Скандинавские клады: мёртвые воины
Статья Алексея Козленко с сайта WARSPOT от 30 апреля 2018 года.
Содержание:
До недавних пор исследователи находили на севере Европы лишь клады, содержащие оружие и предметы военного снаряжения. При этом учёные были лишены возможности «познакомиться» с теми, кому принадлежали эти вещи. Обнаруженная в 2009 году новая находка позволяет это сделать и одновременно приоткрывает весьма мрачную страницу военной истории, о которой прежде мы не были осведомлены в достаточной мере.
Кости в болотах
Алкен-Энге, или Ведебро, как это место называлось до недавнего времени, расположено в Иллеруп-Адале, к западу от Скандерборга в Восточной Ютландии (Дания). В древности здесь существовало озеро длиной 5 км, со временем превратившееся в цепь небольших озёр, которые уже ближе к нашему времени стали болотами. После проведённой около 1950 года мелиорации эта территория стала охранной зоной.
Первые исследования проходили здесь в 1950–1956 годах под руководством Харальда Андерсена. Буквально за день до окончания работ были найдены костные останки. На протяжении последующих пяти лет в долине, где река Иллеруп впадает в восточную часть озера Моссо, были обнаружены человеческие кости, принадлежавшие 26 различным людям. Рядом была замечена яма, содержавшая останки примерно 50–70 черепов. Здесь же были найдены кости животных, керамика и небольшое количество предметов вооружения.
Летом 2009 года археологи из музея Скандерборга вместе со студентами из Орхусского университета вновь вернулись на то же место и обнаружили многочисленные человеческие останки, а также керамику и другие объекты. Эти находки приобрели широкий общественный резонанс, результатом которого стало финансирование продолжения исследований. Между 2012 и 2014 годами в Алкен-Энге прошли полномасштабные археологические раскопки, ознаменовавшиеся новыми находками.
На изученном участке площадью около 80 м² было найдено более 2000 костей, принадлежавших по крайней мере 200 индивидам. Однако ещё большее количество останков по-прежнему остаются под 2-метровым слоем торфа в неизученной части озера, общая площадь которого составляет 3 600 м². По оценке руководителя работ, куратора музея Скандерборга Эйвинда Херца, всего здесь могут находиться останки более тысячи человек. Речь, таким образом, идёт об одном из самых крупных костных депозитов Железного века.
Останки воинов
Благодаря отсутствию доступа кислорода и высокой кислотности болотной среды останки превосходно сохранились. В подавляющем большинстве извлечённые из торфа кости были найдены беспорядочно разбросанными, а не в виде цельных скелетов, как это происходит при раскопках погребений. Среди находок преобладают кости рук, ног, лопатки, фрагменты черепов и другие крупные кости. Количество черепов — пять полных экземпляров и около двух десятков фрагментов — явно не соответствует имеющемуся числу других костей. Возможно, головы хоронились где-то в другом месте или они по каким-то причинам не оставили после себя археологических следов.
Почти все найденные в Алкен-Энге кости принадлежат мужчинам. Среди них очень высок процент молодых юношей и подростков: некоторым на момент смерти было не более 13 лет. Это обстоятельство, а также множество следов повреждений позволяют идентифицировать этих людей в качестве воинов.
Следы на костях показывают, что раны были нанесены различными видами оружия: это зарубки от мечей, повреждения от проникающих уколов копья, переломы и контузии, полученные от ударов топора или палицы. Области повреждений концентрируются на костях черепа, бёдер и правой руки. Правая сторона тела страдала больше левой, что указывает на наличие щита. Довольно большой процент повреждений связан с ударами, нанесёнными в спину. Это может быть связано с преследованием бегущих и добиванием раненых или, согласно другой гипотезе, с казнями военнопленных.
Все тела убитых воинов в течение продолжительного времени — от шести месяцев до года — оставались под открытым небом. На это указывают обнаруженные на останках многочисленные следы зубов хищников. Впоследствии останки собрали в определённом порядке. Археологи обнаружили деревянный прут с надетыми на него четырьмя лопаточными костями. В конце концов останки были заброшены на дно озера.
Происхождение
Алкен-Энге находится всего в 5 км от Иллерупа-Адаля, где на протяжении 1950–1956 годов, а также в 1975–1985 годах велись крупномасштабные археологические работы, причём на первом этапе руководил ими тот же человек — Харальд Андерсен. Из земли в Иллерупе было извлечено более 15 000 объектов — в основном оружие и предметы военного снаряжения, а также ремни, гребни, монеты и т.д. Большинство этих предметов несли на себе следы ритуальной порчи: лезвия мечей зазубрены, наконечники копий согнуты, щиты разбиты, а железные умбоны смяты.
