Небольшая, но интересная статья с канала Сергея Махова (George Rooke) на яндекс-дзене.
В свое время на ВИФе шли настоящие баталии по поводу «золотого сечения».
Как пример: http://www.vif2ne.org/nvk/forum/0/arhprint/845545
Как ни странно, эти споры меня навели на мысль о «золотом сечении», но в другой отрасли — в финансировании флота.
Я не буду сейчас рассматривать Англию или Францию, речь у нас с вами пойдет о соседях России, и отчасти поможет объяснить, почему русские на Балтике и Черном море добились успеха, а вот их противники и конкуренты — нет.
Только ленивый не пинал русский флот за качество строительства кораблей. Но давайте на это посмотрим с другой стороны.
Прежде всего — количество денег, выделяемое на флот — величина конечная. То есть ни Россия, ни другие страны не могли увеличивать бюджет флота бесконечно. И тут весь вопрос — как этим бюджетом распорядиться.
Что мы видим? Швеция и Турция во главу угла поставили качество кораблей, то есть грубо говоря — на корабли и их техобслуживание они тратили много больше, чем на экипажи. Соответственно качество людского материала просто страдало, на него банально не хватало денег. И тут дело даже не в том, что на флот брали условных пастухов, в России тоже с начальным отчетом было не ахти. Речь прежде всего в снабжении и сохранении уже обученного персонала. А вот с этим и у шведов и у турок было все очень плохо. Почему? Ответ простой — все деньги были брошены на «железо» (в смысле — «дерево»), и на людей уже не хватало.
Русские же пусть и строили корабли хуже шведских или турецких, но им хватало и на найм экипажей и на их снабжение и обеспечение. В результате любой затяжной войны качество команд у Швеции и Турции проседало, а вот у русских — наоборот — улучшалось. И получалось, что порядок бил беспорядок. Пусть и на менее качественных кораблях.
Такие дела.