«…быстрота единорога у него»
(Числа 24:8)
Итак, в прошлый раз мы обнаружили, что для повышения скорострельности оружейники начали выпускать пистолеты и даже ружья с двумя, тремя, четырьмя, шестью и даже семью стволами. Это повышало возможности стрелка, но делало оружие громоздким и тяжелым.
Как совместить коня и трепетную лань, чтобы и вес был не особенно велик, и ствол всего лишь один, и выстрелов много? И все это при наличии черного дымного пороха и круглых свинцовых пуль.
Согласитесь, что это очень сильно сужало возможности конструкторов оружия, поэтому в начале они пошли по самому простому пути и создали систему эспиньоль. Это был обычный литой медный ствол, надетый хвостовиком на рукоятку (типичное оружие XIV века), в который до самого конца вставлялся запальный шнур, а затем последовательно вставлялись заряды, самым тщательным образом изолировавшиеся пыжами друг от друга. Действовала эспиньоль так: шнур поджигался, и выстрелы из ствола следовали один за другим через небольшие интервалы. Могло быть 5-7 выстрелов и, если учесть, что стрелков с таким вот оружием могло быть несколько, получалось, что по противнику велся самый настоящий автоматический огонь.
Выгода была еще и в том, что таким образом можно было зарядить любой огнестрельный ствол того времени и, дав из него «очередь», потом уже стрелять из него одиночными выстрелами, поджигая заряды через запальное отверстие. Разумеется, стоило пороховым газам где-то прорваться к задним зарядам, как ствол разрывался.
Несмотря на этот недостаток, система в Европе получила распространение. Например, в Англии в 1785 году был выпущен одноствольный многозарядный пистолет, в котором один кремневый замок воспламенял последовательно несколько зарядов. Он сдвигался после каждого выстрела назад к следующему запальному отверстию, благодаря нажатию на второй «спусковой крючок». Конечно, стрелку приходилось подсыпать порох на полку после каждого выстрела и взводить курок, но это все равно было быстрее, чем всякий раз к тому же еще засыпать в ствол порох и шомполом забивать пулю. Тут все эти операции производились неспеша, заранее, что позволяло владельцу такого пистолета в сложной обстановке выстрелить несколько раз подряд, расходуя на это минимум времени.
В 1800 году в Лондоне оружейник Х. В. Мортимер сделал такого же устройства ружье, в котором замок сдвигался от ствола к прикладу. Однако всех переплюнула опытная модель мушкета 1815 года, имевшая на стволе сразу два кремневых замка! Первый при срабатывании поджигал «гирлянду» из 11-ти зарядов, 12-й заряд был резервным и поджигался вторым замком, благодаря которому солдат мог использовать его как однозарядный.
А теперь представьте себе, во что превратилось бы поле боя, прими английская армия такой мушкет на вооружение?
Облако дыма, образуемое несметным количеством выстрелов всего лишь первой шеренги, полностью закрыло бы от стрелков цель. Солдаты противника (после того, как первые их товарищи бы упали) вполне могли бы сесть и переждать весь этот губительный огонь, а своим ответным залпом, едва лишь только этот дым начал бы рассеиваться, нанести им не меньшие потери. Так что игра, как оказалась, совершенно не стоила свеч!
Каспар Кальтхофф начал карьеру оружейника в Англии, но из-за революции был вынужден перебраться сначала на родину, в Нидерланды, затем в Данию, но после реставрации Карла II смог вернуться в Лондон. Он-то и изготовил первое многозарядное ружье, причем еще даже с колесцовым замком, а затем выпустил несколько моделей с ударными кремневыми замками. Более того, сделанное им семизарядное ружье в качестве дипломатического дара попало в Россию и оказалось у царевича Федора Алексеевича, а затем и в коллекции Оружейной палаты Кремля. Есть подобное ружье и в Государственном Эрмитаже. Причем действовало оно за счет работы со спусковой скобой, одновременно являвшейся рычагом-подавателем боеприпасов.
Петер Кальтхофф (однофамилец Каспара) получил в 1641 году даже патент в Нидерландах на свое кремневое ружье с магазином для пороха в прикладе, а магазином для пуль – в цевье.
Был еще ряд оружейников, трудившихся над подобными системами. Однако едва ли не самый совершенный образец такого оружия сумел создать Микаэль Лоренцони из Флоренции, трудившийся в конце XVII – начале XVIII века.
Не так много сохранилось изготовленных им пистолетов, тем более подписанных им, тогда как подражаний известно довольно много. Родился Лоренцони в Сиене и всю жизнь прожил во Флоренции, где и умер в 1733 году. Его услугами пользовался двор Медичи, где он конкурировал с оружейником Маттео Чекки, которого звали Аквафреска (1651-1738). Самым ранним сообщением о Лоренцони является упоминание о многозарядном ружье, приобретенном у него в 1684 году курфюрстом Саксонии Иоганном Георгом III (1647-1691).
Что касается пистолета, подписанного «Lorenzoni», из коллекции Метрополитен-музея в Нью-Йорке, то он имеет рукоятку из орехового дерева, а гравированные на нем узоры относятся к рисункам, опубликованным Клодом Симонином (1635-1693), Адрианом Рейнье Младшим (примерно 1680-1743) и Шарлем Рейнье (примерно 1700-1752) (оба назывались «Голландцы»), и по стилю напоминают французские.
Система Лоренцони представляла собой значительное усовершенствование механизма, разработанного датским оружейником Питером Кальтоффом (ум. 1672 г.) и использовавшимся оружейниками Северной Европы в третьей четверти XVII века.
Она хотя и была сложна, но позволяла производить до десяти последовательных выстрелов, а для перезарядки использовала два отдельных магазина для пороха и пуль, спрятанных внутри рукоятки. Чтобы зарядить оружие, пистолет держат стволом вниз, а стальную рукоятку с левой стороны поворачивают на сто восемьдесят градусов, чтобы порох и пуля попали в две камеры в цилиндрическом латунном затворе. Затем рукоятку поворачивают в обратном направлении в исходное положение. При этом пуля и порох со стволом попадают в ствол. Причем одновременно с этим взводится курок, открывается клапан на замке, и затравочный порох насыпается на полку.
Опыт показал, что это самая надежная технология для создания практичного многозарядного огнестрельного оружия до совершенствования револьверных механизмов. Поэтому неудивительно, что система Лоренцони использовалась оружейниками по всей континентальной Европе и в Великобритании более века спустя после ее изобретения.
В конце XVIII века она получила особое распространение в Великобритании, где ее использовали такие лондонские оружейники, как Генри Нок (1741-1804) и Харви Уолклейта Мортимер (1753-1819). Коллекция Метрополитен-музея включает два пистолета системы Лоренцони, изготовленных Харви Мортимером, один из которых представляет собой редкий экземпляр с гербом вице-адмирала Горацио Нельсона (1758-1805 гг.).
Правда, изобретение Лоренцони также приписывают итальянскому оружейнику Джакомо Берселли из Болоньи и Рима, что, впрочем, не умаляет его заслуг. Причем Лоренцони делал не только пистолеты, но и ружья, используя три варианта своего механизма, отличавшихся лишь расположением пороховой емкости и установкой дополнительных устройств.
Английские пистолеты этого типа отличались высоким качеством изготовления, что было характерно для уровня производства, достигнутого к этому времени в Англии.
источник: https://topwar.ru/182112-skorostrelki-mikajelja-lorenconi.html