Славянская прародина. Славяне в эпоху Античности

19

Славянская речь —‏ когда зазвучала она? Ещё во второй половине XIX в.‏ славяне считались относительно‏ «молодым» этносом, и учёные сомневались‏ в самой возможности‏ говорить о славянской истории до Рождества Христова.‏ Но народы —‏ не барышни, седина и‏ морщины для них желанны. И век двадцатый ознаменовался‏ головокружительным углублением‏ датировок ранней славянской истории. Оказалось,‏ что и‏ в дохристианскую‏ эпоху она может измеряться тысячелетиями,‏ ибо в‏ языке, культуре, религиозных представлениях славян явственно проступает очень древний индоевропейский пласт.

Славянская прародина. Славяне в эпоху Античности

Индоевропейская языковая семья возникла в V–IV‏ тысячелетиях до‏ н.‏ э., то‏ есть в начале медного века.‏ Часть входивших‏ в‏ неё‏ языков исчезла‏ ещё в античную‏ эпоху —‏ хетто-лувийские,‏ италийские, тохарские,‏ фракийский, фригийский, иллирийский и венетский;‏ другие существуют‏ и‏ поныне‏ — индийские, иранские, германские,‏ романские, кельтские,‏ славянские, балтские,‏ греческий,‏ армянский,‏ албанский языки. Прародина‏ индоевропейцев до сих‏ пор не‏ найдена,‏ хотя на‏ обширных пространствах‏ между Атлантическим побережьем Европы и‏ верховьями‏ Енисея‏ уже не‏ осталось, кажется,‏ клочка земли,‏ в‏ который бы‏ в своё время не ткнул‏ указующий перст‏ науки:‏ Испания, Балканы, Малая Азия, Армения, северная «Гиперборея», алтайские‏ и оренбургские‏ степи…‏ Не вполне‏ ясно даже, в какой части‏ света сложилась‏ индоевропейская‏ общность‏ — в‏ Европе или Азии.

В‏ известном смысле‏ говорить‏ о «появлении»‏ или «возникновении» славянства можно лишь‏ условно. История‏ —‏ бездонный‏ колодец; напрасны наши попытки‏ зачерпнуть с‏ самого его‏ дна.‏ Одинаково‏ нелепо утверждать, что‏ славяне «были всегда»‏ или что‏ они‏ «появились тогда-то».‏ Для историка‏ вопрос начальной славянской истории заключается,‏ собственно,‏ не‏ в том,‏ когда она‏ «началась», а‏ в‏ том, откуда‏ мы можем её начать, исходя‏ из имеющихся‏ на‏ сей день исторических, археологических, антропологических и лингвистических данных.

История‏ застаёт славян‏ в‏ Европе, в‏ числе других индоевропейских племен, которые‏ на рубеже‏ V–IV‏ тысячелетий‏ до н.‏ э. заселили эти‏ древние земли,‏ хранящие‏ в своих‏ недрах человеческие останки и предметы‏ быта многих‏ эпох‏ и‏ культур.

Первоначально индоевропейцы теснились на‏ европейских окраинах‏ — в‏ Испании‏ и‏ на Балканах, в‏ степях между Волгой‏ и Доном.‏ Жили‏ оседло, мотыжили‏ землю, разводили‏ скот, охотились… Все изменилось, когда‏ в‏ конце‏ IV —‏ начале III‏ тысячелетия до‏ н.‏ э. они‏ изобрели колесо. С этого времени‏ их взоры‏ обратились‏ на север, — туда, где за голубой каймой‏ бескрайних лесов‏ лежали‏ неизведанные земли.‏ Возможно, именно тогда стали складываться‏ легенды о‏ стране‏ «блаженных‏ гипербореев», в‏ которой жизнь протекает‏ счастливо и‏ привольно…

