Угрожать деревянным кораблям огнем придумали, наверное, с начала мира. Еще Фукидид сообщает, что в войне 415–413 годов до н. э. сиракузяне атаковали 18 кораблей афинян судном, на которое нагрузили легко воспламеняющиеся вещества и подожгли его. Афинянам удалось потушить пламя, а Сиракузы, пользуясь неразберихой, смогли захватить несколько кораблей.
Ариан пишет, что во время осады Александром Македонским Трира защитники города направили брандер на осадные машины, стоявшие на кораблях, и часть их сожгли. Мы в нашей статье не будем беседовать о делах столь далеких, а расскажем о временах Нидерландской революции, то есть примерно середины XVI века.
Содержание:
Адские машинки Джанибелли
Итальянский инженер Фредерико Джанибелли родился в Мантуе где-то в 1550-х годах. Работал архитектором в Милане, а потом решил предложить свои услуги испанскому королю. По какой-то причине новый король Испании Филипп II отказался от услуг Джанибелли, и тот переехал в Антверпен, где занялся строительными и изыскательскими работами на частных началах.
Все бы ничего, но в 1566 году началось Нидерландское восстание, и довольно скоро Джанибелли очутился уже по другую сторону баррикад, среди повстанцев. Говорят, что тогда архитектор лично поклялся отомстить Филиппу II, сказав, что тот еще сто раз пожалеет, что не взял его на работу.
Наверное, это оказалась самая громкая месть работодателю в истории. Но обо всем по порядку.
В июле 1584 года испанские войска герцога Алессандро Фарнезе осадили Антверпен, и, дабы перекрыть возможность снабжения города по морю, начали строить мост-дамбу на Шельде. К 25 февраля этот противокорабельный мост был построен, усилен вбитыми в дно сваями и натянутой железной цепью.
Для предотвращения возможной атаки на мост с суши по бокам расположили артиллерийские батареи, а на мосту возвели точки для стрелков, прикрытые с трех сторон деревянными стенками. Чуть ниже по течению было сделано еще одно противокорабельное заграждение, что фактически делало невозможным для судов прорыв в Антверпен.
Поскольку на самом фарватере реки глубина была слишком большой, между двумя пролетами моста соорудили подвижной бон, скрепив бок к боку между собой лодки. На каждой из этих лодок были поставлены небольшие пушки, которые охраняли подход к мосту. На сами эти лодки поставили настил, и теперь мост был сплошным, от берега до берега, и защищенным, как от нападения с суши, так и с моря.
И вот тут на сцену вышел Джанибелли, причем, по некоторым данным, его тайно субсидировала английская королева Елизавета I. В общем, итальянский инженер предложил пустить на этот мост брандеры, сделав из них «адскую бомбу». Прежде всего, корабли были поделены на отсеки, выложенные из кирпича. В импровизированную кирпичную печку загрузили 7 000 фунтов (3,2 тонны) зернистого пороха, поверх положили свинцовые надгробия, которые накрыли осколками камней, металлическим ломом, глиняными черепками и т. п.
Ну а потом, чтобы судно выглядело натурально, забили все сверху деревянным настилом. Изначально Джанибелли предложил использовать три торговых судна среднего размера, Oranje, Post и Gulden Leeuw, но в этом было отказано, и были предоставлены только два судна меньшего размера: Fortuyn и Hoop.
На Hoop инженер реализовал прообраз часового механизма – натуральный часовой механизм был соединен с кремневым замком, который высекал искру через определенное время после взвода часового механизма. Согласно легенде, этот механизм разработал антверпенский часовщик Бори.
Чтобы запутать испанцев, голландцы использовали сначала запуск 32 обычных брандеров несколькими волнами. Причем на Fortuyn и Hoop были сверху навалены дрова, чтобы создалось впечатление, что это обычные стандартные брандеры, которые уже подожжены и идут по ветру.
Запуск состоялся в ночь с 4 на 5 апреля 1585 года. Первые волны брандеров испанцы легко переловили и отвели обычными лодками. Fortuyn команда покинула слишком рано, да и на нем не было часового механизма, поэтому кораблик притулился где-то возле западных заграждений и взорвался (скорее всего, заряд был уложен там неправильно), не причинив никому вреда.
Вот как это описывает Лотроп Морли в «Истории Нидерландов»:
Оба судна были унесены течением от плота, который, по большой ошибке строителей, как потом выяснилось, был сделан только для защиты плавучей части моста.
