РИ. «Шарнхорст» – выросший до нормальных размеров «Дойчланд» с третьей 283-мм башней и паротурбинной установкой. При этом немцы хотели поставить не 283-мм, а 380-мм орудия. Но, хотя 380-мм орудие и разрабатывалось в 1934 году, поступило оно на вооружение только в 1939 году.
Вот и альтернатива – 380-мм орудие смогли построить в середине 30-х (причем не просто одно орудие, а несколько орудий, можно даже сказать начали серийное производство). И немцы решили строить «Шарнхорст» не по новому проекту (3-х башенный), а по старому – в виде увеличенного «Дойчланда».
Авт. собственно ради рисунков и создал данную альтернативу. Сама альтернатива пошла в духе «занесло меня куда-то», да так и не вынесло….
***
Очевидная ограниченность возможностей «карманных линкоров» в свете заявленной Гитлером новой морской доктрины вынудила отказаться от строительства еще трех однотипных кораблей в пользу полноценных линкоров. В июне 1935 года в Лондоне был заключен договор, позволявший Германии иметь флот, составлявший 35% от британского. Одержав дипломатическую победу, немцы теперь могли строить линкоры вполне легально.
Создание кораблей шло под личным контролем фюрера. Именно его принято считать автором новой роли, предписанной бронированным гигантам кригсмарине в назревавшей войне. Дело в том, что, будучи не в состоянии тягаться с британским флотом в генеральном сражении, фашисты предполагали использовать свои линкоры в качестве океанских рейдеров. Именно в действиях могучих кораблей против транспортного судоходства Гитлеру виделась возможность поставить “владычицу морей” на колени.
Линейные крейсера «Шарнхорст» и «Гнейзенау» представляли собой подросший и улучшенный «Дойчланд». Возросло все – скорость, защита, вооружение.
Броневая защита типа «Шарнхорст» по схеме была старомодной, но в то же время очень мощной. Вертикальный пояс из 350-мм цементированной брони крепился снаружи и мог противостоять 1016-кг 406-мм снарядам на дальностях более 11 км. Выше находился дополнительный 45-мм пояс. Броневых палуб было две: 50-мм верхняя и 80-мм (95-мм над погребами) нижняя со 105-мм скосами. Общий вес брони достиг рекордной величины — 44% от нормального водоизмещения! Противоторпедная защита имела в среднем ширину 5,4 м на каждый борт и отделялась от корпуса наклонной 45-мм переборкой.
Сходство крупного типа «Шарнхорст» с мелким типом «Дойчланд» было решено использовать еще на этапе проектирования. В первую очередь отказались от носовой зенитной башни (фотографии с носовой зенитной башней – немецкая дезинформация или подделки). Конечно, зенитная артиллерия лишней не бывает (при атаке вражеской авиации, любая пушка – зенитная), но немцы пришли к выводу, что сходство пятерки кораблей важнее 2-х зенитных стволов.
В результате перепроектирования (пока еще на бумаге), носовая башня с ГК оказалась близко к центру, а нос был облегчен, и это все благоприятно сказывалось на мореходности и сухости корабля (в общем чувствую себя довольно сухо и комфортно, сбегаю на камбуз, покушаю плотно, и крупповская броня – это все, что по жизни мне надо). Таким образом, сходство силуэтов линкоров (тип «Шарнхорст» и тип «Дойчланд») было практически полным.
Чтобы добиться сходства этих, можно сказать асоциальных, типов еще больше, немцы пошли на ряд шагов.
В первую очередь, немцы старательно выкрасили носовую и кормовую часть кораблей типа «Шарнхорст» и словно «обрезали» или «укоротили» линкор.
Во вторую очередь, немцы принялись лепить и переносить мачты на типах «Дойчланд»/»Лютцов».
Еще в ходе строительства «Шарнхорста» и «Гнейзенау» стало ясно, что попытки международного сообщества ограничить гонку морских вооружений потерпели фиаско. Ведущие морские державы немедленно приступили к проектированию сверхлинкоров, и немцы, естественно, не остались в стороне.
