Почему захотелось нарисовать что-то «на основе» Бе-103, но только поменьше, подешевле, с отличным обзором и другими «перламутровыми пуговицами». Первоначальная идея быстро разделилась на два направления, и в каждом было сделано немало набросков. Вот это получившееся «повествование» постараюсь изложить в лаконичном и понятном виде.
Сначала нарисовал этакого «карапузика» с одним небольшим турбореактивным двигателем (ага, сильно дешево), расположенным в развале V-образного хвостового оперения. Чтобы ему было не скучно, добавил второго «карапузика» — с обычным движком, закрепленном на обычном же хвостовом оперении (Рис.2). Естественно, крыло здесь пытался изобразить водоизмещающее (как у Бе- 103). Как рисунки, может, и не плохо, но как наброски самолета явно требуют доработки. Решил пойти по прикладному пути (Рис.3). Выбрал бипланную конструкцию, чтобы вектор тяги двигателей был ближе к аэродинамическому фокусу. Нижнее крыло водоизмещающее, стыкуется с реданным выступом. Только вот на виде сверху (даже без учета попытки изобразить V-образное хвостовое оперение) получается абы что. Ладно, что скорее тандем, чем биплан. А вот с центровкой что делать будем, в хвост десяток гирь загрузить? В общем, более серьезно занялся проработкой «проекта».
Получился «Скворец» — этакий Ан-2, только маленький и в амфибийном исполнении (вид сбоку в полете на Рис.1 внизу, по нему сделаны все остальные — Рис.4). Предполагается как более дешевая (раза в два точно) и массовая модель, чем Бе-103. И движки попроще – Rotex (80-100 л.с.). Использование – патрульный самолет пограничников (рыбоохраны, МЧС), почтовый, медицинский. Для относительно небогатых частных лиц, жителей Канады и подобных местностей и т.п. Вместимость чуток меньше. Кроме пилота, максимум 4 пассажира, относительно небольшой багаж укладывается в отдельный отсек за кабиной (корневая часть крыла достаточно прочная, чтобы по ней можно было ходить). Если багажа много или при патрулировании — 2 пассажира, а в отсек можно помесить запасной топливный бак, спасательный плотик и пр. Внутренняя часть кабины быстро и легко трансформируется под необходимую конфигурацию. По максимальной скорости и потолку, думаю, будет немного «слабее» Бе-103, по пробегу должен быть получше, а по разбегу надо сделать не хуже. Возможность взлёта и посадки с грунтовых аэродромов. Мореходность, вроде бы, одинаковая.
Водоизмещающее крыло, по идее, дороже обычного, да и не уверен я, что у «Скворца» ширины нижнего крыла хватит. Так что, пусть это крыло будет сделано с учетом такой технологии, а мы добавим небольшие опорные поплавки.
Сравнение с Бе-103, в скобках примерные показатели «Скворца».
- Размах крыла, м 12,72 (8,1/5,9)
- Длина самолета, м 10,65 (7,2)
- Высота самолета, м 3,757 (2,7)
- Площадь крыла, м² 25,1 (ок.15)
- База шасси, м 4,064 (2,8-3)
- Колея шасси, м 2,273 (2,6)
- высота волны, м 0,5
Неплохо бы сделать модификацию со складными крыльями (отъёмными консолями) сразу за поплавками – ширина самолета получится всего около 3,6 м. Ангар чуть больше, чем гараж для легковушки!
Когда практически закончил рисовать «Скворца», пришли идеи по поводу переделки «карапузика» в более-менее реалистичный вид. «Стриж» — это не набросок, а скорее мысли вслух (поэтому, даже вид сверху рисовать не стал) или даже вопрос – стоит ли дорабатывать. Что-то типа мини (или даже микро) бизнес-джета в экономичном исполнении. Один пилот и два пассажира. Удобства, просто как в хорошем авто, посадка, скорее полулежа. Предпринял попытку сделать повышенную обзорность – часть остекления на овальном фюзеляже заходит вниз. На Рис.1 вверху первый вариант, с водоизмещающим крылом. Но вспомнил приведенный пример так и не доведенного немцами самолета и, чтобы вектор тяги двигателей был ближе к аэродинамическому фокусу, переставил крыло наверх (Рис.5, сверху). Пришлось добавить жабры (для облегчения отрыва от воды на их передней кромке сделаны скулы, только почти горизонтальные). Если и здесь вектор тяги получится недостаточно близко к аэродинамическому фокусу, придумал третий вариант (Рис.5, два нижних). Здесь крыло расположено над движком, а поддерживающие спереди крыло пилоны образуют канал для забора воздуха.