Сергей Махов. Путь на Голгофу
Статья Сергея Махова с сайта WARSPOT.
Содержание:
Во многом трагичная история Ирландии не слишком хорошо известна нашему читателю. Безусловно, одной из самых кровавых и трагических страниц в истории Ирландии является Кромвелевское завоевание, которое стоило Изумрудному острову примерно 400 000 человек, то есть четверти его тогдашнего населения. Чтобы понять, что именно (и почему) произошло в середине XVII века, начнём с предыстории этого события.
Англичане в Ирландии
Для начала отметим, что никакой единой Ирландии в доанглийскую эпоху не существовало. По крайней мере с VIII века нашей эры здесь было множество (до 214!) соперничавших между собой королевств, которые поддерживали баланс сил. Если кто-то пытался усилиться, остальные объединялись, чтобы разбить наглеца и вернуть баланс в изначальное состояние. Территориально Ирландия делилась на пять больших частей: Ольстер (северная часть острова), Ленстер (восток), Мид (центр), Манстер (юг) и Коннахт (запад). Собственно, именно соперничество местных королевств и привело англичан в Ирландию.
Дермот МакМорроу, король Ленстера, вёл очередную междоусобную войну с королевством Брайфн, где правил Рори О’Коннор. Война длилась шесть лет. В конце концов О’Коннор смог найти союзников, и в 1166 году Дермот потерял власть. Он был изгнан из Ленстера, но не смирился с поражением. МакМорроу уехал в Англию, где стал искать поддержки нормандских феодалов — и нашёл её. Королю согласились помочь рыцари Ричард де Клэр Стронгбоу, Мориц и Раймон Фитцджеральды, а также Роберт Фитцстивен.
Нормандцы вместе с Дермотом высадились в Ирландии в 1169 году, и вскоре оказалось, что их военное искусство и тактика просто наголову превосходят ирландские. Победы сыпались на МакМорроу, как из рога изобилия. О’Коннор был вынужден признать соперника королём Ленстера и заключить с ним мир. Недавнему беглецу этого показалось мало. Имея такую совершенную машину как нормандцы, он решил завоевать королевство Дублин на севере. Чтобы привязать нормандских баронов к себе, Дермот даже выдал замуж свою дочь Аофу (Еву) за одного из англичан — Ричарда де Клэра. Дублин был взят в мае 1170 года, а уже в 1171 году Дермот МакМорроу умер.
В Ирландии наследование происходило совершенно не так, как это было принято в Европе или России. Там господствовало право танистики. При жизни или после смерти главы рода выбирался танист (наследник). Это мог быть любой мужчина септа (части клана) как по отцовской, так и по материнской линии, за которого голосовало большинство его родственников. Этим правом и воспользовался де Клэр и через Аофу объявил себя наследником Дермота МакМорроу.
Остальные королевства Ирландии, видя, что ситуация выходит из-под контроля, решили объединиться и дать бой нормандским баронам. Стронгбоу был вынужден обратиться за помощью к Англии. Однако король Генрих II, уже давно с беспокойством следивший за событиями в Ирландии, запретил помогать тамошним нормандцам, поскольку опасался, что они действительно могут завоевать Изумрудный остров и стать равными ему, королю Англии и сеньору Аквитании. В этой ситуации Стронгбоу нашёл единственно верное решение: он стал почтительно просить Генриха приехать в Ирландию и принять завоёванные земли под свою власть. Сам де Клэр скромно соглашался стать королевским наместником.
Такое решение для Генриха оказалось вполне приемлемым. В 1171 году король высадился в Ирландии с 4500 солдат и отвоевал небольшой кусочек острова, который назвали Пейл. Им в должности лорда-маршала управлял как раз тот самый де Клэр.
Тюдоровское завоевание и колонизация
Вскоре англичане забыли про Ирландию: началась война с Шотландией, потом Столетняя война, и наконец страна погрузилась в смуту Алой и Белой Розы. Англо-нормандские бароны, оставленные в Ирландии без какой-либо помощи и поддержки, вскоре обжились и сами стали ирландцами, чуть ли не большими, чем жители острова. Только Пейл оставался под контролем короны, а Фитцджеральды, Фитцморрисы, Лейси и другие откусили себе по куску Ирландии и стали вполне себе местными графами или баронами, причём довольно часто проводили антианглийскую политику.