Отправиться‏ на поиски‏ новых мест обитания было в‏ ту эпоху‏ делом‏ далеко‏ не обыденным. Это означало‏ не только‏ подвергнуться всевозможным‏ лишениям‏ в‏ пути и подставить‏ свою грудь под‏ копья и‏ стрелы‏ разъярённых вторжением‏ туземцев. Чужая‏ земля таила в себе гораздо‏ большую‏ опасность.‏ В ней‏ гнездились враждебные‏ духи и‏ боги,‏ грозившие погубить‏ любого пришельца, который осмелился бы‏ переступить границу‏ своей‏ общины, охраняемую духами предков-покровителей. Изгнать или умилостивить иноплеменные‏ божества было‏ неизмеримо‏ труднее, чем‏ одолеть сопротивление чужаков. Сознание людей,‏ которые в‏ ту‏ эпоху‏ отваживались сняться‏ с насиженных мест,‏ можно без‏ преувеличения‏ назвать героическим‏ — они бросали вызов земле‏ и небу,‏ людям‏ и‏ богам.

Славянская прародина. Славяне в эпоху Античности

На новых местах пришельцам‏ пришлось столкнуться‏ с доиндоевропейским‏ населением.‏ Следы‏ одного такого побоища‏ обнаружены сравнительно недавно‏ в долине‏ реки‏ Толлензе (ныне‏ Земля Мекленбург‏ — Передняя Померания). Здесь приблизительно‏ с‏ 1700‏ г. до‏ н. э.‏ существовала хорошо‏ укреплённая‏ дамба, через‏ которую пролегал оживлённый путь. Около‏ 1250 г.‏ до‏ н. э. за обладание этим важный фортификационным объектом‏ вступили в‏ бой‏ две противоборствующие‏ группировки, насчитывавшие по полторы–две тыс.‏ человек каждая;‏ несколько‏ сотен‏ из них‏ нашли здесь свою‏ смерть. Среди‏ многочисленных‏ человеческих останков‏ были обнаружены кости не менее‏ четырёх лошадей.‏ На‏ сегодняшний‏ день — это первая‏ известная битва‏ на территории‏ Европы.

Доиндоевропейским,‏ аборигенным‏ населением Европы были‏ племена охотников и‏ рыболовов. Они‏ жили‏ здесь, по‏ крайней мере,‏ со времён позднего палеолита, постепенно‏ продвигаясь‏ на‏ север и‏ северо-восток буквально‏ по следам‏ отступавшего‏ ледника. Об‏ их этнической принадлежности нам ничего‏ не известно,‏ но,‏ скорее всего, это были разные в языковом и‏ племенном отношении‏ народы‏ — пеласги,‏ баски, лигуры, лапоны и др.‏ Некоторые из‏ них‏ были‏ уничтожены индоевропейцами,‏ другие ассимилированы, третьи,‏ жившие в‏ основном‏ на окраинах‏ Европы, сумели сохранить своё этнографическое‏ своеобразие до‏ наших‏ дней.

Оседая‏ на приглянувшихся землях, пришельцы‏ вновь превращались‏ в земледельцев.‏ Если‏ принять‏ во внимание непроходимость‏ лесных чащоб и‏ плотность травяного‏ покрова‏ тогдашних европейских‏ земель, то‏ можно представить, ценой какого неимоверного‏ труда‏ переселенцы‏ обживали новые‏ места. Колонизация‏ сопровождалась неизбежным‏ экономическим‏ и техническим‏ упадком, поэтому медь и бронза‏ пришли в‏ Центральную‏ и Восточную Европу с некоторым опозданием.

На протяжении довольно‏ долгого исторического‏ периода‏ кочевые, скотоводческие‏ народы решительно преобладали в экономическом‏ и культурном‏ отношениях‏ над‏ племенами, жившими‏ примитивным земледелием. Известный‏ английский историк‏ Арнольд‏ Дж. Тойнби‏ (1889—1975) объяснял это превосходство тем,‏ что приручение‏ животного‏ требует‏ больших интеллектуальных усилий, чем‏ выращивание злака,‏ хотя труд‏ земледельца,‏ конечно,‏ ничуть не менее,‏ а, возможно, и‏ более тяжёл,‏ чем‏ занятие скотоводством.‏ Однако именно‏ кочевое животноводство, не знавшее таких‏ климатических‏ рисков,‏ как земледелие,‏ и не‏ требовавшее значительных‏ людских‏ и иных‏ ресурсов, на ранних этапах развития‏ общества было‏ наиболее‏ прибыльным способом производства. Не случайно в языке многих‏ народов отразилась‏ связь‏ представлений о‏ богатстве и о скоте. У‏ славян слово‏ «скот»‏ также‏ использовалось в‏ значении «деньги» и‏ вообще «богатство»‏ (в‏ древней Руси‏ «скотница» означала казну).

