Сибирская флотилия. Дополнение к части II. Крейсер-гидроавиатранспорт «Ангара» (начало)

13

Коллега Андрей Толстой как-то подкинул идею сделать планировавшиеся для Сибирской флотилии крейсера дико универсальными; пойти я на это не мог, но я обещал, что подумаю, как можно такой корабль сварганить. И вот представляю вашему вниманию.

В середине 1916 года Сибирская флотилия представляла из себя странное зрелище. С одной стороны гавань Владивостока заполонили грозные боевые машины под Андреевским флагом в составе 3 броненосных, 2 легких и одного бронепалубного крейсера, а у стенок пирса покачивались 20 эсминцев, но реально командование флотилии имело под командованием только два легких крейсера (один из которых был еще не до конца боеспособен, а второй требовал капитального ремонта) и с десяток ЭМ. Остальные корабли уже были зачислены в состав флотилии СЛО, либо Средиземноморской бригады и готовились к переходу, но и у командования Сибирской флотилии были надежды на пополнение.

14 июля 1916 года, вернувшись после капитального ремонта, в гавань Владивостока вошел большой трехтрубный пароход, от которого на рейде уже успели отвыкнуть. Этот корабль на ближайшие 5 лет стал одним из сильнейших кораблей флотилии, хотя изначально его военное предназначение было только дополнением к мирному. На рейд входила «Ангара», корабль, который за 20 лет своей службы успел уже 4 раза поменять свое название.

Первоначально этот двухвинтовой товаро-пассажирский быстроходный пароход-крейсер назывался «Москва». Корпус стальной трехпалубный с двойным дном. Механизмы фирмы Clydebank Engineering & Shipbuilding Со. Имел три мачты и три дымовые трубы. По сути это был немного увеличенный пароход «Херсон» с поперечным расположением котлов. 28.02.1897 г. заказан за 242 400 фунтов стерлингов для регулярных рейсов на Дальний Восток по десятилетней программе усиления Добровольного флота. 24.03.1897 г. присвоено наименование. 15.10.1898 г. прибыл в Петербург из Англии.

22.11.1898 г. пароход-крейсер «Москва» (третья) первый раз отправился из Кронштадта на Тихий океан с 33 классными и 201 палубным пассажирами, различным казенным и частным грузом, включая ледокольный пароход, котлы для крейсера II ранга «Забияка» и железнодорожный подвижной состав. 24.03.1899 г. пришел в Одессу из Владивостока и затем получил приписку к Одесскому торговому порту под №28. В дальнейшем эксплуатировался на регулярной дальневосточной линии.

01.09.1900 г. доставил в Порт-Артур из Севастополя подразделения 4-ой стрелковой бригады в связи с ихэтуаньским восстанием в Китае. Вскоре был вооружен 8 — 120-мм и 8 — 75-мм орудиями и 17.09.1900 г. передан Морскому ведомству для использования в качестве крейсера при эскадре судов Тихого океана. Затем занимался перевозкой войск в порты Китая, а после подавления восстания — их переброской в Порт-Артур. 10.02.1901 г. возвращен Добровольному флоту во Владивостоке. 14.03.1902 г. прибыл в Одессу из последнего коммерческого рейса на Дальний Восток и вскоре был переведен на резервное положение из-за убыточной эксплуатации.

05.05.1903 г. продан Морскому ведомству за 2 100 000 руб. для транспортной службы при эскадре судов Тихого океана. 19.07.1903 г. как транспорт зачислен в список судов Сибирской флотилии с присвоением наименования «Ангара». 25.07.1903 г. прибыл во Владивосток и затем получил на вооружение 6 — 120-мм и 6 — 75-мм орудий.

Начало русско-японской войны встретил на внешнем рейде Порт-Артура. В феврале 1904 г. был разоружен, затем передан Российскому обществу Красного Креста и переоборудован в госпитальное судно на 342 койки. 05.07.1904 г. переклассифицирован в плавучий госпиталь. 17.10.1904 г. затонул в Западном бассейне в Порт-Артуре после ряда попаданий 11-дюймовых снарядов японской осадной артиллерии.

Сибирская флотилия. Дополнение к части II. Крейсер-гидроавиатранспорт "Ангара" (начало)

 

Пароход «Москва»

30.04.1905 г. пароход-крейсер «Москва» (третья) поднят японскими спасателями и 21.05.1905 г. как вспомогательный крейсер «Anegawa Maru» включен в состав флота Японии. Затем перешел в Курэ, где был отремонтирован и вооружен 4 — 152-мм, 4 — 76-мм и 2 — 47-мм орудиями. 25.02.1906 г. переклассифицирован в авизо «Anegawa». 23.08.1911 г. прибыл во Владивосток под конвоем крейсеров «Nissin» и «Kasuga» и 25.08.1911 г. передан российской стороне как дар императора Мэйдзи Николаю II. Затем поступил в распоряжение Российского общества Красного Креста и был вновь переименован в «Ангару», но не эксплуатировался и находился во Владивостоке без надзора.

