Система обозначения поршневых авиадвигателей в США в 20ее-40ее годы
Продолжаю выкладывать статьи из ЖЖ нашего уважаемого коллеги p_d_m.
В привычном виде система обозначения поршневых двигателей сложилась в начале 20х, до этого были приняты названия, присвоенные производителем.
(E)A-B-C(D)
A — компоновка двигателя
- H — H-образный
- L — рядный
- O — оппозитный
- R — радиальный
- V — V-образный
- IV — перевернутый V-образный, в конце Второй Мировой обозначение часто сокращалось до "I" (Inverted)
- W — W-образный
B — объем двигателя в кубических дюймах. Число округляется, должно быть кратным десяти.
С — модификация двигателя, численные значения. ВВС и армия использовали нечетные номера, флот — четные.
D — дополнительный буквенный индекс для малых модификаций. Исключения: W — впрыск воды в цилиндры; с 1943 встречается суффикс AN, обозначающий что двигатель удовлетворяет и требованиям ВВС и требованиям флота; нельзя использовать буквы I и O (чтобы не перепутать с 1 и 0).
E — дополнительный префикс. Принимал значения:
- X — экспериментальный
- Y — предсерийный
- Z — устаревший
В 20х также могли использоваться:
- G — с редуктором
- S — с нагнетателем
- D — дизельный
Несколько примеров:
Pratt & Whitney R-2800-8W
Радиальный двигатель объемом 2800 куб.дюймов (реально 2804,5 куб.д. или 45,96 литров) восьмой модификации, со впрыском воды в цилиндры.
XV-1710-4
V-образный, объемом 1710 куб.дюймов (28,02 л.), модификация "четыре", экспериментальный.
Странный набор как будто бы римских цифр в обозначении 16цилиндрового двигателя Chrysler XIV-2220 (позднее XI-2220) означают что это экспериментальный (X) перевернутый V-образный (IV, или I) объемом 2220 куб.дюймов (реально 2219 куб.дюймов или 36,36 литра).
Конечно могло случится что есть несколько двигателей одинаковой схемы с одинаковым объемом. И такое конечно случалось. Самый вопиющий случай Packard V-1650 и Packard V-1650. Первый — это выпускаемый фирмой Паккард в 20х годах Liberty L-12, второй — британский лицензионный Packard V-1650 Merlin. Поскольку их существование не перекрывалось по времени то в проблем этом случае не возникло.
Еще один из небольших казусов: спарка из двух V-1710 именовалась Allison V-3420, хотя по факту это уже был W-образный двигатель.
Можно напомнить что это военные обозначения, помимо них естественно были внутрифирменные и те, под которым авиамоторы предлагались гражданским и заграничным военным покупателям. Например Allison V-1710-117, стоявший на Bell P-63F Kingcobra, имел внутрифирменное название Allison V-1710-E27, "звезда" Wright R-1820 "на гражданке" именовалась Wright Cyclone 9.
источник: http://p-d-m.livejournal.com/474490.html