Продолжаю выкладывать статьи из ЖЖ нашего уважаемого коллеги p_d_m.
Нашел в закромах расширенную версию старой статьи Система обозначения поршневых авиадвигателей в США в 20ее-40ее годы
Поршневые двигатели
В привычном виде система обозначения поршневых двигателей у американских военных сложилась в начале 20х, до этого официально были приняты названия и обозначения модификаций, присвоенные производителем. Официально эта система была закреплена в общем для ВВС и ВМС США документе Air Force/Navy Aeronautical Bulletin 395 в 1948 году. В бюллетене MIL-STD-1557 за 28.01.1974 в нее внесли изменения, а в MIL-STD-1812 (MIL-HDBK-1812) за 28 февраля 1991 года ввели новую систему обозначений.
Рис.1. Двигатели Wright R-1820, приготовленные для установки на бомбардировщик B-17.
Традиционная система именования поршневых авиадвигателей по ANA Bulletin 395 была следующей:
(E)A-B-C(D)
A – компоновка двигателя:
- H – H-образный
- L – рядный
- O – оппозитный
- R – радиальный
- V – V-образный
- IV – перевернутый V-образный, в конце Второй Мировой обозначение сократилось до "I" (Inverted)
- W – W-образный
B – объем двигателя в кубических дюймах. Число округляется, должно быть кратным десяти.
C – модификация двигателя, численные значения начиная с единицы. ВВС и армия использовали нечетные номера, флот – четные.
D – дополнительный буквенный индекс для малых модификаций, начинается с «A», затем «B», «C» и далее. Исключения из ряда: W – впрыск воды в цилиндры; с 1943 встречается суффикс AN, обозначающий, что двигатель удовлетворяет и требованиям ВВС и требованиям флота (Army и Navy); и нельзя использовать буквы I и O, дабы не возникла путаница с единицей и нулем.
E – дополнительный префикс. Принимал значения:
- X – экспериментальный
- Y – предсерийный
- Z – устаревший
В 20х-самом начале 30х в префиксе также могли использоваться:
- G – с редуктором
- S – с нагнетателем
- D – дизельный
Рис. 2. Табличка на авиадвигателе V-1710-1, первом построенном для Воздушного корпуса США.
Несколько примеров:
XV-1710-1. Экспериментальный V-образный, объемом 1710 куб.дюймов (28,02 литров), первая модификация. Фирменное обозначение этого двигателя: V-1710-A2.
Chrysler XIV-2220. Набор как будто бы римских цифр в обозначении этого 16-цилиндрового авиамотора (позднее он стал именоваться XI-2220) на самом деле означают, что это: экспериментальный (X) перевернутый V-образный (IV, или I) объемом 2220 куб.дюймов (реально 2219 куб.дюймов или 36,36 литра) поршневой двигатель.
Могло быть, что существуют несколько двигателей одинаковой компоновочной схемы с одинаковым объемом. И такое случалось. Самый вопиющий случай – Packard V-1650 и Packard V-1650. Первый – это выпускаемый фирмой Паккард в 20х годах Liberty L-12, второй – выпускаемый в Соединенных Штатах по лицензии британской фирмы Роллс-Ройс Packard V-1650 Merlin. Поскольку их существование не перекрывалось по времени, то в этом случае путаницы не возникло.
Документ MIL-STD-1557 (1974) внес следующие изменения в обозначения поршневых моторов:
Были откинуты все буквенные обозначения типа двигателя, кроме O, R и V, и добавлено новое – RC – роторно-поршневой (Ванкеля) двигатель.
Обозначения модификаций двигателя теперь принималось по иному принципу: для ВВС выделен диапазон чисел от 100 до 399, для ВМС – от 400 до 699, для армии 700 – 999. Позиция D дополнилась еще одной буквой – T – тренировочный двигатель, т.е. учебное пособие.
Округленный объем двигателя в обозначении теперь кратен пяти, а не десяти.