Индоевропейцы-скотоводы, жившие в‏ степях между‏ Волгой‏ и‏ Днепром, раньше других европейцев‏ восприняли достижения‏ бронзовой культуры‏ Северного‏ Кавказа‏ и Передней Азии.‏ Помимо развитого скотоводства‏ этим племенам‏ было‏ хорошо знакомо‏ земледелие. Племенные‏ союзы степняков возглавлялись вождями, скопившими‏ в‏ своих‏ руках значительные‏ богатства. Об‏ игольном ушке‏ на‏ пороге Царства‏ Небесного они ещё не знали‏ и потому‏ забирали‏ с собой в могилу свои сокровища и своих‏ невольниц. Основным‏ вооружением‏ степных воинов‏ были молотообразные топоры — прообраз‏ булав и‏ палиц,‏ страшное‏ оружие в‏ руках всадника. В‏ научной литературе‏ эти‏ племена отождествляются‏ с представителями культуры «боевых топоров»,‏ или «шнуровой‏ керамики»‏ (по‏ характерному узору на посуде).

Мы‏ не знаем,‏ что заставило‏ эти‏ племена‏ покинуть южные степи.‏ Во всяком случае,‏ не поиск‏ новых‏ пастбищ. Сплошной‏ лесной массив‏ простирался тогда от берегов Балтики‏ до‏ Черного‏ моря, окаймляя‏ всё его‏ северо-западное побережье,‏ от‏ Крыма до‏ Босфора. Конечно, эти земли не‏ могли быть‏ привлекательными‏ для степных скотоводов. Но войны в те времена‏ вели не‏ люди,‏ не племена,‏ а их божества, которые жаждали‏ могущества и‏ власти‏ над‏ чужими богами.‏ Гул сражений на‏ земле был‏ отзвуком‏ битв на‏ небесах; в своих кровожадных племенных‏ богах общество‏ обожествляло‏ собственные‏ разрушительные страсти и воинственные‏ порывы.

Славянская прародина. Славяне в эпоху Античности

На исходе‏ III тысячелетия‏ до‏ н.‏ э. индоевропейские земледельцы‏ Центральной и Восточной‏ Европы подверглись‏ первому‏ в своей‏ истории нашествию‏ степных орд. Их пешие ополчения‏ не‏ смогли‏ противостоять победоносному‏ натиску степной‏ конницы. Виртуозно‏ орудуя‏ в бою‏ своими молотообразными топорами, всадники-завоеватели обрушивали‏ на головы‏ противостоящих‏ им пеших воинов удары сокрушительной силы. Превосходство в‏ вооружении делало‏ степняков‏ непобедимыми. Сметая‏ с лица земли поселения оседлых‏ племен, их‏ орды‏ проникли‏ далеко в‏ глубь Европы вплоть‏ до современных‏ Северо-Восточной‏ Прибалтики и‏ Словении.

Другое направление продвижения степных племён‏ пролегало в‏ сторону‏ Волго-Окского‏ междуречья, куда они принесли‏ неизвестное местному‏ населению скотоводство,‏ высокие‏ формы‏ металлургии и гончарного‏ ремесла. Видимо, от‏ них многие‏ балтские‏ племена восприняли‏ традиции коневодства‏ и употребления в пищу кобыльего‏ молока,‏ о‏ чем впоследствии‏ с удивлением‏ сообщали средневековые‏ авторы.‏ Но, оседая‏ в европейских лесных массивах, степные‏ пришельцы постепенно‏ дичали‏ и в конце концов разделили судьбу позднейших кочевых‏ орд, постепенно‏ растворившись‏ в местном‏ населении, в том числе и‏ среди славян.‏ Тех‏ из‏ них, кто‏ сохранил самобытность до‏ начала «письменной‏ эпохи»‏ в Европе,‏ античные авторы отождествили с киммерийцами.

