Сергей Махов. От судьбы не уйдешь
Статья с канала Сергея Махова (George Rooke) на яндекс-дзене.
Просто история, хоть и не из моей эпохи, которая мне очень нравится. Речь в ней пойдет об USS Utah (AG-16), американском линкоре, спущенном на воду еще в 1909 году. К 1931 году USS Utah был выведен из состава флота и использовался в качестве учебного корабля и корабля-мишени.
Вот о последнем качестве и поговорим. На тот момент армия и флот бодались по поводу самолетов. Флот, хотя и строил авианосцы, скептически относился к тому, что самолеты могут потопить корабли в море, и срачи по этому поводу происходили нешуточные. Интересующихся отсылаю к книгам Питера Смита «История пикировщика» и «Закат владыки морей», причем эти книги есть смысл читать именно в паре, поскольку в первой выпячена роль пикировочной авиации, а во второй – рассказано о сложностях атаки кораблей авиацией.
Но мы пока о другом. Итак, в 1937 году USS Utah принял участие в «Совместных воздушных учениях №4». Учения эти были продолжением срача между флотом и армией, и поскольку стороны в известной степени зашли в тупик, так как армейские утверждали, что смогут найти в море и условно потопить линкоры, а моряки говорили, что это им в жизни не удастся, решили провести эксперимент.
В качестве корабля, который нужно найти и условно потопить, как раз выступал USS Utah, его противником было патрульное крыло из 30 самолетов, а так же атакующее крыло из 7 самолетов B-17 «Летающая Крепость» и 34 – других типов под командованием бригадного генерала Делоса Эммондса.
В общем, с самого начала учения были немного жульническими — приказы военного министерства ограничивали полеты самолетов авиакорпуса на расстоянии не более 300 морских миль (560 км) от берега, тогда как директива определяла зону учений до 500 морских миль (930 км). Военно-морской флот специально выбрал время года, которое обычно было пасмурным, сообщал неправильные координаты и сообщал их поздно, чтобы затруднить перехват, ну или вообще сделать его невозможным.
12 августа 1937 года USS Utah вышел из гавани, и почти сразу же скрылся в туманном фронте, где самолеты ничего не могли видеть. По идее, линкор так бы и просидел там, если бы 13 августа в 11.00 патрульный самолет не увидел USS Utah, вышедший из облачного фронта, в 285 милях от берега. Эммонс сразу же послал «Летающие Крепости», которые произвели атаку 50-фунтовыми водными бомбами. До окончания учений оставалось ровно 20 минут (по условиям они начались 12 августа в 12.00 и должны были длиться 24 часа), когда с высоты в 400 футов B-17 произвели бомбардировку, оказавшуюся совершенно неожиданной для команды линкора. Водяные бомбы, разбившись о палубу, осколками ранили несколько человек – ведь на палубе было много матросов, флот уже думал, что вышел победителем из этих учений. Тем не менее, несмотря на ранения, матросы ухахатывались, причем даже убирая последствия бомбардировки – для них эти учения воспринимались как забава. Часть матросов даже получила шуточные сертификаты – «Grand and Exhalted [sic] Order of Bomb Duckers» (Большого и Величественного Ордена Бомбардировщиков).
Надо сказать, что флот решил оспорить результаты бомбардировки, и адмиралы начали говорить, что атаковать с малых высот — это нечестно. Поэтому на следующий день B-17 атаковали линкор с 18000 футов и опять добились попаданий.
Тогда ВМФ наложил на результаты учений гриф «Top secret» и запретил их публикацию. На беду флота на одном из B-17 находился журналист и радиокомментатор Боук Картер, который в одной из радиотрансляций в издевательском стиле сообщил о результатах учений.
Ну а дальнейшую историю все знают – 7 декабря 1941 года в Перл-Харборе USS Utah попал уже не под шуточную, а под настоящую атаку японских пикировщиков и торпедоносцев, перевернулся и затонул, из экипажа на корабле погибло 58 солдат и офицеров.
источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5abc934c9e29a229f18dbd4a/ot-sudby-ne-uidesh-617905014cdb061ab7984481