Но заложенные гиганты (не в 35 т.т, а ближе к 50 т.т.) с девятью 381-мм орудиями каждый, именуемые «Бисмарк» и «Тирпиц», не смогли удовлетворить…. растущие.. гм.. амбиции фюрера. В начале 1939 года, не удовлетворенный…гм… амбициями Гитлер утвердил проект линкора типа “Н” полным водоизмещением свыше 62 тыс.т, вооруженного восемью 406-мм орудиями. Всего предполагалось иметь 6 таких кораблей; два из них успели заложить в июле-августе. Однако вспыхнувшая война перечеркнула планы Третьего Рейха. Программы строительства надводных кораблей пришлось свернуть, и в сентябре 1939-го Гитлер мог противопоставить 22 английским и французским линкорам и линейным крейсерам пятерку кораблей с 380-мм орудиями (заменят 283-мм на 381-мм на КРЛ). Для открытого боя это было не достаточно, и для победы оставалось уповать лишь на рейдерскую тактику.
Первую совместную корсарскую операцию «Шарнхорст» и «Гнейзенау» выполнили в ноябре 1939 года. Итогом ее стало потопление английского вспомогательного крейсера “Равалпинди” — бывшего пассажирского лайнера, вооруженного старыми пушками. Успех был скромным…. но не для пропаганды! — по мнению немцев, это была крупная морская победа.
В апреле 1940 года оба систершипа обеспечивали прикрытие германского вторжения в Норвегию и впервые вступили в бой с достойным противником — линейным крейсером «Ринаун». Английский линейный крейсер угодил в тщательно расставленную немцами ловушку (о которой и сами немецкие адмиралы не знали, но потом предоставили убедительные доказательства, что все шло точно по плану).
В условиях плохой видимости «Ринаун» с эскортом прошел мимо обоих «Шарнхорстов», и был готов учинить расправу над немецкими транспортами и миноносцами. Но в этом момент «Шарнхорст» и «Гнейзенау» успели прийти своим на помощь. В варианте один на один англичане могли рассчитывать на победу (традиции – великая вещь). Но в поединке два на одного…
Потеря линейного крейсера была воспринята англичанами серьезно. Немцы оказались не слабаками, и хотя «у короля много» еще кораблей, но в одиночку теперь британские линкоры и авианосцы не ходили.
В результате, обнаружив 8 июня соединение британских кораблей, немцы проявили мудрость и поспешили убраться. И хотя британцы попытались остановить немцев авиацией, фортуна была не на сторон пилотов «Глориеса» – немцы ушли без серьезных потерь.
Звездный час «Шарнхорста» и «Гнейзенау» – их совместный “океанский вояж” в январе — марте 1941 года. За два месяца пиратства в Атлантике они захватили и потопили 22 союзных парохода общим тоннажем свыше 115 тыс.т и безнаказанно возвратились в Брест.
Но как ни сильны и опасны были рейдеры для Великобритании, рейдеров требовалось больше. Да и желательно с воздушным прикрытием. Поэтому возобновилось строительство авианосца «Граф Цеппелин», а вот разногласие между флотом и авиацией (Редер: мое что плавает, Геринг: мое что летает), некуда не делись.
Затем фортуна, эта капризная (или, чтобы ее не злить, лучше сказать – своенравная) девка, отвернулась от немцев и улыбнулась англичанам. Находясь во французских портах, линкоры начали подвергаться массированным воздушным атакам. Едва удавалось завершить исправление одних повреждений, как английские бомбы причиняли новые. Пришлось уносить ноги. Прорыв через Ла-Манш в Германию в феврале 1942 года стал последней совместной операцией гитлеровских сверхрейдеров.