Проблема Ирландии той эпохи заключалась в набеговом по большей части характере экономики всех графств и королевств. Конечно же, там были и ремесленники, и крестьяне, которые сеяли рожь, ячмень и овёс, разводили скот, но все они держались в чёрном теле, а во главу угла были поставлены набеги на соседей, которые местные барды воспевали потом в своих балладах. И вот тут начиналась проблема, так как английский Пейл был земледельческим регионом, и он с самого начала завоевания стал страдать от лихих набегов. Пока шли Столетняя война и война Алой и Белой Розы, английским монархам было не до того. Однако со временем в Лондоне начали задумываться: получается, что Англия тратит на Пейл больше, чем получает оттуда. В чём проблема?
Проблема заключалась в этих самых набегах, сопровождавшихся угоном людей, разорением земель и люмпенизацией населения. Именно защита Пейла и послужила причиной Тюдоровского завоевания Ирландии, которое состоялось в царствование Генриха VIII (1509–1547) и Елизаветы I (1558–1603). Сюда добавилась и религиозная рознь: в своё время Генрих отказался от католичества и ввёл англиканство, а большинство ирландцев сохраняли приверженность католицизму.
К 1603 году англичанам удалось усмирить ирландцев. Манстер, Ленстер и Ольстер были разорены, а несогласные выдавлены в дикий и суровый Коннахт. На освободившиеся земли начали массово заезжать английские и шотландские переселенцы. Англичане с удовольствием привечали и ирландцев, связанных с ремеслом или земледелием: крестьян переводили в арендаторы на оброк, а вот всех сказителей, разбойников и т.д. выдавливали на «Дикий Запад» Ирландии, коим в те времена являлся Коннахт. Король Яков I (1603–1625) организовал массовую колонизацию ирландских земель. К 1630 году в один только Ольстер переехали 14 500 мужчин, а с учётом их семейств число переселенцев составило 24 000 человек.
И вот к 1640 году в Ирландии сложилась революционная (почти по Ленину) ситуация. Судите сами. Присутствуют ирландские арендаторы-католики, есть английские англикане-йомены, а тут ещё шотландские фермеры-пресвитериане. Кроме того, имеются английские солдаты, получившие наделы в Ирландии, а где-то в Коннахте бродят ватаги ирландских изгнанников, которые требуют «вернуть обычаи святой старины». Рано или поздно эта гремучая смесь должна была рвануть.
Монарх трёх королевств
В 1603 году на трон Англии взошёл Яков I, который уже до того был королём Шотландии. В том же году, приняв ещё и Ирландскую корону, он стал правителем трёх стран: Англии, Шотландии и Ирландии. При этом Англия была англиканской, Шотландия — пресвитерианской, а Ирландия — в основном католической. В каждом королевстве имелись довольно влиятельные меньшинства: в Англии и Шотландии — католики и пуритане, в Ирландии — англикане и пресвитериане. Более того, Яков I после объединения своей власти над Англией и Шотландией рассматривал проекты создания единой для двух стран церкви, чему противились и англикане, и пресвитериане. Яков хотел реформировать пресвитерианскую церковь по англиканскому образцу, то есть сделать так, чтобы ею управляли назначенные королём епископы, а он сам являлся бы главой церкви. В свою очередь, генеральная ассамблея шотландской церкви управлялась старейшинами, то есть уважаемыми пастырями, которые вообще могли не иметь приходов. Вполне ожидаемо, что старейшины рассматривали назначение епископов королём как покушение на свою власть.
Чтобы уж совсем запутать ситуацию, Шотландия и Англия в экономической и политической сфере видели друг в друге конкурентов. Обе страны претендовали на то, что Ирландия является именно её колонией, в то время как довольно большое число ирландцев и переселенцев не признавали колониального статуса и требовали предоставить ирландскому парламенту такие же права, какими обладали английский и шотландский.
Дополним картину ещё таким фактом. Шотландия фактически была разделена на две половины: Низинную (Lowland) и Горную (Highland). Отношения между обеими складывались не слишком хорошо. Лоулендеры были в основном земледельцами и почти поголовно кальвинистами. Хайлендеры больше напоминали ирландцев: жили набеговой экономикой и придерживались католицизма. Вся реальная власть была сосредоточена в Низинной Шотландии.
