Небольшой бронепалубный крейсер германской постройки. Изначально планировалось заказать третий броненосец типа «Динъюань», но из-за урезания бюджета фирме «Vulcan» в Штеттине был заказан крейсер, получивший название «Цзиюань» (Простирающий помощь). Контракт на постройку заключен 17 февраля 1883 г., стоимость 686 204 ляна.
«Цзиюань» (济远) заложен 16 января 1883 г. (заводской номер 131), спущен на воду 1 декабря 1883 г., постройка завершена в августе 1885 г.
Спроектирован Рудольфом Хааком на основе германских канонерок типа «Wespe». С самого начала строительства проект подвергался критике, а корабль получился не слишком удачным, отличаясь слабой защитой, стесненностью внутренних помещений, что снизило запасы угля, многочисленными недоделками в рулевом управлении. Кроме того, стоимость представлялась чрезмерно высокой, в результате наблюдавший за строительством посол Китая в Германии и Франции Ли Фэнбао был обвинен во взяточничестве и отстранен от должности.
Корпус – гладкопалубный, с ярко выраженным таранным форштевнем, но без двойного дна. Изначально «Цзиюань» нес парусное вооружение на трех мачтах, но после перехода в Китай деревянные фок- и бизань-мачты демонтировали, оставив только стальную грот-мачту высотой 18 м с боевым марсом, стоявшую позади дымовой трубы.
Бронепалуба была двухслойной – сверху 25-мм слой стальной брони, под ним 50-мм слой железной – и прикрывала большую часть корпуса. Барбет 210-мм орудий имел толщину 250 мм, защита элеваторов – 76 мм, орудийные купола – 51 мм, .
Главный калибр был представлен двумя 210-мм 13-тонными казнозарядными орудиями Крупа С/80. Они размещались в барбетной установке цилиндрической формы, прикрытой сверху броневым куполом и внешне выглядевшей, как полноценная башня. В корме располагалось 150-мм казнозарядное орудие Круппа. Скорострельная малокалиберная артиллерия неоднократно менялась. Один из торпедных аппаратов был подводным (в форштевне), остальные располагались на нижней палубе: два побортно под боевой рубкой в шаровых поворотных установках и один неподвижно в ахтерштевне.
Две 4-цилиндровые паровые машины системы «компаунд» питались паром от четырех цилиндрических котлов. На мерной миле «Цзиюань» показал 16,5 уз при мощности 2887 и.л.с.
«Цзиюань» прибыл в Дагу 31 октября 1885 г. вместе с броненосцами «Динъюань» и «Чжэньюань». В 1886 г. принимал участие в походах в Японию и Россию.
25 июля 1894 г. участвовал в бою при Пхундо (13 убитых, более 40 раненых), прорвался в Вэйхайвэй. 17 сентября 1894 г. принял участие в бою у Ялу (7 убитых, 13 раненых), но позорно покинул место боя, протаранив сильно поврежденный крейсер «Янвэй», что способствовало его скорейшей гибели.
17 февраля 1895 г. захвачен японцами в Вэйхайвэе и 26 марта 1895 г. включен в состав японского флота под названием «Сайэн». В марте 1898 г. переклассифицирован в корабль береговой обороны III класса. 30 ноября 1904 г. подорвался на русской мине у Порт-Артура и затонул.
Тактико-технические характеристики: - водоизмещение: 2355 т;
- длина наибольшая 71,93 м, ширина 10,4 м, осадка 5,18 м;
- 2 горизонтальные паровые машины системы «компаунд», 4 цилиндрических котла;
- мощность 2800 инд. л.с.;
- скорость 15 уз;
- запас угля: нормальный 230 т, полный 300 т;
- дальность плавания: 1000 (8) миль
- бронирование: палуба 25+50 мм, барбет 250 мм, купол 51 мм, боевая рубка 37 мм;
- вооружение: два 210-мм/35 и одно 150-мм/35 орудия, две 47-мм/40 пушки, девять 37-мм револьверных пушки, четыре 350-мм торпедных аппарата;
- экипаж 182 (20) чел.