Fortuyn шел первым, но наткнулся на дамбу и приткнулся возле Каллоо, не задев моста. Наступила минутная пауза ожидания. Наконец медленно масляный шнурок на палубе догорел, и раздался слабый приглушенный взрыв, причинивший незначительный ущерб или вообще не причинивший никакого вреда…
Войска Пармы, столпившиеся у частокола и выглядывавшие из-за парапетов, встретили этот взрыв смехом. Они считали, что это всего лишь детская игра – угрожать испанской армии и такому генералу, как Алессандро Фарнезе, такими жалкими фейерверками, как этот».
Но примерно в 2:30 ночи они, думается, изменили свое мнение. У команды Hoop нервы были покрепче, покинули они его позже, чем Fortuyn, при этом лоцман, покидая корабль, запустил часовой механизм. В результате Hoop приткнулся к стыку сухопутной и плавучей частей со стороны форта Святого Михаила. Испанские солдаты прям с моста прыгнули на абордаж брандера, дабы захватить его и потушить огонь, но тут раздался гигантский взрыв.
Взрывная волна снесла часть моста, стоявший у воды блокгауз, вызвала пожар на скрепленных лодках, кроме того – вызвала на Шельде большую волну, которая просто смыла развалившиеся части моста и блокгауза.
Но это еще не все, ибо теперь сверху начали падать камни, металлические шарики или просто лом, глиняные черепки, остатки свинцовых надгробий, калеча и убивая людей вокруг. Чтобы понять силу взрыва – капитана Ришбурга, находившегося недалеко от эпицентра взрыва, нашли несколько дней спустя, тело его в прямом смысле впечаталось в одну из затонувших лодок. Португалец де Билли просто стал одним целым с одной из деревянных опор моста.
Что касается Фарнезе, в момент взрыва входившего в форт Святого Михаила, взрывная волна сбила с ног, а в плечо ему влетела деревянная щепа. Основной удар принял на себя паж мессира Алессандро, которого взрывная волна просто снесла с дороги и ударила об землю.
Потери испанцев составили до 1 500 человек (800 убитыми и 700 раненными).
Таким образом, Джанибелли сполна рассчитался с Филиппом II, который когда-то отказался взять его на службу.
Непобедимая Армада
А теперь перенесемся на три года вперед, в 8 августа 1588 года.
Непобедимая Армада к этому моменту уже прошла Ла-Манш как нож сквозь масло и встала на рейде Кале, ожидая, когда к ней на погрузку подойдут терции Алессандро Фарнезе. Английский флот избрал главной своей тактикой бой на дальней и средней дистанции, а большая часть корсарских капитанов действовала в парадигме крейсеров, преследуя испанский флот сзади и нападая на поврежденные или отставшие корабли.
Но такая тактика принесла англичанам до 7 августа всего три трофея – это корабли Nuestra Señora del Rosario, San Salvador и Falcón Blanco Mayor. Как мы понимаем, слишком незначительные потери для флота из 137 кораблей.
И в ночь с 7 на 8 августа 1588 года адмирал флота Уильям Винтер предложил командующему английским флотом лорду Говарду произвести атаку испанцев на рейде Кале брандерами. В результате суда Talbot, Hope, Thomas, Bond, Bear Yange, Elizabeth, Angel и Cure’s Ship нагрузили серой, порохом, старыми парусами, пенькой, дегтем и прочим – и спустили на испанские корабли.
Как раз вечером ветер сменился с юго-западного на западный, плюс – началось мощное приливное течение, которое благоприятствовало англичанам.
Медина-Сидония же разместил перед стоянкой заслон из легких судов (каравелл, паташей, флиботов или забр) к западу от своей якорной стоянки, между Армадой и английским флотом. Подобные корабли-досмотрщики, предположительно, были развернуты и на востоке, чтобы предотвратить внезапное нападение голландцев.
Вскоре после полуночи испанцы заметили приближающиеся огни, направляющиеся прямо на них. Была поднята тревога, и часть испанских команд поддались панике.
Почему? Ответ на вопрос самый простой – в Испании было известно, что Джанибелли перебрался в Англию, и испанцы были уверены – плывут не обычные брандеры, а адские машинки итальянца.
