Моё повествование будет неполным, если в нём не упомянуть некоторые мелкосерийные машины. Собственно, шедеврами танкостроения они не являлись, но либо воевали бок о бок с теми танками, о которых писалось ранее, либо были построены на их основе.
Содержание:
Конверсия танков в Германии
После массированной бомбардировки завода Майбах руководство Рейха пребывало в панике, опасаясь что Вермахт и Ваффен-СС останутся вообще без танков. Гитлер самолично приказал собрать на оккупированных территориях пригодные к восстановлению танки, в первую очередь тяжелые, к которым питал слабость. Параллельно немецким фирмам было дано задание адаптировать трофеи под немецкие стандарты. НИОКР производили на фирмах Даймлер-Бенц (МТО) и Крупп (башни), собственно конверсию проводили впоследствии только на Крупп в Магдебурге, поскольку эта фирма временно не могла выпускать Pz-IV из за отсутствия двигателей, ДБ поставлял только комплектующие. В довольно быстрые сроки на Даймлер-Бенц было разработано новое МТО для танков КВ, поскольку образцы этих танков уже имелись, а работы велись параллельно с работой над Тигром-2 Порше. КВ разных серий получили моторы МВ507 С и трансмиссию аналогичную «тигриной». С трофейными Черчиллями поступили еще проще, да и было их немного (часть пущена на запчасти). На английские танки попросту пристроили все 12 моторов МВ809, которые без дела валялись на складах со времен испытаний VK20. Эти двигатели попросту «поженили» с КПП Меррит-Браун, чтобы не изобретать по новой велосипед. На фирме Крупп тем временем доработали башни КВ под пушку 75L48 и башню Черчилля под 50L60. Конверсионные Черчилли впоследствии ушли в 504 ТТБ и воевали в Италии.
Что касается танков КВ, то их отправили на фронт позже, когда уже был испытан и пошел в серию Тигр-2 Порше с дизелем МВ507С. Гитлеру очень хотелось иметь как можно больше ТТБ, но тому препятствовала нехватка тяжелых танков собственного производства. Поэтому ТТБ имели смешанный состав, наряду с Тиграми там были более слабые танки, поначалу Pz-III и Pz-IV, в дальнейшем конверсионные Черчилли (один батальон) и КВ (два батальона).
Полевые конверсии в СССР
В отличии от Германии, конверсия советских танков производилась не на заводах, а в полевых условиях силами рембатов. Этой самой конверсии подвергались только средние танки определенных типов, имеющих одинаковые погоны башни, и сама конверсия была двух типов: довольно распространенная, когда фатально поврежденная башня Т-43 или Т-44 заменялась башней Т-34-85, либо переделывались единичные экземпляры, когда башни американских М4 ставились на Т-44-90. Второе объяснялось банальными причинами: танков-доноров было попросту мало. В первом случае переделки были минимальными, с заменой только башни, боеукладки оставались прежними, во втором случае переделок было больше, да и сам танк потом был ограниченно боеспособным, т.к. башня сохраняла только ручной способ наведения, а заряжающему было крайне неудобно работать.
Экипажи обычно формировались из «безлошадных» танкистов, ранее служивших на Т-34-85 или М4, причем нередко выжившая и не получившая ранений часть экипажей «переселялась» вместе с башней своего прежнего танка. И это переселение проходило без всяких осложнений с точки зрения психологии: танкисты были людьми довольно суеверными и с неохотой садились в те машины, в которых ранее погиб весь экипаж или какая-то его часть. Но танки Т-43 и Т-44 составляли исключение, их экипажам завидовали абсолютно все, кто служил на других машинах. Поэтому пересадка в «кентавра» воспринималась за счастье-повышался шанс выжить в бою.
В общем и целом такой СВАП оказался весьма удачным, поскольку компенсировал просадку производства, когда то один то другой завод поочередно переходил на выпуск новой продукции.