Сгоревшие надежды. Почему легкий украинский истребитель/штурмовик ХАИ/Ан так и не поднялся в воздух
Писать о том, как и почему Украина ухитрилась профукать всё достояние УССР я не буду, все всё знают и так. Однако, как любитель альтернативной истории скажу, что если бы во главе Украины стал лидер хотя бы такого уровня как Лукашенко, то сегодня украинская армия была бы полностью укомплектована своим вооружением начиная от бронетехники и заканчивая авиацией. Кроме этого она бы была одним из самых крупных экспортёров оружия и конечно с Россией ни каких боевых действий она бы не вела. Но это лирическое отступление статья совсем о другом.
Когда в 2018 году я сделал альтернативу об украинском штурмовике Ан-39, это был полустёбовый, полуфановый проект, просто для удовольствия. Тогда я даже не подозревал что в Украине реально разработан боевой самолёт марки «Ан». То есть практически случайно мне удалось попасть в реальный тренд.
Оказывается, ещё 2016 году, во время своего визита в Запорожское машиностроительное конструкторское бюро «Прогресс» имени академика А.Г. Ивченко, тогдашнему президенту Украины Порошенко был представлен проект нового украинского двухмоторного многоцелевого истребителя.
Украинская пресса писала:
Украинские авиаконструкторы представили эскизы проекта, посвященного созданию украинского многоцелевого истребителя, который получил название «ЛБЛ» (Легкий Боевой Литак, что в переводе означает «Легкий боевой самолет»). Новый самолет внешне будет напоминать советский истребитель МиГ-29. Однако украинская силовая установка в виде двух двигателей, разработанных на базе АИ-322Ф, будет сочетаться с авионикой западного и украинского производства.
В настоящее время разработка нового истребителя находится на стадии концептуального проектирования. По своим характеристикам и назначению самолет будет напоминать российский истребитель МиГ-35, шведский JAS 39 Gripen и китайский FC-1 Xiaolong.
Кроме того, Петр Порошенко заявил: «В ближайшее время нам удастся создать собственный авиационный двигатель для истребителя».
Известно, что самолёт должен был иметь следующие характеристики:
- Размах крыла: 10,4 м
- Длина самолета: 13,2 м
- Высота самолета: 4,72 м
- Нормальный взлетный вес: 5700 кг
- Максимальный взлетный вес: 9000 кг
- Вес Вооружение на узлах подвески: 3000 кг.
- Максимальная эксплуатационная нагрузка: +8 г/-3 г.
- Двигатели: 2×АИ-222-25
- Тяга двигателя: 2×2500 кг×с.
- Тяговооруженность: 0,877/0,555
- Максимальная скорость: 1050 км/ч
- Практический потолок: 13 000 м.
- Практическая дальность полета (без подвесных баков): 2 000 км.
- Максимальный угол атаки: более 40°
Так же авторами проекта была сделана некая презентация своего проекта, которую я представляю вашему вниманию:
Ещё известно, что данный проект делался не на ровном месте. Он стал развитием более раннего проекта учебно-тренировочного самолёта, сделанного в Харьковском Авиационном Институте ХАИ-УТС. Каких-либо подробностей об этом проекте мне в сети найти не удалось. Удалось найти лишь 2 картинки, то ли 90-х, то ли «нулевых» годов.
Собственно, это всё что известно. Почему данный проект не был реализован думаю догадаться не сложно. Пётр Порошенко нашёл более удачное вложение средств, чем тратить их на какие-то сомнительные прожекты. Тем более союзники Украины за Океаном обещали полностью обеспечить её самолётами. Кто же в этом мог сомневаться и зачем изобретать то что и так уже существует?
PS. Коллеги на всякий случай напоминаю, что в комментариях не допускается обсуждение Украины и текущих событий. Все подобные комментарии будут нещадно удаляться вплоть то закрытия возможность комментировать вообще. На страницах нашего ресурса введён мораторий на обсуждения украино-российского конфликта, современной Украины и вообще политики. Обсуждать можно исключительно технические аспекты.
Источник — https://www.secretprojects.co.uk/threads/new-ukrainian-light-fighter-lbl.27165/
😳 Это они так пошутили или просто цену себе набивали? Данные Як-130.