Племенные‏ и языковые‏ различия‏ внутри‏ индоевропейского населения Европы тогда‏ едва наметились.‏ Огромный варварский‏ мир‏ между‏ Дунаем и Балтийским‏ морем оставался безлик‏ и безымянен.‏ Его‏ объединял солнечный‏ культ и‏ связанные с ним религиозно-символические представления.

Солнечная‏ символика‏ была‏ чрезвычайно разнообразна.‏ Бытовые изделия‏ и предметы‏ вооружения‏ покрывались изображениями‏ концентрических кругов, колёс, крестов, бычьих‏ рогов, лебедей‏ и‏ других водоплавающих птиц. Смерть также являлась в виде‏ очистительного огня‏ погребального‏ костра, и‏ сосуд с горсткой человеческого пепла‏ ставился в‏ середину‏ круга‏ из камней‏ — магического знака‏ солнца.

Эта культурно-историческая‏ общность,‏ просуществовавшая в‏ Средней Европе с XVI по‏ VII вв.‏ до‏ н.‏ э., известна под именем‏ культуры полей‏ погребальных урн.‏ В‏ её‏ границах завершилось формирование‏ основных этносов древней‏ Европы: италиков,‏ кельтов,‏ иллирийцев, германцев.

А‏ что же‏ славяне?

Славянская прародина залегла в северо-восточном‏ углу‏ Европы,‏ в междуречье‏ Одера и‏ Вислы, посреди‏ лесов,‏ озёр и‏ болот, вдали от морей, горных‏ хребтов и‏ степей.‏ Её археологический двойник носит название лужицкой культуры (по‏ первым находкам‏ в‏ местечке Лужица,‏ в современной Польше).

На этой территории‏ славянская речь‏ выделилась‏ из‏ индоевропейской семьи‏ языков в особый‏ диалект или‏ языковую‏ ветвь (филологи‏ относят это событие к III‏ тысячелетию до‏ н.‏ э.).‏ Именно здесь впервые прозвучало‏ самоназвание славян‏ в его‏ древнейшей‏ форме‏ — «словене», то‏ есть «люди слова»,‏ «владеющие речью»,‏ «внятно‏ говорящие», в‏ отличие от‏ их западных соседей — «немцев»‏ («немых»).‏ У‏ некоторых славянских‏ племён оно‏ впоследствии закрепится‏ в‏ качестве племенного‏ этнонима: словаки, словенцы, словинцы, ильменские‏ (новгородские) словене.

Лужицкие‏ племена‏ занимались скотоводством, земледелием и уже применяли для пахоты‏ не только‏ соху,‏ но и‏ плуг. Мужчины обладали высоким социальным‏ статусом в‏ качестве‏ хозяев‏ и воинов.‏ Бронзовые мечи, топоры,‏ серпы изготовлялись‏ с‏ высоким мастерством.‏ Не позже IX в. до‏ н. э.‏ лужичане‏ научились‏ обрабатывать железо, и спустя‏ столетие изготовление‏ из него‏ оружия‏ и‏ предметов хозяйственного обихода‏ стало обычным делом.‏ Жилищами служили‏ так‏ называемые «столбовые‏ дома», стены‏ которых воздвигали из вертикально вкопанных‏ столбов‏ с‏ плетнём, обмазанным‏ глиной; посёлок‏ окружали земляным‏ валом.‏ Хоронить умерших‏ лужичане продолжали в погребальных урнах.

На‏ территорию лужицкой‏ культуры‏ ведёт нас и самая ранняя литературная традиция, связанная‏ со славянами.‏

Бесполезно‏ искать имя‏ славян‏ у античных авторов. Но античный мир всё-таки знал‏ их, правда,‏ под‏ другим именем.‏ В начале имперской эпохи римские‏ историки и‏ географы‏ вывели‏ славян на‏ историческую сцену под‏ историческим псевдонимом‏ —‏ венеты/венеды.

Имя этого‏ народа отсылает нас к областям‏ и землям,‏ находящимся‏ в‏ значительном удалении от колыбели‏ славянского племени‏ (лужицкой культуры‏ на‏ территории‏ современной Польши, см.‏ первую лекцию), —‏ как будто‏ для‏ того, чтобы‏ напомнить о‏ неисповедимых путях этнокультурных влияний.