Новая страница истории у корабля началась 01.06.1915 г. когда он был продан Морскому ведомству. Осмотр корабля показал, что механизмы требуют серьезного ремонта, но корпус по сути не вызывал больших опасений.

В результате комиссия, которая проводила осмотр, вынесла решение:

После обстоятельного ремонта, пароход «Ангара» может выполнять вспомогательные функции, либо после вооружения функции крейсера и учебного корабля.

Остановились на втором пункте, поскольку единственный вспомогательный крейсер «Орел» по сути представлял собой слабо вооруженный тихоходный пароход, который не представлял серьезной боевой ценности, а «Ангара» даже после «кустарного» ремонта силами Владивостокского порта осенью 1915 года смогла на ходовых испытаниях показать скорость в 13 уз. Но проводить полноценный ремонт на месте было невозможно: во первых, продолжался ремонт торпедированного немецким крейсером «Эмден» легкого крейсера «Сапфир», во-вторых, велись переговоры о покупке бывших русских крейсеров в Японии, а они также могли потребовать ремонта и перевооружения. Тогда было принято решение, что проще и быстрее (но, к сожалению, не дешевле) будет провести работы по кораблю в США, тем более фактически пока корабль представлял собой гражданское судно и это не повлияло бы на нейтральный статус американского «партнера».

1 декабря 1915 года «Ангара» под торговым флагом отправилась в Сан-Франциско на ремонт.

За полгода корпус корабля очистили, привели в порядок забортную арматуру, удалили ненужное оборудование, перебрали машину, часть устаревших котлов Бельвиля заменили на более производительные Бабкок-Уилкокса. Что к тому же позволило поднять скорость.

Кроме того, провели работы по корпусу, в частности убрали наконец давно не нужный бушприт, и установили два крана грузоподъемностью в 4 т каждый в кормовой и средней части корпуса; для установки последнего пришлось также сдвинуть вперед кормовую мачту.

А пока в Штатах кипела работа, при морведе думали, что делать с новоприобретенным кораблем. После долгих раздумий решили совместить все, что только возможно, благо размеры позволяли.

Во-первых, действия на Балтике и Черном море говорили об эффективности гидроавиации, а в составе Сибирской флотилии единственным кораблем, который теоретически мог выполнять роль транспорта для самолетов, был небольшой пароход «Коряк», который из-за своих размеров мало подходил для этой роли и в основном использовался как плавбаза.

Кроме того, после ухода на Север минзага «Уссури» и подготовки к переходу туда же «Монгутай» на Дальнем Востоке оставался только один более или менее приемлемый заградитель «Шилка». А в условиях слабости сил на Дальнем Востоке наличие кораблей для минной войны было очень желательно.

В итоге из вспомогательного крейсера «Ангара» вдруг стала крейсером-гидроавиатранспортом (а такая классификация появилась в мае 1916 года) с возможностью минного заградителя. Тогда же был готов проект переоборудования корабля, притом по возможности большую часть доработок постарались сделать в тех же США.

Ремонт корабля закончился в июне 1916 года и после проведения ходовых испытаний, на которых кстати была показана скорость в 20,5 узла, корабль вернулся во Владивосток.

После ухода особого отряда кораблей в Европу приступили к окончательному переоборудованию «нового» корабля. Для начала для установки вооружения в виде 6х152 мм и стольких же 75-мм пушек проверили усиление палубы, в первую очередь двух сформированных еще в Америке в середине корабля спонсонов (кстати, по документам верфи они проходили как выносные мостики для облегчения швартовки).

Сибирская флотилия. Дополнение к части II. Крейсер-гидроавиатранспорт "Ангара" (начало)

Крейсер-гидроавиатранспорт «Ангара» на 1 января 1918 года

В кормовой части которая освободилась от ненужного для боевого корабля хлама сформировали из стальных листов «изюминку» корабля в виде ангара размером 38 х 13,5 метров.

Внутри ангара расположили 3 рельсовых пути которые могли применяться как для постановки мин образца 1908 года, так (средний) и для перемещения по кораблю гидросамолетов на специальной тележке. Кормовой кран использовался для спуска и подъема гидросамолетов с подготовительной площадки за ангаром, а носовой делал тоже самое через люк в крыше ангара, это позволяла существенно увеличить время проведения подобных операций. Штатное количество самолетов на борту составляло 5 ед. но при необходимости можно было добавить еще 2 (на крыше ангара и на подготовительной площадке). Так же поскольку размер ангара все же был не достаточно велик для размещения большого количества мин (всего туда входило 152 штук), то дополнительно в кормовой части палубой ниже оборудовали закрытую минную палубу для хранения и постановки еще 160 мин через ланцпорты.