не совсем. Это данные L-15

Ну с учётом того, что китайцы получили практически всю документацию по Як-130…
Чуточку юмора: Ученый с мировым именем Инокентий, вывел гибрид арбуза и вишни. Получившийся фрукт цветом и размерами схож с вишней, вкусом перец, а от арбуза — большое количество косточек.
Ну чутка обшиблись. Быват…
В целом имея общую тягу в 5000-5500 кг можно вполне иметь 1700 км/ч. (МиГ-19, F-5, Ягуар и т.д). А здесь еще и форсажную камеру можно добавить. Так что зря они скромничают насчет дозвуковой машины. Вполне могли бы и сверхзвуковой забабашить, если бы желание было творить , а не разваливать..
Да можно поставить хоть три форсажных камеры, только куда карасину заливать, чтобы все это кормить, да и не полетит это быстрее 1,3 М в принципе. Аэродинамика против…
Коллега, поведайте же миру, как, имея по габаритам, весовке и движкам, фактически, копию Як-130(как уже указал коллега), можно поиметь с этого осла тягу битюга, разогнав его до полутора Махов. Мне так вот очень любопытно.. Это Як такой хреновый или в аэродинамике случился незамеченный мною прорыв?
Итак, Миг-19 знаете, так вот его вариант со сверхзвуковым воздухозаборником СМ-12 летал со скоростью 1800 км/ч, тяга двигателей 5000 кг. Второй, F-5 , тяга 5000 кг, скорость 1700 км/ч, третий англо-французский Ягуар, тяга 5500 кг, скорость 1700 км/ч.(Это я по памяти, навскидку. Если посидет повспоминать и полистать инет найду еще не один самолет) Ну как бы знание аэродинамики на уровне 50-60-х годов позволяет при такой тяге делать боевые самолеты со скоростями 1700-1800 км.ч. Это первое. Второе для невнимательных. Я не птсал, что этот проект должен был иметь такую скорость. Я написал, что при желании могли создать со своими движками и сверхзвуковой самолет. А кто скажет, что это невозможно? Тем более с форсажной камерой? С ней общая тяга будет более 8000кг. Какая там тяга на форсажн у Миг-21П?
Коллега, вы меня…. удручаете…
Посмотрите, наконец, на характеристики движков сравниваемых вами аппаратов. Расхожую сентенцию про бан и гугл произносить не буду)
Ну, сравниваем. Один ТРД, другой ДТРД в которм двухконтурность менее единицы, в целом как у ДТРД истребителей 4-го поколения. Диаметр двигателя небольшой, мидель самолета он особо не увеличит. Тут дело больше в аэродинамикк машины. На том же МиГ-19 сменили воздухозаборник и раз скорость с 1450 км/ч возрасла до 1800 км/ч. Я еще раз (третий) повторю свою мысль: я сказал, что при желании с этими двигателями можно было создать сверхзвуковой истребитель. До 2М дотянуть маловероятно, но 1,7 М вполне.
Оно и видно, что сравниваем. Как и эти почтенные минусаторы… Если это мои преданные поклонники, то и овощ бы с ними, а вот если нет….
У Миг-19 5200 бесфорсажной тяги. На крейсерском, ЕМНИП, режиме. У обсуждаемого пепелаца — 5000 на взлетном….
Можно, конечно, еще за все эти форсажные камеры потрындеть, но лично мне не хочется… Потому как «нам удастся», звучит воодушевляющще, но «мы-то знаем», как говаривала в таких случаях лурочка…. Нам вон тоже много чего обещали..
А по вполне себе формальным параметрам некую разницу я указал…
Ну, я как бы навскидку три самолета написал. Можем взять не МиГ, а F-5. Вполне себе удачный легкий истребитель. Вон в Иране на его базе сейчас что то вояют. На нем стоят два движка ТРДФ J85-GE-21. Тяга на максимале1588 кг, тяга на форсаже 2256кг. Скорость 1700, скороподьемность 160м/с. И опять же. Технологии 60-х. Можно сейчас сделать аналогичный самолет по характеристикам с украинскими движками? Можно. И не сложно. Движки легче и экономичнее, БРЭО легче и компактнее, композиты освоены лучше, аэродинамика изучена глубже за эти годы.
Эээ…. Речь шла, ЕМНИП, за сравнение оной мрии с МиГ-19. Изначально. Тигра я бы оценивать не стал, он вообще в свое время в Союзе некоторый фурорр произвел)).