В результате часть кораблей прикрытия в панике обрубили якорные канаты и начали дрейфовать к берегу. Два из восьми брандеров испанцы смогли перехватить, и в этот момент Медина-Сидония приказал Армаде перерезать якорные тросы, поднять паруса и выйти в море.
Надо сказать, что основной массой кораблей этот приказ был выполнен не просто четко, а идеально – лишь два судна столкнулись между собой. Одним из них был галеас San Lorenzo, который во время столкновения потерял руль и провел ночь, пытаясь на веслах войти обратно в Кале. Большая же часть флота дрейфовала на северо-восток, к Гравелину и фландрским отмелям.
Ну а утром 8 августа началось Гравелинское сражение, которое, хотя и не было решающим, в нем испанцы потеряли два галеона (San Philippe и San Mateo были захвачены голландцами на абордаж), навио Trinidad Valencera был перехвачен англичанами и захвачен, а зафрахтованный San Pedro Menor просто перешел на сторону противника.
Таким образом, можно сказать, что атака брандерами не оказалась стопроцентно успешной – да, противник был на первых порах дезорганизован, однако к началу боя смог наладить относительный порядок и боеспособность.
Отметим еще раз – всему виной в этой ситуации именно предшествующие события 1585 года. Испанцы были уверены, что на них идут не просто корабли, нагруженные горючими веществами, а адские машинки. Проблема была в том, что в боях английский флот истратил почти все свои запасы пороха, и для оснащения адских машинок у него пороха просто не было.
Реинкарнация брандеров в конце XVIII века
Надо отметить, что с введением во флотах линейной тактики брандеры потеряли свое значение. В линейном бою эскадр их просто можно было либо расстрелять на подходе, либо просто пропустить между кораблями. И эта схема вполне себе работала.
После Семилетней войны французский флот начал отрабатывать новую тактику, которая заключалась в ведении боя на дальней и средней дистанции и недопущении сближения с англичанами на дистанцию ближнего боя.
Эта тактика была опробована французами в сражении при Уэссане, которое, несмотря на свой ничейный исход, стало для англичан сродни шоку. Оказывается, французские корабли держат линию просто идеально, бушприт одного корабля почти лежит на корме другого, и пытающихся сблизиться англичан встречает просто шквал огня.
Именно поэтому в 1779 году английское Адмиралтейство вспомнило об истории боев с Армадой, и на основе трофейного французского 20-пушечного корвета Amazon решило начать строительство усиленных брандеров класса Tisiphone. Фактически, это был проект предтечи лидера эсминцев, по крайней мере, идея была довольно похожей.
Англичане рассуждали так – чтобы сломать, нарушить вот эту французскую линию, надо произвести массированную атаку брандерами. Но если просто спустить на французов забитые горючими материалами корабли – они их с такой плотной линией просто расстреляют на подходе, либо отведут лодками. Значит нужно создать корабли, которые сами, будучи брандерами, могут защитить безоружные брандеры. Поэтому Tisiphone вооружили аж четырнадцатью 18-фунтовыми карронадами и двумя 6-фунтовыми длинными пушками.
Будучи специально построенными боевыми кораблями, класс Tisiphone имел пожарную палубу вместо закрытой артиллерийской палубы, а их орудия располагались над пожарной палубой на главной палубе, под открытым небом. Экипаж располагался в орлопдеке, под пожарной палубой. Пожарная палуба была разделена на небольшие отсеки, каждый из которых мог быть заполнен бочками с порохом, маслом, дегтем и другими легковоспламеняющимися веществами.
Корабли класса Tisiphone, по сути, представляли собой гигантские плавающие зажигательные бомбы. Когда судно собирались использовать в качестве боевого корабля, пожарную палубу нужно было подготовить, а запал заложить и зажечь в последнюю минуту перед тем, как оставшийся экипаж покинет корабль.
В обычное же время корабль использовался как шлюп или посыльное судно.
Водоизмещение брандера типа Tisiphone составляло 425 тонн, длина по главной палубе – 108 футов 9 дюймов, а ширина – 29 футов 8 дюймов. Экипаж – 121 человек, при использовании в качестве брандера – уменьшался до 55 человек. Стоимость постройки – 9 195 фунтов 3 шиллинга и 6 пенсов.
Вскоре оказалось, что идея атаки линии баталии подобными брандерами – мертворожденная, однако кораблики типа Tisiphone просто переквалифицировали в шлюпы, и они активно воевали и в войну за независимость, и в Наполеоновские войны.