Сами фрегаты начали свой путь с… галер. Фрагатами когда-то называли легкие галеры, предназначенные для набеговых, разведывательных и иных миссий. Но у фрагат было два ограничения к применению – это малая автономность и возможность использования только в хорошую погоду.
Именно поэтому в промежутке между 1606 и 1609 годом появились фрагаты нового типа – уже парусные, а не гребные, на которых берберийские корсары уже могли ходить даже в воды Северной Европы, а некоторые – даже к берегам Америки.
Содержание:
Начало истории фрегатов
Фрагаты стали фрегатами в 1620-е годы, когда герцог Оливарес создал Хунту де Армадас (Совет по флоту) и начал строительство государственных корсарских кораблей нового типа. Первые 20 fragatas, которые по-немецки и по-голландски стали называться fregates или фрегатами, были заложены в 1622 году в Дюнкерке. Изначально это были совсем легкие кораблики от 6 до 9 метров длиной, с 1–2 орудиями и одной мачтой, которая несла один прямой и один косой парус.
Однако уже вскоре дюнкеркцы переделали во фрегаты паташи – парусно-гребные суда, которые строили в Испании и Португалии. Корсары убрали с них весла, весельную палубу приспособили под пушки, увеличили длину мачт, теперь мачты несли по три яруса парусов, и в результате получилось небольшое, но неплохо вооруженное (от 10 до 18 орудий) и скоростное судно, настоящий рейдер, разоритель торговли.
Проблемой было то, что такой кораблик чаще всего нес пушки малого калибра, и новую итерацию фрегата создал в 1645 году английский кораблестроитель Питер Петт, который имел и большую скорость, и мощное вооружение – восемнадцать 9-фунтовых пушек, шесть 6-фунтовых орудий и две 3-фунтовки на квартердеке. То есть теперь этот корабль легко мог уйти от того, кто сильнее его, и навязать, и выиграть бой любому кораблю слабее него.
Корабль назвали Constant Warwick, и по его образу и подобию в английском флоте была заложена целая серия фрегатов, которые отличились в англо-голландских войнах.
И к 1650-м годам в английском флоте фрегаты стали отдельным типом кораблей, предназначенным для крейсерств к вражеским побережьям (то есть во время войны занимались тем же, чем раньше занимались корсары), а также для атаки отступающих и подранков противника в генеральном сражении.
Но корабли типа Constant Warwick все еще имели плохую мореходность, и любое волнение на море принуждало данный тип корабля отказаться от использования закрытого дека, ибо он располагался слишком близко к воде.
И только в 1741 году французский кораблестроитель Блас Оливье (Blaise Ollivier) предложил до гениальности простое решение – расположить жилое помещение для команды под закрытой артиллерийской палубой.
В результате артиллерийская палуба поднялась над уровнем воды, фрегаты избавились от лишних палубных надстроек и теперь могли вести огонь даже при плохой погоде. 26-пушечный фрегат Medee, построенный Бласом Оливье, считается первым «истинным фрегатом» в истории.
Еще одно новшество – этот корабль нес на главной палубе длинные 8-фунтовые пушки, поэтому его назвали 8-фунтовым.
Примечательно, что во время войны за австрийское наследство Medee был захвачен англичанами, и они были столь впечатлены им, что на его основе создали серию фрегатов Tiger, которые несли уже 28 орудий в 9 фунтов (просто 8-фунтовок в английском флоте не было как класса).
В ответ французы в 1779 году вводят в строй первые 12-фунтовые фрегаты, увеличивая число пушек до 32. Англичане отвечают 36- и даже 38-пушечными фрегатами. В 1778 году англичане ставят на свои фрегаты «промежуточный» калибр – 18 фунтов, которым когда-то вооружались линейные корабли, в 1781 году то же самое делают испанцы и французы.
В результате стороны ввели на вооружение тяжелые фрегаты с почти линкорным калибром орудий.
Проблемы сражений в эпоху паруса
Наверное, всем понятно, что военные корабли строятся не для парадов, а для боя. К большому сожалению для кораблестроителей и адмиралов, бой не всегда может идти в хорошую погоду, а плохая погода накладывает ограничения не только по маневренности или мореходности, но и по использованию вооружения.
Давайте посмотрим на вооружение линейных кораблей того же английского флота. Например, по штату 1745 года стандартный 70-пушечник нес двадцать шесть 32-фунтовых орудий на нижнем деке, двадцать восемь 18-фунтовых орудий на среднем деке и шестнадцать 9-фунтовок на верхней палубе и надстройках.
Может быть позже ситуация изменилась?
Фактически нет. Только в 1793 году было разработано три типа 74-пушечников, один из которых был вооружен чуть лучше за счет более тяжелых орудий среднего дека.
А теперь допустим, что бой начинается в ненастную или штормовую погоду, к тому же – линкоры атакуют из наветренного положения, то есть идет наклон корабля на борт, обращенный к неприятелю. В этом случае тяжелые пушки нижнего дека будут выключены из борьбы, и, по сути, мощный корабль останется с 18- и 9-фунтовками против… фрегатских 18- и 9-фунтовок. То есть парадоксальным образом вооружение линкора и фрегата сравняется.
Но это еще ничего, ибо в 1794 году французы начали строительство 50-пушечных суперфрегатов с 24-фунтовыми орудиями на опердеке, первые два – Forte и Égyptienne – имели по тридцать 24-фунтовок и двадцать 12-фунтовых пушек. То есть получилось, что теперь фрегаты были вооружены как линкоры, а в непогоду – даже лучше, чем линкоры, ибо орудия нижних деков в непогоду использовать затруднительно.