В конце‏ XIII‏ —‏ начале XII‏ в. до‏ н. э.‏ главной‏ опасностью для‏ жителей Восточного Средиземноморья был северо-западный‏ ветер, который‏ приносил‏ к их берегам бесчисленные флотилии «народов моря». Эта‏ группа племён‏ вторглась‏ в Переднюю‏ Азию с Балканского полуострова. В‏ Малой Азии‏ под‏ их‏ ударами пало‏ государство хеттов, а‏ Палестина благодаря‏ им‏ приобрела своё‏ нынешнее имя (от поселившегося на‏ её территории‏ племени‏ пуласти‏ — библейских филистимлян). В‏ нашествии приняли‏ участие также‏ ахейцы‏ (данайцы),‏ которые упоминаются в‏ древнеегипетских надписях среди‏ атаковавших Египет‏ «народов‏ моря». Но‏ почему-то от‏ всей этой грандиозной эпопеи в‏ памяти‏ греческого‏ народа осталась‏ только не‏ слишком блестящая‏ в‏ военном отношении‏ осада одного малоазийского городка.

Около 1194‏ г. до‏ н.‏ э. сотни ахейских кораблей появились у стен Илиона,‏ или по-хеттски‏ Таруиса‏ (Трои). Гомер‏ рассказывает, что на помощь осаждённой‏ Трое из‏ Малой‏ Азии‏ пришёл вождь‏ пафлагонцев Пилемен из‏ рода энетов‏ (Enetoi).‏ Пафлагония входила‏ тогда в состав Хеттской империи,‏ а троянцев‏ с‏ хеттами‏ связывали тесные союзнические узы.‏ Известно, что‏ троянцы участвовали‏ на‏ стороне‏ хеттского царя Муваталлиса‏ в неудачной для‏ него битве‏ под‏ Кадешем с‏ фараоном Рамсесом‏ II (1312 г. до н.‏ э.).‏ Греки‏ производили племенное‏ название энетов‏ от имени‏ «предводителя‏ троян» Энея,‏ отпрыска одной из ветвей троянского‏ царского рода‏ и‏ самого отважного защитника обречённого города после Гектора. Энею‏ и энетам‏ покровительствовало‏ хеттское божество‏ — Аполлон, бог ворот и‏ хранитель дома.‏ Современные‏ лингвисты‏ относят венетский‏ язык к исчезнувшим‏ языкам индоевропейской‏ семьи‏ народов.

Катастрофа, постигшая Хеттскую империю,‏ и разгром‏ греками‏ союзной‏ хеттам Трои, побудили энетов‏ перебраться в‏ Европу. В‏ древнегреческом‏ языке‏ отсутствовал звук «в»‏ — отсюда разночтения‏ в античных‏ рукописях:‏ энеты, венеты,‏ генеты. Около‏ XII века до н. э.‏ они‏ основали‏ поселения во‏ Фракии и‏ на севере‏ Адриатики.‏ В классическую‏ эпоху адриатические венеты прославились у‏ греков как‏ отличные‏ коннозаводчики, «венетская» порода лошадей высоко ценилась в античном‏ мире.

Из Верхней‏ Адриатики‏ значительная часть‏ венетов двинулась в Галлию (территория‏ совр. Франции).‏ В‏ начале‏ I тыс.‏ до н. э.‏ они укрепились‏ в‏ Арморике (совр.‏ французская Бретань). Ко времени появления‏ здесь римских‏ легионов‏ (I‏ в. до н. э.)‏ венеты уже‏ занимали главенствующее‏ положение‏ среди‏ местных племён. Юлий‏ Цезарь отметит в‏ «Записках о‏ Галльской‏ войне»: «Это‏ племя пользуется‏ наибольшим влиянием по всему морскому‏ побережью,‏ так‏ как венеты‏ располагают самым‏ большим числом‏ кораблей,‏ на которых‏ они ходят в Британию, а‏ также превосходят‏ остальных‏ галлов знанием морского дела и опытностью в нём…‏ Они сделали‏ своими‏ данниками всех‏ плавающих по этому морю».

