Сергей Махов. Дефенестрация через призму «Сальто Делчева»
Интересная статья с канала Сегрея Махова (George Rooke) на яндекс-дзене.
По мотивам капитальной статьи Daniel Jütte «Defenestration as Ritual Punishment: Windows, Power, and Political Culture in Early Modern Europe»,
Как ни странно, но одна из самых кровопролитных в Европе войн началась из(за) окна. 23 мая 1618 года группа чешских протестантов выкинула из окон Пражского Града двух имперских агентов и имперского секретаря. Это событие и послужило точкой отсчета начала Тридцатилетней войны. Но прежде чем мы с вами рассмотрим события в Богемии, давайте разберемся в нескольких вопросах.
Итак, вопрос первый. А в чем собственно смысл дефенестрации? Ведь по идее можно избить человека, можно зарубить, можно, если хочется унизить, вывалять в фекалиях и перьях. Продолжать можно бесконечно, но, как мы с вами понимаем, арсенал всяческих действий достаточно велик. Поэтому давайте разберемся – а почему именно из окна?
Тут надо понять, что все действия в то время имели исключительно религиозную окраску, и поиски первой дефенестрации приведут нас к Ветхому Завету, 3-й книге Царств и истории Иезавели. Иезавель была женой иудейского царя Ахава, идолопоклонницей, поклонявшейся Валаалу, главным врагом пророка Илии. Кончила она тем, что Ииуй, помазанный на царство пророком Елисеем, приказал своим сторонникам выкинуть ее из окна дворца, где ее тело растерзали собаки. «И сказал он: брось ее. И бросили ее, и кровью ее окропили стену и коней, и он попрал ее ногами». Согласно Библии, собаки истязали тело Иезавели до тех пор, пока не осталось ничего, кроме «черепа, ног и ладоней ее рук».
Таким образом, что мы видим? Преднамеренный акт насилия по отношению к тому, кто нечестив и поклоняется идолам и идолищам. Понятно, что в XVII веке Библию знали все, и часто различного рода дефенестрации изображали аллегорически, именно используя историю Иезавели. Более того, и Пражская дефенестрация была изображена в том же стиле, например, гравером Матеусом Марреаном в 1625 году.
Так, чешскую дворянку, Анну фон Мохов, поддерживавшую гуситов, католики называли «ужасной Иезавелью». Но эту же самую риторику использовали и протестанты, например в отношении Марии I Стюарт, которую шотландский протестант Джон Нокс именовал не иначе, как «проклятой Иезавелью Англии». Как видим, отсылки к Иезавели есть и у католиков, и у протестантов, стороны просто зеркалят друг друга.
Но есть и еще одна интересная отсылка к Библии, причем она также существовала как у католиков, так и у протестантов, которые чаще всего оспаривали положения и толкования Нового Завета, а по Ветхому Завету разногласий почти не имели. И речь идет о теории Божественного вмешательства.
Итак, тут уже надо открыть книгу пророка Иоиля, которая так же входит в состав Ветхого Завета. Нас интересует момент нашествия саранчи, а именно вот эта цитата: «Ve-ish achiv lo yidchakun, gever bi-mesilato yelechun, u-ve’ad ha-shelach yipolu, lo yivza’u» .Стандартный перевод описывает поведение стаи саранчи: «Никто не толкает другого, каждый придерживается своего курса, и если они упадут в лазейку, они не пострадают». Но не все так просто, ибо самое классное в Библии – это не сама книга, а ее переводы, и, что еще интереснее, толкования. Итак, перевод св. Иеронима касательно этого куска: «Как через окна, они падают на оружие и лагерь». Классная разница в переводах, правда?
Но ничего, это еще только начало, потому что дальше идут толкования. Так, схоласт Псевдо-Хью из Сент-Виктора предлагал трактовать этот отрывок аллегорически, как «способ божественного созерцания». Помусолив эту фразу как следует, схоласт сделал следующий вывод: «апостолы и сильно верующие люди благополучно падают из окон, потому что они смиренно падают ниц перед Творцом в своем благочестивом размышлении. Таким образом, они не разбиваются при падении, а скорее возвышаются и укрепляются».
Смысл понятен, да? То есть дефенестрация – это своего рода испытание благочестивости. Нечестивец убьется насмерть, а равноапостольный человек – нет, потому как ему поможет Бог. Таким образом, Тирион Ланнистер, будучи в плену в Орлином Гнезде, сильно рисковал – будь Мартин посмышленее и покровожаднее – лететь бы Тириону через Лунную дверь, уповая только на милость Божью.
Подведем итог номер раз: дефенестрация – это для людей XVII века с одной стороны наказание для идолопоклонников и еретиков, с другой – это божье испытание. Еретик убьется, апостолу ничего не будет, он выживет.
Теперь перейдем к вопросу номер два. Почему-то считается, что дефенестрация – это чисто чешская забава. Хотя все мало мальски читавшие книги по истории люди знают как минимум еще один пример дефенестрации, но не в Чехии, а во Франции – это выбрасывание из окна тела адмирала Колиньи во время Варфоломеевский ночи. Да, его выкинули убитым, но для веры совершенно неважно, как ты выкидываешь человека – этим самым ты показываешь, что «Иезабель повержена». Но не Францией единой. Давайте приведем примеры дефенестрации вне Чехии.