В 1991 году в документе MIL-STD-1812 системы обозначения для поршневых и реактивных двигателей была приведена к единому виду, старые именования оставались и менялись на новый вид в случае больших модификаций. Кроме того, роторные двигатели стали обозначаться одной буквой "C". В феврале 1997 документ поменял статус с обязательного для исполнения «Стандарт» (Standart, сокращенно STD в названии документа) на необязательный, рекомендованный статус «Справочник» (Handbook, HDBK) и был соответственно переименован в MIL-HDBK-1812.
Основные производители поршневых двигателей в США, используемых в последние десятилетия в военной авиации, придерживаются более-менее схожих стандартов в обозначении своих изделий, которые оказались вполне удобны для военных, а новых моделей поршневых моторов, изготовленных специально для них, не появлялось.
Поэтому на практике чаще всего применялись и применяются сейчас фирменные обозначения поршневых авиамоторов, а не именования по стандартам MIL-STD-1557 и MIL-STD-1812.
Воздушно-реактивные двигатели
С появлением реактивных двигателей возникла нужда упорядочить их названия. Формат именования был определен послевоенным бюллетенем Air Force/Navy Aeronautical Bulletin 306, который в дальнейшем подвергался нескольким редакциям. Последняя из них, 306M, была выпущена 27.12.1963. Этот документ сменил в 1968 году MIL-STD-879 и последовавший через четыре года 879A, эстафету принял 28 февраля 1991 актуальный на данный момент MIL-HDBK-1812.
Рис. 3. Двигатель Pratt & Whitney F100 – основной ТРДД в ВВС США, устанавливался и устанавливается до сих пор на различные варианты истребителей F-16 и F-15. У моряков получил собственное обозначение F-401. На фото современная модификация F100-PW-229.
Обозначения по стандарту 306M:
(F)AB-C-D(E)
A – тип реактивного двигателя
- J – турбореактивный
- T – турбовинтовой или турбовальный
- PJ – пульсирующий
- RJ – прямоточный
- TF – двухконтурный турбореактивный двигатель (добавлен в 1959)
B – модель двигателя. Нумерация началась с "31" для Армии и ВВС и далее нечетные числа, и с "30" для ВМС и далее четные числа.
С – одно– или двухбуквенный код, означающий производителя.
D – модификация двигателя. Нечетные числа начиная с единицы выделялись для Армии и ВВС, четные начиная с двойки для Флота.
E – необязательный символ для малых модификаций. Использовались все буквы начиная с "A", исключая I и O, и W, которая зарезервирована для двигателей со впрыском воды, WA – со впрыском водо-спиртовой смеси.
F – необязательный префикс для обозначения статуса двигателя:
- X – экспериментальный
- Y – предсерийный
- Z – устаревший
Таб. 1. Коды производителей. Их выделили с запасом, видимо на случай мобилизации экономики по опыту Второй Мировой войны. На самом деле большая часть из них не использовалась.
Рассмотрим примеры:
General Electric J79-GE-8B – буква «J» указывает на турбореактивный двигатель, нечетный номер модели (цифры «79») – на заказчика ВВС, «GE» – производитель General Electric, четный номер модификации «4» – что она создавалась для ВМС, «B» – подмодификация двигателя. ТРД с таким именованием устанавливался на палубный штурмовик North American A3J-1 Vigilante.
Westinghouse XJ46-WE-2 – экспериментальный (префикс «X») турбореактивный двигатель (индекс «J»), четный номер модификации – «46» – указывает на заказчика ВМС США, «WE» обозначает как производителя фирму Westinghouse, модификация «2», четный номер опять же указывает на ВМС как на заказчика модификации.
Двигатель J46 заказывался на палубный истребитель F3D-3, не пошедший в серию, именно эта модификация предназначалась для установки на экспериментальные гидроистребители XF2Y Sea Dart.
Бюллетени MIL-STD-879 (1968) и -879A (1972) внесли следующие изменения в именования двигателей:
Индекс A принимает значения:
- J – турбореактивный
- T – турбовинтовой и турбовальный
- F – двухконтурный
Индекс B имеет значения для ВВС от 100 до 399, для флота – от 400 до 699, для армии от 700 до 999. Индекс D – тот же принцип.