После первых же публикаций о костных находках из Алкен-Энге их немедленно стали связывать с оружием из Иллерупа. Многие учёные полагали, что останки принадлежат владельцам этого оружия. Увы, надежды не оправдались. Когда из лаборатории поступили первые результаты радиоуглеродного анализа, выяснилось, что почти все кости из Алкен-Энге относятся к рубежу старой и новой эры. При этом самый ранний из оружейных кладов Иллерупа датируется началом III века. Таким образом, прямая связь между двумя памятниками отсутствует.
Установление происхождения воинов из Алкен-Энге сегодня является одной из насущных задач исследователей. Явились ли они из Норвегии или юго-западной Швеции, как владельцы оружия из Иллерупа, прибыли из района нынешней Померании или имеют местное происхождение? Ответ на этот вопрос может дать анализ изотопов стронция на зубах обнаруженных жертв. По его содержанию можно установить, где тот или иной человек вырос, поскольку эти показатели колеблются от одного региона к другому. Известно, что соответствующие анализы проб уже были взяты из сохранившихся зубов, но их результаты всё ещё не обнародованы.
Кости на поле боя
Археологические находки подтверждают рассказы римских авторов о мрачных и жестоких военных обычаях германцев. Один из этих обычаев связан с принесением в жертву захваченных в сражении пленных и порче взятых у противника оружия и трофеев. Наиболее известное и красочное описание этой практики принадлежит Павлу Орозию, который рассказывает о разгроме римлян кимврами при Араузионе 6 октября 105 года до н.э.:
«Враги, захватив оба лагеря и огромную добычу, в ходе какого-то неизвестного и невиданного священнодействия уничтожили всё, чем овладели: одежды были порваны и выброшены, золото и серебро сброшено в реку, воинские панцири изрублены, конские фалеры искорёжены, кони низвергнуты в пучину вод, а люди повешены на деревьях. В результате ни победитель не насладился ничем из захваченного, ни побеждённый не увидел никакого милосердия».
В 9 году н.э. германцы-херуски в Тевтобургском лесу уничтожили три римских легиона — более 20 000 человек, включая командующего Публия Квинтилия Вара и его офицеров. Спастись удалось лишь немногим. Германцы не брали пленных, убив всех, кто попал им в руки. Раненый в бою Вар покончил с собой. Германцы выкопали тело и отсекли ему голову. Останки убитых остались лежать непогребёнными на месте сражения. Шесть лет спустя, в 15 году н.э., римский военачальник Германик, находясь со своими войсками неподалёку от Тевтобургского леса, решил посетить это место. Его глазам предстало мрачное зрелище:
«Посреди поля, — пишет Тацит, — белелись скелеты, где одинокие, где наваленные грудами, смотря по тому, бежали ли воины или оказывали сопротивление. Были здесь и обломки оружия, и конские кости, и человеческие черепа, пригвождённые к древесным стволам. В ближних лесах обнаружились жертвенники, у которых варвары принесли в жертву трибунов и центурионов первых центурий. И пережившие этот разгром, уцелев в бою или избежав плена, рассказывали (…) сколько виселиц для расправы с пленными и сколько ям было для них приготовлено, и как в своём высокомерии Арминий издевался над значками и орлами римского войска. Итак, присутствовавшее здесь войско (…) предало погребению останки трёх легионов, и, хотя никто не мог распознать, прикрывает ли он землей кости чужих или своих, их всех хоронили как близких, как кровных родственников, с возросшей ненавистью к врагам, проникнутые и печалью, и гневом. В основание насыпанного затем над их могилой холма первую дернину положил Цезарь, принося усопшим дань признательности и уважения и разделяя со всеми скорбь».
После столетий поиска, в 1989 году, археологи наконец обнаружили поле знаменитого сражения у подножия горы Калкризе в 16 км северо-восточнее Оснабрюка. В ходе раскопок здесь были найдены многочисленные фрагменты оружия и амуниции, большое количество монет и личных вещей солдат. Характер и расположение находок свидетельствует о том, что по окончании сражения поле боя подверглось разграблению. Археологам сегодня приходится довольствоваться лишь случайными вещами, до которых не успели добраться мародёры. На поле было обнаружено большое количество фрагментированных костных останков, а также пять наполненных ими больших ям. Помимо человеческих фрагментов здесь были также обнаружены кости животных. Насколько это возможно установить, большинство костей принадлежало мужчинам от 20 до 40 лет, многие несли на себе зарубки и другие повреждения, полученные в ходе рукопашной схватки. Анализ костей показывает, что, прежде чем оказаться в земле, они в течение нескольких лет пролежали под открытым небом.
Кости в святилищах
Вероятнее всего, находки в Алкен-Энге — это остатки происходившего здесь большого сражения. Кости принадлежат погибшим в бою воинам или, возможно, военнопленным, после битвы умерщвлённым победителями. Погибли эти люди на месте или их останки были привезены сюда из какого-то другого места, строго говоря, остаётся неизвестным. Топография находок в долине Иллерупа скорее свидетельствует о второй версии. Как уже было сказано, Алкен-Энге находится всего в 5 км от месторасположения крупнейшего оружейного клада III–V веков в Иллерупе-Адале. Между этими двумя находками, на примерно равном расстоянии от них, находится ещё один жертвенный депозит — в Форлев Нимёлле. Правда, судя по выявленным здесь костям домашних животных и многочисленным остаткам керамики, он, скорее всего, связан с культом плодородия.