Славянская прародина. Славяне в эпоху Античности

Венетские‏ корабли не‏ имели‏ равных‏ в северных‏ водах. В течение‏ последующих столетий‏ венеты‏ проникают всё‏ дальше на восток, овладевая южным‏ побережьем Северного‏ и‏ Балтийского‏ морей вплоть до реки‏ Венты (на‏ территории современной‏ Латвии).‏ Об‏ их присутствии свидетельствуют‏ средиземноморская примесь в‏ антропологическом облике‏ местного‏ населения и‏ лицевые урны‏ — характерная принадлежность погребального обряда‏ адриатических‏ венетов‏ и этрусков.‏ У римских‏ писателей Балтийское‏ море‏ получит название‏ Венедского залива (или океана).

Славянская прародина. Славяне в эпоху Античности

Наиболее‏ глубокое вторжение‏ вглубь‏ материка венеты осуществили в районе современного Польского Поморья‏ (VII—VI века‏ до‏ н. э.).‏ Закрепившись вначале на Кашубской возвышенности‏ и прилегающих‏ к‏ ней‏ землях, они‏ подчинили предков пруссов‏ и кашубов,‏ а‏ затем вклинились‏ в область обитания славянских племён.‏ Судя по‏ всему,‏ венеты‏ не встретили вооружённого отпора.‏ На археологической‏ карте лужицкой‏ культуры‏ этого‏ времени городища пришельцев‏ мирно соседствуют со‏ славянскими поселениями.

Славянская прародина. Славяне в эпоху Античности

Венеты‏ были‏ носителями более‏ развитых религиозных‏ представлений, уходящих корнями в культы‏ хеттской‏ цивилизации.‏ Поэтому они‏ оказали глубокое‏ культурное влияние‏ на‏ окружающие их‏ «варварские» народы Европы. Благодаря посредничеству‏ венетов славяне,‏ кельты‏ и балты стали поклоняться хеттскому божеству по имени‏ Пирвас, чьё‏ имя‏ считается родственным‏ хеттскому «перуна» — скала. На‏ европейской почве‏ он‏ преобразился‏ в громовержца‏ Перуна (Перкунас балтийской‏ мифологии, кельтский‏ Перкунья).‏ Возможно, от‏ венетов славяне переняли и форму‏ изображения своих‏ божеств‏ в‏ виде столпов. Хеттского Апулунаса‏ изображали в‏ виде камня‏ или‏ столба,‏ что подтверждает древнегреческий‏ писатель и географ‏ II века‏ Павсаний‏ в своём‏ описании святилища‏ Аполлона в Амиклах: «Если не‏ считать‏ того,‏ что эта‏ статуя имеет‏ лицо, ступни‏ ног‏ и кисти‏ рук, то все остальное подобно‏ медной колонне».

Ярче всего венетское влияние проявилось в почитании коня.‏ По сообщению‏ римского‏ историка Страбона,‏ венеты Адриатики приносили в жертву‏ своему божеству‏ белого‏ коня.‏ В эпоху‏ раннего Средневековья белый‏ конь будет‏ играть‏ видную роль‏ и в культе Святовита —‏ наиболее почитаемого‏ бога‏ Славянского‏ Поморья. Голова коня будет‏ украшать суда‏ с южного,‏ славянского‏ берега‏ Балтики, в отличие‏ от скандинавских драккаров,‏ увенчанных головами‏ драконов‏ и змей.

Продвигаясь‏ всё дальше‏ на юг по Висло-Одерскому междуречью,‏ венеты‏ замкнули‏ круг своих‏ странствий в‏ придунайском Норике‏ (или‏ Винделике), в‏ близком соседстве от своих адриатических‏ сородичей (территория‏ современной‏ Восточной Австрии и Словении; в Пафлагонии существовал культовый‏ центр —‏ город‏ Нерик, в‏ окрестностях которого, по сведениям Страбона,‏ и жили‏ венеты).

Венетские‏ общины‏ вовлекли подчинённые‏ племена в торговые‏ отношения со‏ средиземноморским‏ югом. В‏ частности, они прибрали к рукам‏ торговлю янтарём‏ с‏ побережья‏ Северного моря, который с‏ глубокой древности‏ поступал на‏ рынки‏ Греции,‏ Передней Азии и‏ Египта.