Сибирская флотилия. Дополнение к части II. Крейсер-гидроавиатранспорт "Ангара" (начало)

 

Схема размещения самолетов в ангаре

В процессе переоборудования учитывали так же и еще одно предназначение корабля, в случае отказа от минного и авиационного вооружения корабль мог перевозить и грузы и до батальона десанта с усилением, при том легкую артиллерию и средства материально-технического обеспечения выгружали те же краны что и самолеты. Кроме того уже после вступления корабля в строй рассматривали постройку специального десантной баржи для «Ангары» которая должна была храниться все на той же подготовительной площадке, но начавшаяся неразбериха в стране не позволило оперативно построить данный девайс и когда последняя была уже спущена на воду в ней было столько отклонений от первоначальной задумки, что в итоге ее использовали как вспомогательное судно при боевом дивизионе ПЛ Сибирской флотилии.

Теперь о вооружении. 152 мм пушки в полубашнях установленные на корабле ранее были установлены на линкоре «Цесаревич» и были сняты во время перевооружения последних на восьмидюймовки, это пожалуй были единственным случаем в истории русского флота первой мировой когда вооружение не уходило на Запад с Дальнего востока, а возвращалось на него. 75 мм орудия взяли с арсеналов Владивостока, при том поскольку кормовая часть была занята авиационным оборудованием и не позволяли установить более серьёзную артиллерию именно на эти более компактные пушки ложилась задача по обороне на этих секторах.

Первоначально на корабле предполагали использовать только отечественные гидросамолеты, но М-9 были очень востребованы на Черном и Балтийских морях и поэтому закупили американские лодки Curtiss Model F, хотя их характеристики уже не удовлетворяли русское командование.

Таким образом, в мае 1917 года в состав Сибирской флотилии вошел первый полноценный авианесущий корабль. Кстати, заполучив такую боевую единицу, командование флотилии сразу столкнулось с требованиями морведа перевести ее вместе с обоими крейсерами в состав флотилии СЛО, что в принципе и произошло бы в начале 1918 года, если бы не события в стране.

К этому времени силы на Севере уже обладали достаточной боевой мощью, а вот в Приморье «союзники» начали себя вести все более нагло.

Надо сказать что до сентября 1918 года и руководство русского Приморья, и командование Сибирской флотилии занимало выжидательную позицию.

Да, бои с красными партизанами в Даурии шли, но сам Владивосток они не затрагивали. Все изменилось в сентябре, когда на рейд Владивостока пришла совместная американско-японско-китайская эскадра в 12 боевых вымпелов. Официально это была поддержка новой власти в России, фактически же они боялись, что то самое правительство, которое они были призваны защищать, начнёт сокращать влияние этих стран на Дальнем Востоке.

О действиях «союзной» эскадры на Дальнем Востоке надо рассказать отдельно и в другой публикации, но «Ангара» в результате всех перипетий чуть не стала жертвой союзнической помощи.

15 октября 1918 года японские эсминцы атаковали крейсер-гидроавиатранспорт, который шел вместе со сторожевым судном «Командор Беринг» для учений по корректировке с помощью бортовых самолётов береговой артиллерии. К счастью, торпеды прошли мимо, а командование эскадры оправдалось, что приняли 150-метровый пароход за рейдер противника, при том что немецкий флот к этому времени уже больше года не проявлял активности на Тихом океане.

С приходом в состав Сил флота на Дальнем Востоке (СФДВ) уже после смуты в 1922 (так с 30.05.1921  стала называться Сибирская флотилия) 3 броненосных крейсеров типа «Рюрик», камушки вместе тремя турбинными эсминцами свели в отряд легких сил, а «Ангара» находилась во Владивостокском отряде охраны водного района. Считалось, что в составе отряда ее самолеты будут осуществлять разведку залива Петра Великого, а так же обеспечивать прикрытие от воздушного нападения крупных кораблей, для этого с Балтики прибыли модернизированные летающие лодки истребители типа М-18 в количестве 4 единиц.

Сибирская флотилия. Дополнение к части II. Крейсер-гидроавиатранспорт "Ангара" (начало)

 

Вид крейсера-авиатранспорта «Ангара» на 1922 г. 

Характеристики на 1 января 1918 г.

Водоизмещение:

12 050 т

Размеры:

148,44 х 17,74 х 7,47 м

Главные механизмы:

2 вертикальные 3-цилиндровые ПМ тройного расширения, 20 котлов Бельвиля, 10 котлов Бабкок-Уилкокса

Мощность:

16 500 инд. л.с.

Скорость хода:

20,0 уз

Запас топлива:

1440 т угля

Дальность плавания:

5260 миль при 12,5 уз

Вооружение:

Артиллерийское

6 — 152-мм, 6 — 75-мм, 2 пулем.

Авиационное

5-7 самолетов

Минное

280 мин

Численность команды:

248 чел.

Подписаться
Уведомить о
guest

23 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account