«Шесть тонн старого железа и сзади без стрелка гонять япошек-бошей нам Англия дала!»
Интересная статья из жж Андрея Фирсова, которая, думаю, заинтересует коллег.
Михаил Быков опубликовал очередную статью про «Небо в цвету» — «Цвета военного неба»: «Глупыши» на палубе авианосца. Хотелось бы дополнить «впечатлениями»…
Первое впечатление, что об авиации флот его Королевского Величества вспоминал всегда в последний момент, а заказанные самолеты из-за бюрократической волокиты устаревали раньше, чем попадали на палубы кораблей. Сама британская теория воздушной войны над морем («самолеты друг с другом не воюют») просто не успевала за прогрессом техники и реальной боевой обстановкой. Результатом стало появление в составе авиации флота таких, если не странных, то точно упустивших свое время самолетов, типа «Суордфиша», «Скуа», «Барракуда», «Рок» (имя им легион, ибо по разнотипью флотской авиации британцы лидировали), а истребительная авиация флота в самый «пиковый момент» была представлена самолетом, который даже в страшном сне пилота нельзя было назвать истребителем!
Формально «Фулмар» имел современную компоновку, мощный и, что самое главное, удачный мотор, стоявший на самых популярных британских истребителях «Спитфайр» и «Харрикейн», но результат явно был не впечатляющим: скорость – 400 км/ч – на 50 км/ч меньше, чем у главного воздушного противника в начале войны флота его Величества – бомбардировщика Хе-111. А маневренность хуже, чем у другой головной боли британского флота – пикировщиков Ю-87! И это истребитель? Однако…
Однако за «Фулмаром» оказалось больше воздушных побед, чем за любым другим типом истребителя британского флота, включая «лучший палубный истребитель всех времен Второй мировой» – «Корсара» (пилотам «Хеллкэтов» только этого не говорите)! Как же так?
Надо сказать, что, уступая по большинству параметров сухопутным истребителям, «Фулмар» имел отдельные плюсы: продолжительность полета – до 6 часов, боезапас для пулеметов – в четыре раза больше! То есть были все задатки, чтобы вести длительное патрулирование и выдерживать продолжительный бой. Оставалось только «одна» проблема – дать необходимое целеуказание, ибо в противном случае этот «истребитель» просто бы не успевал перехватить, не говоря уж, догнать свою цель.
Тот, кто знает хотя бы приблизительно «зигзаги» развития систем вооружения на море, тот помнит, что где-то с 10-х годов 20-го века наметился переход от «лобового» принципа оценки мощи вооружения кораблей по калибру и числу орудий к оценке, насколько хороша система управления огнем этими орудиями. Такой же «прогрессивный» взгляд британских моряков «упал» и на авиацию. К концу 30-х годов флот Британии был одним из лидеров во внедрении новых средств обнаружения – локаторов (первые образцы попали на флот в 1938 г.). Хотя тогда это было близко к шаманству. Это сейчас локаторы позволяют взглянуть на поле боя «взглядом бога» — сверху на большом экране, отображающим всю тактическую обстановку. А тогда оператор локатора должен был на экране осциллографа следить за дрожанием стрелки возникновением всплесков и по величине их амплитуды определять характер цели, дистанцию до неё, а также на каком-то примитивном планшете вычислить курс и скорость цели.
Первые же бои показали, что ставка англичан на продвинутые системы зенитных орудий (один «крейсер» ПВО типа «Дидо» чего стоит) не обеспечивают необходимой защиты от люфтваффе. А полученный от авиапрома истребитель мало годится для современных реалий войны.
Британские моряки рассудили, что если не получается придать истребителю необходимые летные данные (почему – это отдельная история), то локаторы позволяют дать «Фулмару» тактические преимущество – указать направление на цель, позволить занять «преимущественную позицию для атаки – выти на цель на большей высоте, разогнаться и атаковать с выгодных углов (да, да, — «высота-скорость-маневр-огонь»). Другие, «классические» виды организации боевой работы – патрулирование (когда «Фулмар» бы просто не успевал на перехват выявленной цели) или взлет по тревоге с авианосца («Фулмар» просто не успевал бы набрать необходимую высоту) – явно не подходили.
Впервые данные локаторов для наведения истребителей англичане использовали в Норвежской операции в 1940 г. Локаторы тогда стояли на крейсерах «Шеффилд» и «Керлью». Связи с истребителями у крейсеров не было. В результате информация передавалась на авианосец «Арк ройял» (по семафору!), где наносилась на планшет, оценивалась и выдавалось целеуказание на истребители-пикировщики «Скуа». Постепенно был выработан «Директивный метод» управления, требовавший знания положения цели и перехватчика – позже успешно использованный в Битве за Англию.
В сентябре 1940 г. на Средиземное море прибыл авианосец «Илластриес», несший 806-ю эскадрилью с новинкой сезона — «Фулмарами». Авианосец имел собственный локатор, что облегчало работу и сокращало время на передачу информации на борт перехватчиков. Первоначально все это делалось «на коленках» — у офицеров наведения не было даже своего уголка на «острове» авианосца. Данные передавались морзянкой – наличие второго члена экипажа на «Фулмаре» – радиста – облегчало процесс управления. В результате при такой боевой работе проявились «скрытые» достоинства «Фулмара». Патрулирование истребители вели на высоте 6000 м – выше «официального» своего потолка в 5000 м, и тут сказывалось происхождение «Фулмара» из неудавшегося проекта пикирующего бомбардировщика – «Фулмар» пикировал на цель, развивая высокую скорость, реализуя ее в маневр у цели, а многочисленные пулеметы позволяли нанести противнику серьезный ущерб, если не сбить его, что главное – с одной атаки, ибо после потери скорости все козыри переходили к противнику. Главное, «Фулмарам» удавалось отбивать от своих эскадр разведчиков итальянцев и немцев, а без них ударные соединения авиации Оси слишком часто бесцельно бороздили воздушные просторы.
Успех был очевидным – было решено обеспечить управление палубными истребителями и с других кораблей. Пост управления вскоре получил крейсер «Шеффилд», что помогло, когда на Средиземное море перелетели «стервятники» люфтваффе. Далее схема была распространена и на десантные корабли, что сыграло важную роль в Нормандской десантной.
Успех «Фулмаров» оказался таким, что итальянские пилоты были уверены, что их сбивали «харрикейны», а во время операции «Пьедестал» по проводке конвоя на осажденную Мальту «Фулмары» сбили больше самолетов, чем береговые истребители «Спитфайры» и «Бофайтеры» с Мальты, формально имевшие все преимущества перед «Старым железом»!
Почему же остальные палубные истребители англичан не достигли подобных успехов? Просто на долю «Фулмаров» выпал самый тяжелый период боев над морем, когда у противника было преимущество в воздухе, и целей было «хоть отбавляй». В дальнейшем британский флот с подобным столкнулся только в конце войны, во время битвы за Окинаву, когда время «Фулмаров» уже прошло…