Дефенестрация была известна еще в языческом Древнем Риме, где согласно Закону Двенадцати Скрижалей, политические преступления, особенно государственная измена, карались бросанием с Тарпейской скалы.
1405 год, Рим. Папа Иннокентий VII конфликтует с гражданами Рима. По приказу папы кондотьер Людовико Мильорати выкинул из госпиталя Сан-Спирито 11 делегатов горожан, пришедших к папе с петицией. Граждане Рима этого не оценили, и потом папе пришлось из Рима бежать.
1411 год, Флоренция. Кондотьер Бальдаччо д’Ангиари, ставший слишком опасным в глазах флорентийцев, и особенно – в глазах Медичи, был убит, а затем выброшен из окна Палаццо Веккьо. На площади Синьории ему, уже мертвому, отрубили голову. Это событие тоже не было забыто; Напротив, память о нем сохранилась в Тоскане в пословице «fare il salto di Baldaccio» (совершить сальто Бальдаччо , да-да, почти сальто Делчева), что означает «быть выброшенным в окно». В Пистойе в 1500 году разгневанные граждане выбросили двух «жестоких» офицеров из окон Палаццо Комунале.
В 1521 году губернатор Урбино, сторонник папы Льва X Медичи, погиб в результате дефенестрации после того, как Франческо Мария делла Ровере захватил город.
Ну и 1547 год, Пьяченца, где герцог Пьер Луиджи Фарнезе был непопулярен из-за своего автократического стиля правления. Он и несколько его приближенных были сначала ранены ножом в цитадели, а затем выброшены из окна. Дефенестрация герцога состоялась после того, как на площади собралась толпа зевак и была встречена криками «Libertà! Libertà!» .
Стрелецкий бунт 1682 года – Артамон Матвеев и князь Долгоруков вполне себе жертвы дефенестрации. Кстати, два папских эмиссара, которые были свидетелями этого жестокого события в Москве, описали его в письме Курии как defenestratio.
Но если бы только это! Последний пример дефенестрации – это Вечный Сейм в Регенсбурге в 1757 году, когда плененный австрийцами барон фон Плото пинком спустил с лестницы имперского адвоката Априлля за признание прусского короля Фридриха II вне закона.
Итог номер два: дефенестрация была не чисто чешской забавой, ей баловались почти все без исключения страны и народы.
Ну и теперь, с учетом вышеизложенного, давайте посмотрим, что произошло в Чехии 23 мая 1618 года.
Итак, В 1609 году император Рудольф II разрешил богемским протестантам свободно исповедовать свою веру, однако с приходом к власти императора Матвея протестантов начали притеснять. В частности, жалоба 1618 года была связана с закрытием нескольких протестантских церквей. Император, однако, отклонил жалобу и запретил делегатам-протестантам собираться на какой-либо политический совет и создавать свои объединения.
Понятно, что протестанты немного офигели, и 23 мая 1618 года группа примерно из 200 богемских дворян-протестантов отправилась в Пражский Град, который был ЦУПом Габсбургов в Богемии. Марш был явно спонтанным, депутаты были на эмоциях.
В замке их встретили два имперских агента – Ярослав Боржита Мартиник и Вилем Славата. Агенты отклонили требования протестантов, но пообещали сообщить о них императору. Протестанты приняли эти слова за проволочки и уловки, и тут же устроили суд Линча, решив на нем, что Мартиник и Славата должны быть «привлечены к ответственности» (schon Recht verfahren) . Оба агента не сопротивлялись, думая что их посадят под стражу, однако Мартиника вдруг схватили и потащили к окну. Позже он вспоминал, что его схватили «в черном парусиновом плаще, с мечом и кинжалом, но без шляпы … и с непокрытой головой к окну, и выбросили его из окна на расстояние 30 локтей на канаву у замка».
Славата пробовал было сопротивляться, пытаясь спастись. В результате его «сначала избили и разбили сапогами пальцы правой руки, которой он держался за косяк, а затем выбросили его в то же окно, без шляпы, но с его черным бархатным пальто и рапирой».
Ну и под конец протестующие выкинули секретаря Филипа Фабрициуса.
Самое смешное, что все трое выкинутых с высоты 18 метров, выжили. Не потому что «богатыри, не мы» , а потому что в Праге того времени убирались плохо, и канава перед Пражским Градом была забита кучами мусора и навоза, то есть агенты и секретарь упали на мягкое.
С учетом вышеизложенного, как мы с вами видим, правда оказалась на стороне католиков – дефенестрируемые же выжили, а значил Бог – за них! Но вы плохо знаете протестантов – они объявили «живучесть» имперцев… колдовством. Но в принципе обе стороны остались довольны. Протестанты покарали «Иезавель», ну а католики подтвердили «апостольность» своего дела.
Такие дела.