В ночь на 27 февраля только что прибывший в Киль «Гнейзенау» был поражен английской 454-кг бронебойной бомбой в район первой башни. Может быть, была бы у «Гнейзенау» носовая зенитная башня, линкору удалось бы отбиться от английской авиации, но зенитной башни у немцев не оказалось.
Если в РИ взрыв вызвал огромные разрушения и пожар (вспыхнули сразу 230 пороховых зарядов главного калибра), то теперь, учитывая подросший боезапас…. В результате взрыва нос «Гнейзенау» был оторван, а сам линкорообразный остаток подвергся дальнейшей разборке. Уцелевшие деньги и человеко-часы, которые в РИ были потрачены на ремонт «Гнейзенау», были потрачены на достройку авианосца «Граф Цеппелин».
После потопления «Гнейзенау», своенравная девка – нет не статистика, а фортуна – снова улыбнулась «Шарнхорсту». Линейный крейсер благополучно перешел в Норвегию. Высокая скорость и хорошее вооружение позволяли немецкому ЛКР устраивать время от времени настоящий разбой на морской трассе.
Правда его жертвами почему-то становились не сами конвои, а отбившиеся от них суда. Нападения на конвои у немцев не получались. В смысле сами нападения получались, а вот их боевая эффективность….. Так, боевая операция по уничтожению конвоя JW-51B закончилась провалом. Несмотря на превосходство в силах – 6 381-мм, 8 203-мм, 8 152-мм орудий у немцев, против 24 152-мм орудий английских, немцы смогли потопить только один транспортный корабль. Справедливости ради, стоит отметить, что в условиях близкой дистанции, плохой видимости и хорошей работы британских радаров, преимущество немцев было не очевидным.
Тем не менее, англичане, что бы не утверждали советские источники, прилагали усилия, чтобы потопить «карманника-переростка». Но многочисленные английские усилия настигнуть и потопить «Шарнхорст» срывались по различным причинам, одна из которых – линейный крейсер немцев не выходил в море (где его хотели потопить). Впрочем стояние в базе спасали рейдер только от кораблей – английская авиация несколько раз бомбила линейный крейсер.
Охотясь за «Шарнхорстом», англичане добились неожиданной победы. Вышедший на перехват конвоя авианосец «Граф Цеппелин» был потоплен в артиллерийском бою! Благодаря размерам и сильному вооружению немцы планировали использовать «Цеппелин» не только как плавучий аэродром, но и как артиллерийский рейдер. Но в неблагоприятных условиях немецкие пилоты смогли обнаружить только транспортное судно и не заметили английские крейсера. Проблема усугубилась тем, что капитан авианосца решил: самое время утереть нос «птенчикам», поэтому надо топить транспортник артиллерийским огнем. В результате авианосец пошел на сближение, а когда британские крейсера были обнаружены (видимость была не очень), было уже поздно.
В начавшемся бою, авианосец проигрывал артиллерийский поединок, а вот поединок авиации против кораблей так и не состоялся (авианосец не мог поднять самолеты). Эффективную точку в судьбе «Графа Цеппелина», поставил взрыв авиационного бензина – проводившей немецкий корабль в Вальгаллу….
Рождество 1943 года принесло британцам еще одну победу. На этот раз при попытке уничтожить конвой JW-55B в сети англичан попался «Лютцов». В ходе неравного боя «карманный линкор» против 4-х крейсеров, «Лютцов» заставил противника отойти…. только затем, чтобы англичане уступили место большому дядьке – линкору «Йорк».
А сам «Шарнхорст» все ускользал от англичан. В конце сентября 1943 года ушёл из Норвегии в Киль, где был все же тяжело поврежден английской авиацией. После ремонта ЛКР возглавил 2-ю боевую группу, оказывавшую огневую поддержку частям вермахта в Прибалтике. Но здесь что-то случилось с океанским рейдером – он постоянно попадал в ремонт то от атак авиации, то от подводных лодок.
Кончилось дело тем, что линейный крейсер был включён в списки ВМФ СССР.