Rolls-Royce F137-RR-100. «F137» – военное обозначение в США британского ТРДД Rolls-Royce AE 3007, на производителя однозначно указывают буквы «RR» в названии двигателя. «100» – модификация для ВВС. ТРДД F137-RR-100 оснащается БПЛА Northrop Grumman RQ-4 Global Hawk, состоящий на вооружении Военно-воздушных сил Соединенных Штатов.
General Electric T700-GE-401C. Представитель обширного семейства турбовинтовых и турбовальных двигателей T700 (он же GE CT7 для гражданских и иностранных пользователей). «T» – турбовальный, «700» – двигатель создавался для армейской авиации США, GE – производитель фирма General Electric, «401» – модификация для флота, малая модификация «C». Эта модель ТВД устанавливалась на вертолет Bell AH-1Z Viper Корпуса Морской пехоты США.
Как уже говорилось, в MIL-STD-1812 поршневые двигатели стали именоваться по тому же принципу, что и реактивные, в общем формате, для реактивных же практически ничего не изменилось, кроме рекомендательного характера именований с 1997 года. Что привело, например, к появлению на вертолете RAH-66 Comanche ТВД LHTEC T800-LHT-801: индекс "B" вместо очередного значения 70x получил круглый и красивый индекс «800», как и индекс D вместо «701» – «801».
В стандарте MIL-STD-1812, кроме уже указанных для поршневых двигателей типов O, R, V и C и перешедших из стандарта 879 для ВРД обозначений J, T и F, появился тип P – любой двигатель, не подходящий по определению к перечисленным.
Код производителя (позиция «C») стал двухбуквенным, для иностранных производителей возможно трехбуквенное значение.
Таб. 2. Коды производителей MIL-STD-1812/MIL-HDBK-1812
Ракетные двигатели
Документ Air Force/Navy Aeronautical Bulletin 352 от 25 июня 1948 года установил систему обозначения жидкостно-реактивных двигателей, которая не изменилась со временем и с новыми бюллетенями: с MIL-STD-815 (действовал только для ВВС, 14 июня 1962 года) и с уже знакомым MIL-HDBK-1812.
Система ANA 352 совпадала со стандартом обозначения для воздушно-реактивных двигателей; индексом, определяющим этот тип двигателя ("A"), являлось сочетание букв "LR", и в отличие от ВРД числа в позиции "B" принимали значение с единицы для ВВС и Армии, и с двойки для ВМС.
Рассмотрим пример. На экспериментальном ракетоплане North American X-15 был установлен ЖРД Reaction Motors XLR99-RM-2. «X» – экспериментальный, «LR» – жидкостно-реактивный, модель «99», производитель «RM» – Reaction Motors, модификация «2».
Рис.4. Экспериментальный ракетоплан North American X-15.
После появления MIL-STD-1812 к единому стандарту привели названия и двигателей на твердом топливе, которые до него весьма произвольно именовались каждым ведомством по своим понятиям. Сейчас в системе (F)AB-C-D(E) позиция A включает такие значения:
- LR – ракетный двигатель на жидком топливе
- SR – ракетный двигатель на твердом топливе
- LSR – гибридная ракета
Следует сказать, что все нижеизложенные правила распространяются не только на двигатели, установленные на боевых самолетах и вертолетах, но и на двигатели на летательных аппаратах всех прочих видов и прочего назначения: на моторные установки дирижаблей, на двигатели ракет и беспилотных летательных аппаратов, на ракетные ускорители и т.д. и т.п.
Источники:
- • www.designation-systems.net
- • Nonresident Training Courses. Airman. Navedtra 14014
- • Dennis R. Jenkins, Don Pyeatt. Experimental and Prototype U.S. Air Force Jet Fighters
- • Бюллетени ANA BULLETIN NO. 306M, MIL-STD-879A, MIL-STD-1557A, MIL-STD-1812