Благодаря венетам наладилось‏ тесное религиозное‏ общение‏ задунайских племён‏ и народов‏ с эллинской цивилизацией. Средиземноморский Юг‏ и‏ варварский‏ Север сближал‏ общий солнечный‏ культ.

На территории лужицкой культуры во‏ множестве встречается‏ скульптурная‏ группа: запряжённая лебединой тройкой повозка, которой правит фигура‏ с солнечной‏ короной‏ над головой.‏ Это — пластическое воплощение греческого‏ мифа о‏ полётах‏ Аполлона‏ на запряжённой‏ лебедями колеснице к‏ «гипербореям», чьи‏ отголоски‏ сохранились в‏ «Эклогах» Гимерия (IV век). По‏ сообщению Геродота,‏ обитатели‏ задунайских‏ земель («гипербореи», то есть‏ славяно-венетское население‏ лужицкой культуры)‏ посылали‏ жертвенные‏ дары на остров‏ Делос — легендарное‏ место рождения‏ Аполлона.‏ Посредниками в‏ их передаче‏ выступали адриатические венеты.

К концу I‏ тыс.‏ до‏ н. э.‏ венетская цивилизация‏ прекратила своё‏ существование.‏ Венеты растворились‏ среди окружающих племён и народов.‏ Например, недавние‏ генетические‏ исследования показали, что население нынешней Словении обнаруживает значительную‏ близость к‏ адриатическим‏ венетам. Косвенно‏ эта генетическая информация подтверждается написанным‏ в 615‏ г.‏ Житием‏ святого Колумбана,‏ где упоминается «страна‏ венетов, которые‏ также‏ называются славянами».

На‏ территории лужицкой культуры (а впоследствии‏ — и‏ в‏ районе‏ Верхней Адриатики) венеты также‏ смешались с‏ местным славянским‏ населением,‏ вследствие‏ чего во времена‏ Римской империи имя‏ венетов (латинский‏ вариант‏ — венеды)‏ было перенесено‏ на славян. Наши соседи и‏ поныне‏ называют‏ русских именами,‏ производными от‏ этнонима Venedi,‏ Venethi:‏ эстонцы —‏ vene («вене») или venelainen («венелайнен»),‏ финны —‏ venaja‏ («венайя»). В верхненемецком диалекте для обозначения лужицких сербов‏ используется термин‏ Wenden/Winden‏ (венден/винден).

Римляне с‏ трудом отличали славян (венедов) от‏ более известных‏ им‏ «варварских»‏ народов —‏ германцев и сарматов.‏ Римских историков‏ и‏ географов смущало‏ не столько действительное этнографическое сходство‏ между ними,‏ сколько‏ их‏ общая принадлежность к необъятному‏ и одноликому‏ варварскому миру,‏ простиравшемуся‏ за‏ Рейном и Дунаем.

Вследствие‏ этого в трудах‏ античных писателей‏ славяне,‏ подобно многим‏ другим «варварским»‏ народам, оказались как будто скрытыми‏ под‏ шапкой-невидимкой.

Германцы,‏ подобно славянам,‏ поздно выделились‏ этнографически в‏ глазах‏ античных людей‏ из окружающей массы варварских племён.‏ Однако германцы,‏ в‏ отличие от славян, никогда не знали общего самоназвания.‏ Первоначально германцами‏ галлы‏ называли одно‏ из зарейнских племён и познакомили‏ с этим‏ названием‏ римлян,‏ которые перенесли‏ его на все‏ народы, обитавшие‏ между‏ Рейном и‏ низовьями Дуная — таковы были‏ границы античной‏ Германии.‏ Иначе‏ говоря, для римских писателей‏ германцами были‏ все, кто‏ не‏ походил‏ на кельтов (галлов)‏ и ираноязычных кочевников‏ (сарматов). Поэтому‏ в‏ «германцы» были‏ повёрстаны и‏ многие славянские племена.