Проблемой этих фрегатов оказалась слишком большая нагрузка на киль, в результате возникал «эффект банана», киль в носу и корме выгибался, и в итоге горизонтальные связи корпуса ослабевали и рушились.
Примерно в это же время в Новом Свете начал строительство 44-пушечных 24-фунтовых фрегатов для флота США и Джошуа Хамфрис. В 1797 году были спущены на воду 44-пушечные фрегаты United States, Constitution и President. Эти корабли несли по тридцать 24-фунтовок на опердеке, и изначально – 12- и 9-фунтовые пушки на верхней палубе и надстройках, однако в 1800 году они были заменены на 32- и 42-фунтовые карронады.
Хамфрис с помощью диагональных связей смог укрепить киль, и в результате эти корабли были избавлены от французского «эффекта банана». В войну 1812–1815 гг. американские суперфрегаты стали неприятным сюрпризом для англичан, тем более что толщина борта в районе главной артиллерийской палубы у них была линкорной, 63 см, а увеличение длины мачт и добавление пятого яруса парусов дало возможность суперфрегатам развивать скорость до 14 узлов.
В результате фрегатских дуэлей американцы смогли победить и захватить следующие английские фрегаты: 38-пушечный 18-фунтовый Java, 38-пушечный 18-фунтовый Guerriere и 38-пушечный 18-фунтовый Macedonian.
Таким образом, суперфрегаты показали, что они на голову превосходят тяжелые фрегаты.
В передовице, вышедшей в Naval chronicle, говорилось:
Пытались свалить все на французскую постройку (Java и Guerriere были французскими призами), упирая на то, что французы делают 7-дюймовую (18 см) обшивку корпуса, тогда как британцы со времен Энсона заложили футовую (20-см) обшивку корпуса в районе бархоута. Но как быть с Macedonian, который был чисто британским фрегатом?
Адмиралы Британии так и не поняли, что американские суперфрегаты – это все же маленькие линкоры, а не большие фрегаты. И что для успешной борьбы с ними надо либо превосходить американцев в весе залпа, либо в скорости, а еще лучше – и в том, и в другом. Подобное надо бить подобным. Против этих однодечных линкоров тоже нужны линкоры.
Здесь следует четко уяснить, что победы американцев – это не победа концепции «быстроходного фрегата», а триумф концепции «быстроходного линкора».
Тем не менее после потери Macedonian англичане решили, что подобное следует лечить подобным, и просто срезали на трех 74-пушечниках Goliath, Majestic и Saturn верхние деки, в результате получили 58-пушечные супертяжелые фрегаты с 32-фунтовыми пушками на нижнем деке.
Примечательно, что это решение дало примерно такое же «бронирование», как и у американцев, а поскольку 74-пушечники были короче, нежели суперфрегаты, то продольные связи были на них прочнее.
Переход на единый калибр
После Наполеоновских войн французы всерьез задумались о перевооружении своего флота и заложили опытную серию 50-пушечных 24-фунтовых фрегатов, которые входили в строй с 1820 по 1825 год. Получилось, что эти фрегаты в ненастную погоду были сильнее традиционных 74-пушечников, которые на среднем деке несли всего лишь 18-фунтовки.
Однако вскоре пришли первые отзывы о новых фрегатах, которые были обескураживающими – они оказались маломаневренными, скорость не превышала 10 узлов.
Чтобы как-то усилить флот, французы решили пойти по британскому пути и просто срезать один из своих 74-пушечников – Romulus – до 58-пушеника, и внезапно получили отличный результат. Срезанный 58-пушечный фрегат, названный Guerriere, имел на опердеке двадцать восемь 36-фунтовых пушек, а на надстройках – тридцать 18-фунтовок и карронад.
В 1822 году бароном Жанном-Маргаритом Тупинье, возглавлявшим тогда «Комиссион де Пари» («Парижскую комиссию»), было предложено перейти на новый калибр фрегатов и линкоров – 30-фунтовый. Раз американцы имеют фрегаты с пушками в 24 фунта, а англичане – с 32-фунтовками, то французский калибр в 30 фунтов будет превосходить американские корабли и станет примерно равен английскому (французский фунт тяжелее британского).
Так возникла идея единого вооружения на всех артиллерийских палубах. Теперь, согласно плану, фрегаты должны были нести на опердеке двадцать шесть – двадцать восемь 30-фунтовых длинных пушек, а на верхней палубе – восемнадцать – двадцать две 30-фунтовых карронады. Получился своего рода корабль– «all big gun» первой четверти XIX века.
Плюсы такого решения были очевидны – теперь все пушки имели один и тот же калибр, поэтому ядра и снаряды могли использоваться для любых орудий.
Позже эту систему было предложено распространить и на линейные корабли.
Согласно новой системе, новые трехдечные корабли несли 120 орудий, двухдечники состояли из 82- и 90-пушечников, все корабли несли 30-фунтовые длинные пушки на главной палубе, 30-фунтовые короткие пушки на мидельдеке и 30-фунтовые карронады на надстройках. Сохранялось три класса фрегатов – 30-фунтовый, 24-фунтовый и 18-фунтовый, но постепенно все они должны были перейти на новое вооружение – 30-фунтовые пушки единого образца.
Система Тупинье была принята в качестве стандарта 10 марта 1824 года и просуществовала до конца эпохи парусного флота.
Источник — https://topwar.ru/229911-fregaty-i-super-fregaty.html