В общем, уже в 1620-х годах образовался тот клубок противоречий, который впоследствии привёл к Английской гражданской войне 1641–1660 годов.
Взошедший на престол в 1625 году король Англии, Шотландии и Ирландии Карл I решил продолжить дело своего отца и начал с того, что короновался в Эдинбурге на трон Шотландии по англиканским обрядам, чем фактически оскорбил пресвитериан. В 1633 году он запустил церковные реформы, разработанные архиепископом Кентерберийским Уильямом Лаудом. Тот отверг основной догмат кальвинизма — веру в предопределение — и утверждал еретические с точки зрения протестантского учения вещи: что свобода воли и добрые дела дают возможность спасения и искупления и являются основанием для попадания в рай. И пресвитериане, и англикане усмотрели в этом тайный переход в католичество, что явно не упрочило положение Карла I. В феврале 1638 года представители шотландского общества подписали пакт, главным смыслом которого являлось сопротивление всем нововведениям Лауда.
Король и парламент
Но если бы проблемы наблюдались только в религиозной сфере! Карл I совершенно не умел договариваться с парламентом. По сути, парламент при обсуждении бюджета интересовали всего четыре вещи:
-
-
- сколько денег было выделено на предыдущей сессии;
- куда их потратили;
- сколько денег нужно в нынешнем финансовом году и на какие нужды;
- куда их потратить и какой профит (финансовый, политический и моральный) удастся получить.
-
Схема вполне себе простая. Однако Карл категорически не умел или не хотел по ней работать. Приведём в пример 1625 год.
После коронации Карл, планировавший войну с Испанией и набег на Кадис, просил парламент выделить ему деньги «согласно его статусу». Парламентарии поинтересовались, сколько нужно. Карл и его фаворит герцог Бекингем много говорили о политике, войне и божественном праве королей, но сумму не называли. Устав гадать, парламентарии решили выделить 140 000 фунтов стерлингов. Карл и герцог Бекингем возмутились и заявили, что этого очень мало. Опять последовал вопрос: так сколько нужно-то? Ответом снова стали рассуждения о политике, войне и божественном праве, только вот беда — сумма так и не была названа. Парламент предложил выделить в два раза больше: 280 000 фунтов. Мало! Наконец выведенные из терпения депутаты попросили герцога Бекингема привести в парламент секретаря Морского совета и главного казначея флота с отчётом, сколько и на какие военные цели требуется денег. Джон Кокс, казначей, осведомлённый о планах Бекингема и Карла напасть на Кадис, назвал сумму в 489 000 фунтов. После него выступал секретарь Морского совета Деннис Флемминг, который не знал о планах короля. Он сообщил, что для поддержания флота в нынешнем состоянии нужно 85 000 фунтов. Разброс оказался очень уж большим. В результате парламентарии отозвали своё решение о выделении 280 000 фунтов и предоставили Карлу I на текущие расходы всего 25 000 фунтов. Со злости король распустил парламент.
Следующая сессия парламента была созвана в 1627 году, поскольку нужно было финансировать экспедицию в Ла-Рошель. Депутаты согласились выделить 273 000 фунтов стерлингов, но поставили обязательное условие: король должен подписать петицию о праве, которая обязывала его блюсти финансовую дисциплину и обеспечить правовые свободы. Карл документ подписал. К середине 1628 года деньги были выделены в полном объёме, но их опять не хватало, и пришлось снова идти на поклон к палате общин, которая потребовала отчёта о тратах выделенных денег и новых уступок. Этого Карл уже не стерпел, поэтому парламент был распущен и не собирался долгих 11 лет.
Ирландия в правление Карла I
Основная проблема Ирландии 1620–1630-х годов заключалась в том, что абсолютное большинство населения (католики) было поражено в правах. Это были не только бедняки или крестьяне, но и вполне себе состоятельные лорды и купцы. В 1626 году ирландские лорды Люк Мор Планкет и Уильям Тэлбот обратились к Карлу I с ходатайством об отмене дискриминационных актов против католиков. Король, которому очень нужны были деньги, согласился, но при условии, что «ему заплатят достаточно хорошо и просто поразят своей щедростью». Эта договорённость упала на благодатную почву. Чтобы обсудить пределы щедрости, был созван конвент, который выбрал 11 делегатов из знатнейших католических семей для отправки в Лондон на дальнейшие переговоры.