Причислению‏ славян к‏ германцам в‏ немалой степени‏ способствовало‏ то обстоятельство,‏ что те и другие зачастую‏ вступали в‏ военно-политические‏ союзы. По словам Тацита, германские (то есть вообще‏ варварские) племенные‏ дружины‏ постоянно пополнялись‏ воинами из соседних племён. «Если‏ племя, —‏ пишет‏ он,‏ — в‏ котором они родились,‏ закосневает в‏ длительном‏ мире и‏ праздности, множество знатных юношей отправляется‏ к племенам,‏ вовлечённым‏ в‏ какую-нибудь войну…». Подобно германцам,‏ славяне (у‏ Тацита —‏ венеды)‏ отнюдь‏ не отличались миролюбием.‏ Тацит свидетельствует, что‏ они «многое‏ усвоили‏ из их‏ (германских. –‏ С. Ц.) нравов, ведь они обходят‏ разбойничьими‏ шайками‏ все леса‏ и горы»‏ между Дунаем‏ и‏ Восточной Прибалтикой.‏

Славянская прародина. Славяне в эпоху Античности

Как явствует из слов историка,‏ германские воины‏ часто‏ примыкали к славянам в их военных набегах на‏ соседние земли.‏ Любое‏ варварское войско‏ состояло в то время из‏ двух частей:‏ княжеской‏ дружины‏ и племенного‏ ополчения. Главными доблестями‏ дружинника считались‏ преданность‏ вождю и‏ личная храбрость. По сути, это‏ были профессиональные‏ военные,‏ каких‏ в каждом племени было‏ не так‏ уж много.‏ Поэтому‏ дружинники‏ зачастую набирались среди‏ соседних племён, и‏ бывало, что‏ инородцы‏ преобладали численно‏ в дружине‏ над сородичами князя. Германцы славились‏ как‏ отважные‏ воины (Цезарь‏ писал, что‏ галлы настолько‏ боялись‏ своих восточных‏ соседей, что не могли бестрепетно‏ выносить даже‏ одного‏ их «острого взора»), и не вызывает сомнений, что‏ они были‏ широко‏ представлены в‏ дружинах славянских князей. Очевидно, их‏ присутствие в‏ славянских‏ войсках,‏ да ещё‏ в непосредственной близости‏ к вождям,‏ играло‏ не последнюю‏ роль в отождествлении германцев и‏ славян в‏ римской‏ традиции,‏ облегчая для последней головоломную‏ классификацию бесчисленных‏ варварских племен,‏ появлявшихся‏ возле‏ римского лимеса примерно‏ из одного и‏ того же‏ географического‏ пространства.

С другой‏ стороны, германские‏ дружины, разумеется, могли пополняться за‏ счёт‏ славянских‏ воинов.

Затем примем‏ во внимание,‏ что славяне‏ (венеды),‏ по выражению‏ Тацита, «обезображивали» себя смешанными браками.‏ Это значит,‏ что‏ славянские мужчины брали себе в жёны германских женщин:‏ «обезображивали» себя‏ —‏ то есть‏ именно женились, а не выдавали‏ замуж своих‏ дочерей‏ (антропологически‏ наиболее сильное‏ смешение с германцами‏ наблюдается у‏ средневековых‏ хорватов). Дети‏ от таких смешанных браков, разумеется,‏ вырастали славянами‏ по‏ языку‏ и культуре; но по‏ распространённому у‏ всех варваров‏ обычаю‏ детям,‏ родившимся от иноплеменных‏ матерей, давали имена‏ из именника‏ того‏ народа, к‏ которому принадлежала‏ их мать. Это важно помнить,‏ сталкиваясь‏ с‏ обилием у‏ славян германских‏ имён в‏ античных‏ и раннесредневековых‏ источниках.

Сравнительное языкознание свидетельствует и об‏ обратном влиянии‏ —‏ славян на германцев. Известны, по крайней мере, 18‏ лексем, проникших‏ от‏ славян к‏ носителям западногерманских диалектов, начиная с‏ середины I‏ тыс.‏ до‏ н. э.

Смешение славян и германцев приобрело особый размах в эпоху Великого переселения народов, когда значительная часть славянских племен‏ покинула‏ Висло-Одерские земли, чтобы принять участие в‏ штурме Римской‏ империи.

Источники:

https://dzen.ru/a/Y6w7qQmarnrbR6zr

https://dzen.ru/a/Y6w8UqeILCFsExTj

Подписаться
Уведомить о
guest

5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account