 году окончил его с отличием по монгольско-маньчжурскому разряду. В это же время был вольнослушателем в Военно-медицинской академии. С 1875 на службе в Азиатском департаменте МИД. После смерти своего старшего брата Сультима (Александра Александровича) возглавил организованную им аптеку тибетских лекарственных трав в Санкт-Петербурге. В 1877 году П. А. Бадмаев женился на русской дворянке Надежде Васильевой.
Дом Бадмаева на Поклонной горе (уничтожен). Занимался лечебной практикой (лечил травами, порошками собственного изготовления). Пользовался доверием императора Александра III и Николая II. Долгое время лечил цесаревича Алексея. На Поклонной горе имел дом, при котором находился огород, на котором он выращивал целебные травы.
Создал торговый дом "П. А. Бадмаев и Ко", действовавший в 1893-1897 гг. в Забайкалье. Целью торгового дома была торговля с бурятами. В здании торгового дома "П. А. Бадмаев и Ко" в Чите с 1895 г. издавалась первая частная газета Забайкалья "Жизнь на восточной окраине". Газета издавалась на монгольском и русском языках без контроля цензуры. Улучшил местную породу лошадей благодаря покупке в Читу Торговым домом Бадмаева чистокровных английских скаковых лошадей. Содействовал миссионерской деятельности Забайкальской духовной епархии. В 1909 г. организовал "Первое Забайкальское горно-промышленное товарищество" для разработки золотых приисков.
С 1902 года — действительный статский советник.
Предложения по интеграции в Россию стран Востока
В 1893 г. после нескольких экспедиций в Монголию, Китай и Тибет, Бадмаев-дипломат написал и подал императору Александр памятную записку "О задачах русской политики на азиатском Востоке". План Бадмаева был грандиозным и предусматривал добровольное присоединение к России Монголии, Китая и Тибета. Он предсказывал, что дни маньчжурской династии в Китае сочтены, и предупреждал: если туда не придем мы, придут англичане. (Он не ошибся: после смерти Александра III англичане ввели войска в Тибет.) Бадмаев утверждал, что в Китае нет навыка самоуправления, страна привыкла к диктатуре и оттого встретит русских с покорностью и даже благодарностью. Император наложил на письмо резолюцию: "Все это так ново, необычайно и фантастично, что с трудом верится в возможность успеха". За представленный труд Петр Александрович получил генеральский чин — действительного статского советника.
Строившаяся при Александре III Транссибирская железнодорожная магистраль способствовала быстрому экономическому развитию дальневосточной окраины империи, до этого оторванной от центра. В своем докладе императору Бадмаев предлагал сменить экономическую ориентацию России с востока на юг — на Тибет, построив для этого еще одну железную дорогу к городу Ланчжоу-фу, расположенному в 1500 верстах от границы Российской империи и являющемуся, по мнению Бадмаева, ключом к Тибету. "Ланчжоу-фу — ключ в Тибет, Китай и Монголию. Вся торговля Китая попадет в наши руки, — убеждает он императора. — Европейцы не в состоянии с нами конкурировать… С проведением этой линии начнется финансово-экономическое могущество России".
Перспективы, описанные в докладе, заинтересовали министра финансов Витте. В сопроводительной записке к докладу тот пишет императору, что взгляды Бадмаева представляются ему "весьма серьезными" и "устанавливающими новую точку зрения в практических вопросах политики… По своему географическому положению Тибет, с точки зрения интересов России, имеет важное политическое значение. Значение это особенно увеличилось в последнее время ввиду настойчивых стремлений англичан проникнуть в эту страну и подчинить ее своему политическому влиянию".
Больше повезло Бадмаеву с Николаем II. На этот раз он воздействовал на царя с помощью Распутина. 1 января 1904 года Бадмаев пишет императору: "Корень русской политики на Востоке лежит не в Китае, а именно в Тибете. Неужели истинно русский человек не поймет, сколь опасно допущение англичан в Тибет; японский вопрос — нуль по сравнению с тибетским". Не прошло и двух дней со дня написания письма, как по личному распоряжению императора на Тибет отправился подъесаул Уланов. Он получил двойное задание: во-первых, разузнать, что там делается, во-вторых, постараться настроить тибетцев против англичан. Начавшаяся через три недели война с Японией поставила крест на попытках Бадмаева установить контроль над тибетскими ущельями.
В 1911 и 1916 гг. вместе с П. Г. Курловым и Г. А. Манташевым выступил с проектами железнодорожного строительства в Монголии. Именно он первым внятно высказался за строительство Сибирской магистрали, впоследствии известной под именем БАМ.
Репрессии и смерть
В 1917 г. после февральской революции П. А. Бадмаев был выслан в Хельсинки.
Зимой 1919-1920 гг. находился в заключении в Петербургской городской тюрьме и в Чесменском лагере. Умер в июле 1920 года. Похоронен 1 августа 1920 г. на Шуваловском кладбище в Петрограде.
Мистические ордена Тибета
Среди эзотериков ходят слухи, что Бадмаев якобы был членом тибетского мистического общества "Зеленый дракон"[6]. Ввиду отсутствия какой-либо официальной документации в тайных организациях аргументы "против" этого или "за" безосновательны.
ru.wikipedia.org