А по теме… Мотора у них, как я понимаю, нет? Следовательно, обсуждается круглая лошадь в известной субстанции. А здесь можно все, что угодно)). У нас тоже много чего обсуждается, вот только…. По слухам, тот же ПыСы-35, про который столько всего мрияли, потихоньку стал, внезапно, 26-м… Светел пень, что слухи, но обсуждаем мы вроде как возможность украинцами(то есть, экс союзом, чтобы там они не говорили)), заваять некую вещицу, вполне…. параметрическую…. Я высказал сомнения, не более, с учетом граничных условий.
По поводу миг19, есть мысль. А не могла ли украина верно оценив перспективы авиарынка (всякие 27 и 29 дороговаты), наладить производство и экспорт своей версии китайского Q5? (Переделать миг19 в современный самолет).
Правда миг19 на 92год у украины как-то ну очень маловато…
И возраст самолетов за тридцать лет. Это не производство, это реставрация…..
Nanchang Q-5 (кит. трад.強-5, пиньинь: Qiang-5, код НАТО: Fantan) — китайский штурмовик, представляющий собой глубокую модернизацию Shenyang J-6, китайской лицензионной копии МиГ-19.
Является первым боевым самолётом китайской разработки, строившийся серийно. Поставлялся на экспорт под обозначением А-5.

==
https://en.wikipedia.org/wiki/Nanchang_Q-5
==
Технические характеристики
Экипаж: 1 пилот
Длина: 15,65 м
Размах крыла: 9,84 м
Высота: 4,33 м
Площадь крыла: 27,95 м²
Масса пустого: 6375 кг
Нормальная взлётная масса: 9468 кг
Максимальная взлётная масса: 11 830 кг
Силовая установка: 2 × ТРДФ Liming Wopen-6А (копия РД-9БФ-811)
Тяга: 2 × 29,42 кН (2 × 36,78 кН на форсаже)
Лётные характеристики
Максимальная скорость: 1210 км/ч
Крейсерская скорость: 910 км/ч
Боевой радиус: 400 км
Практическая дальность: 2000 км (при полной внутренней заправке)
Практический потолок: 15 850 м
Скороподъёмность: 103 м/с
Тяговооружённость: 0,63
Вооружение
Стрелково-пушечное: 2 × Type 23-2K (по 100 снарядов на пушку)
Боевая нагрузка: 2000 кг
Управляемые ракеты: класса «воздух-воздух» ближнего боя PL-2 или PL-5 или PL-7
Неуправляемые ракеты: блоки 8 × 57-мм или 7 × 68 мм или 7 × 90мм или 4 × 130-мм
Бомбы: 100/250/500-кг обычные и кассетные бомбы или Mk 82 или Snakeye или Durandal
==
Коллега, а инженер ли вы?
Поясню, почему задал такой вопрос. Любой технарь вначале изучает проблему (хотя бы в первом приближении, «на полштыка лопаты»).
Так вот. для того, чтобы нормально «кормить» двигатель хотя-бы от МИГ-21П на форсаже или в боевом сверхзвуковом режиме минимально разумное время запасы топлива нужно как минимум удвоить (а лучше утроить) И это не учитывая что увеличение запасов топлива потянет за собой всю цепочку, увеличивающую вес машины и сводящую на нет все благие устремления.
Дабы сомнений не было)
Ну как бы дипломированный инженер авиационных двигателей. Дипломка была двигатель для легкого многцелевого самолета в в форсажном и бесфорсажном варианте. Но я еще раз повторю. Почитайте про МиГ-19 и двигатели РД-9. А также про СМ-12, это модификация МиГ-19 со скоростью полета 1800 км/ч. Ему топлива хватала на полеты на форсаже. Хотя расход топлива РД-9 был гораздо выше чем у современных движков. Он на форсаже вроде как 2,0 жрал. Теперь вопрос почему в 21 веке нельзя создать самолет превосходящий МиГ-19 при двигателях аналогичной тяги?)
А напомните-ка каким своим вооружением наполнена армия Беларуси?
Я чёт запаметовал…
А посмотрите какие заврды военные были на Украине и Беларуси на момент распада СССР. Разговор не о строительстве новых, а о сохранении того что было. МАЗ и БелАЗ живы и процветают, если что)