Такая высокая концентрация мест жертвоприношений в долине Иллерупа свидетельствует об особом, сакральном статусе этого места. В глазах германцев озёра являлись местом обитания божеств, которым здесь приносили различные жертвы: оружие павших воинов — в Иллерупе-Адале, человеческие жертвы или их останки — в Алкен-Энге и продукты мирной жизни — в Форлев Нимёлле.
Описывая верования галлов, Цезарь упоминал о существовании у них священных мест, где хранились приношения:
«Перед решительным сражением они обыкновенно посвящают ему будущую военную добычу, а после победы приносят в жертву всё захваченное живым, остальную же добычу сносят в одно место. Во многих общинах можно видеть целые кучи подобных предметов в освящённых местах и очень редко случается, что кто-либо из неуважения к этому религиозному обычаю осмелился скрыть у себя что-нибудь из добычи или унести из кучи: за это определена очень мучительная казнь».
Раскопки выявили несколько такого рода мест, крупнейшие и наиболее известные из которых находятся в Гурнай-сюр-Аронде и Рибмон-сюр-Анкре в Пикардии. Оба святилища функционировали на протяжении нескольких столетий, предшествовавших завоеванию Цезарем Галлии. Затем они оказались заброшены. Археологи раскапывали их в течение 1980-х годов.
Святилища имели весьма схожее устройство, представляя собой квадратное в плане сооружение, обнесённое по периметру рвом и валом. Внутри этого пространства хранились огромное количество изломанного оружия и многочисленные костные останки. Все эти люди были мужчинами в возрасте от 15 до 40 лет, погибшими насильственной смертью. Как и кости, найденные в Алкен-Энге, человеческие останки из Гурнай-сюр-Аронде и Рибмон-сюр-Анкре долгое время находились под открытым небом, прежде чем были захоронены в земле здесь же, на территории святилища.
Особенностью останков из Рибмон-сюр-Анкре является почти полное отсутствие голов. Среди приблизительно 10 000 костей было найдено только два черепных фрагмента и четыре зуба. Следы на обнаруженных здесь же шейных позвонках свидетельствуют, что головы были срублены сильным ударом, а человек к тому времени, скорее всего, был уже мёртв. Речь, таким образом, идёт не о казнях или жертвоприношениях, но об обращении с телами павших воинов. Что стало с головами после этого, доподлинно не ясно. Согласно одной гипотезе, они были выставлены на столбах здесь же, на территории святилища. Об этом, в частности, свидетельствует большое количество оставленных столбами ям и остатков железных гвоздей. По другой гипотезе, головы в качестве трофеев были унесены из святилища, поскольку, как известно из сообщений античных авторов, галлы хранили их дома.
Таким образом, мы можем поставить находки из Алкен-Энге в контекст эпохи, к которой относится этот памятник. Около 2 000 лет назад где-то поблизости произошла большая битва. Мы пока не знаем, кем были нападающие, но они потерпели тяжёлое поражение. Многие из них погибли, другие были захвачены живыми и здесь же убиты победителями. Все тела в течение долгих месяцев оставались непогребёнными лежать на поле боя. Это обхождение резко контрастирует с обычными погребальными практиками, предписывавшими сжигать мертвецов на костре, а прах хоронить в земле. Вероятно, оно было связано с представлениями об убитых в сражении людях как о жертве, которую надлежало приносить божеству. Когда непогода и зубы падальщиков очистили кости от остатков плоти, их собрали, сложили в определённом порядке и забросили на дно озера.
Литература
-
-
- Boye Thulstrup, P. M. De Døde Krigere: En komparativ analyse af humant knoglemateriale fra jernalderens rituelle kontekster / P. M. Boye Thulstrup. — Aarhus: Universitet, 2013.
- Armit, I. Headhunting and the body in Iron Age Europe / I. Armit. — Cambridge: University Press, 2012.
- Carr, G.C. Fragmentation, mutilation and dismemberment: an interpretation of human remains on Iron Age sites / G.C. Carr, R. Craig, Chr. J. Knüsel // Warfare, Violence and Slavery in Prehistory / Ed. M. P. Pearson, I. J. N. Thorpe. — London, 2005. — Р. 165—180.
- de Liberto, L. «Vae victis»! Das Schicksal der Besiegten in der römischen Antike / L. de Liberto // 2000 Jahre Varusschlacht / Hrgs. S. Burmeister, H. Derks. — Bd. 2. — Stuttgart: Konrad Theiss Verlag, 2009. — S. 280—284.
-
источник: https://warspot.ru/11831-skandinavskie-klady-myortvye-voiny