Делегаты прибыли в Уайтхолл в 1628 году. По итогам переговоров стороны согласовали 51 статью, по предложению короля назвав их Соглашением по вопросу благодати и щедрости. Карл подтвердил религиозную свободу для ирландцев и их право на землю в обмен на 120 000 фунтов стерлингов ежегодно. Неплохая прибавка к доходам, тем более в условиях конфликта с парламентом!
На сессии ирландского парламента в 1634 году лорд-заместитель Ирландии Томас Вентворт, граф Стратфорд (правда, графом он стал только в 1640 году), ставленник короля, должен был законодательно утвердить эти положения. Стратфорд был назначен управляющим с одной целью — повысить платежи и таможенные сборы для Карла I, поскольку Ирландия в начале 1630-х была безумно убыточной, а её ежегодные платежи в королевскую казну едва превышали 25 000 фунтов. Перед тем, как приступить к обсуждению Соглашения о благодати, Вентворт предложил рассмотреть законопроект об ассигнованиях, то есть попытался сбалансировать бюджет в сторону увеличения пошлин и доходов. Все члены парламента, католики, согласились с этим увеличением, считая его платой за свободу вероисповедания. 27 ноября парламент начал рассматривать Соглашение о благодати. Совершенно неожиданно для всех Стратфорд два пункта этого документа просто отменил. Депутаты проголосовали против, да ещё и отозвали своё согласие на повышение пошлин и сборов.
Непонятно, что послужило причиной такого решения Стратфорда. Быть может, ему дали взятку землевладельцы-протестанты или же дело было в чём-то другом. Так или иначе, король не получил 120 000 фунтов. Стратфорд затеял вражду с католиками. Он принялся конфисковать имения землевладельцев католической веры и распродавал их налево. В конце концов в 1639 году он был отозван в Англию.
В следующем году страдавший от безденежья Карл решил-таки созвать английский парламент. Между королём и депутатами сразу же начался конфликт. Парламент мало того, что урезал финансирование, так ещё и лоббировал закон о милиции. В случае принятия этого закона в королевстве появлялись вооружённые люди, подконтрольные не королю, а исключительно парламенту. В последней попытке помириться с парламентом Карл написал в палату общин длинное письмо, в котором напоминал, что поскольку он получил власть от бога, то парламентариям следует ему доверять. В ответ адвокат Генри Паркер выпустил памфлет, где среди прочего говорилось следующее:
«Поскольку слово «доверие» очень часто употребляется в королевских бумагах, нам стоит понять, что король прямо признаёт: не существует только интереса короны, есть ещё интересы людей, которые платят короне деньги и тем самым частично делегируют королю свои права и своё [общественное] доверие».
Паркер утверждал, что через парламент люди наделяют короля реальной властью, а реальная власть — это деньги. Парламент, одобряющий политику королевской власти, выделяет монарху деньги, не доверяющий ему — не выделяет. Если король не договорился с парламентом, его власть условна, и монарх, таким образом, просто «злоупотребил доверием». Отметим, что в те времена государственные учреждения часто назывались «местами доверия».
В общем, во всей этой ситуации Стратфорд имел глупость порекомендовать Карлу в споре с парламентом использовать в Англии ирландскую армию. Этот его совет стал широко известен. В результате 25 ноября 1640 года Стратфорд был обвинён в коррупции, государственной измене и связях с Испанией, взят под стражу и 12 мая 1641 года казнён.
Самое интересное во всей этой истории — интерпретация событий в Ирландии. Тамошние лорды были уверены, что Стратфорд поехал в Англию договариваться о Соглашении о благодатях, а после его казни ирландцы сочли, что злые англикане, лютые враги католиков, убили графа, потому что не могли допустить даже мысли о веротерпимости и свободном отправлении католического культа в Ирландии, пусть даже и за деньги. После этого остров полыхнул с неистовой силой. Началось восстание.
источник: https://warspot.ru/21576-put-na-golgofu