Сергей Линник. Из бомбардировщика в штурмовики. Долгожитель А-26 «Инвейдэр». США
Архивная статья от 01.06.2013
Опыт создания оказавшегося весьма удачным Douglas A-20 подвиг Douglas Aircraft Company на создание усовершенствованного самолета, который сочетал бы в себе характеристики дневного штурмовика и среднего бомбардировщика. Самолет предполагался для замены не только A-20, ни и средних бомбардировщиков North American B-25 Mitchell и Martin B-26 Marauder, состоявших на вооружении Армейского Воздушного Корпуса. Разработка A-26 началась в порядке частной инициативы со стороны фирмы Douglas на заводе в Эль-Сегундо (El Segundo, штат Калифорния).
Уже осенью 1940 года специалисты Douglas начали разработку эскизного проекта самолета, который создавался на основе меморандума USAAF, в котором перечислялись все недостатки A-20. Бомбардировочное отделение экспериментального технического отдела на авиабазе Wright Field (штат Огайо) оказало помощь в этих разработках, также указав на ряд недостатков самолета, включая недостаток взаимозаменяемости экипажа, недостаточное защитное и наступательное вооружение и большую длину разбега и пробега.
Самолет имел много общего с моделью A-20 Havoc, состоявшей в то время на вооружении ВВС армии СШA и поставлявшегося союзникам. Проект представлял собой двухдвигательный самолет со средним расположением крыла ламинарного профиля. Крыло оснащалось двухщелевыми закрылками с электрическим управлением. Чтобы придать машине обтекаемую форму и уменьшить взлетный вес, защитное вооружение было сконцентрировано в верхней и нижней турельных установках с дистанционным управлением, которые управлялись стрелком, находившимся в задней части фюзеляжа. В проекте нового самолета нашли применение некоторые особенности, прошедшие проверку на A-20. Как и на А-20, на А-26 применили трехопорное шасси с носовой стойкой, убиравшееся с помощью гидропривода, причем носовая стойка убиралась с поворотом на 90 градусов. Основные стойки шасси убирались в хвостовую часть мотогондол. На самолете имелся большой бомбоотсек в фюзеляже, способный разместить до 3000 фунтов бомб или две торпеды. Кроме того самолет предполагалось оснастить внешними подкрыльевыми точками для подвески бомб или для установки дополнительного вооружения. Самолет предполагалось оснастить двумя 18-цилиндровыми двухрядными звездообразными двигателями с воздушным охлаждением Pratt&Whitney R-2800-77 взлетной мощностью 2000 л.с.
Защита от самолетов противника обеспечивалась верхней и нижней турельными установками с дистанционным управлением. В каждой установке размещалось по два 12,7 мм пулемета. Огонь из обоих установок вел стрелок, находившийся в специальном отделении позади бомбоотсека.
Заранее было предусмотрено изготовление самолета в двух версиях: дневной трехместный бомбардировщик с прозрачной носовой частью, где размещался штурман/бомбардир и двухместный ночной истребитель с металлической носовой частью, где размещалось стрелковое вооружение и антенна радара. Две версии были, по существу идентичными, кроме носовой части.
После разработки чертежей началась работа над строительством макета в натуральную величину. Должностные лица из Воздушного Корпуса осмотрели макет между 11 и 22 апреля 1941 года и 2 июня Военный Департамент уполномочил изготовление двух опытных образцов под новым обозначением A-26. Самолет получил имя «Invader» — «Захватчик» (такое же имя имел North American A-36 (вариант Р-51), который использовался на Средиземноморском ТВД).
Первый самолет представлял собой трехместный штурмовик-бомбардировщик с прозрачной носовой частью для штурмана/бомбардира и получил обозначение XA-26-DE. Второй самолет был двухместным ночным истребителем и получил обозначение XA-26A-DE. Тремя неделями позже контракт был исправлен и в него включили изготовление третьего опытного образца под обозначением XA-26B-DE. Третий образец был трехместным штурмовиком, оснащенным 75 мм пушкой в металлическом носовом кожухе. Все три опытных образца должны были быть изготовлены на заводе Douglas в Эль-Сегундо. В результате каждый опытный образец имел добавленные к обозначению литеры -DE, которые обозначали завод-изготовитель.
В ходе реализации проекта возникли некоторые задержки, связанные с различными, часто противоречившими друг другу, требованиями USAAF. В USAAF никак не могли прийти к окончательному решению между дневным бомбардировщиком с прозрачным носовым обтекателем, штурмовиком с твердым кожухом носовой части с 75 мм или 37 мм пушкой и штурмовиком с батареей крупнокалиберных пулеметов в носовой части, закрытой металлическим обтекателем. USAAF первоначально требовали установку 75 мм носовой пушки на всех заказанных 500 самолетах, но вскоре изменили мнение, и потребовали, чтобы Douglas разрабатывал дневной бомбардировщик с прозрачной носовой частью (который был обозначен A-26C) при параллельной разработке штурмовика A-26B.
Работа над тремя опытными образцами продвигалась довольно медленно, особенно если учесть, что США уже участвовали в войне (нападение японцев на Перл Харбор произошло через месяц с небольшим после получения армейского контракта). Первый опытный образец был готов лишь в июне 1942 года.
Первый полет прототип XA-26-DE (серийный номер 41-19504), оснащенный двумя двигателями Pratt&Whitney R-2800-27 взлетной мощностью 2000 л.с., расположенными в больших подкрыльных гондолах, совершил 10 июля 1942 года под управлением летчика-испытателя Бена Ховарда (Ben O. Howard). Двигатели приводили во вращение трехлопастные воздушные винты изменяемого шага с большими обтекателями. Первый полет прошел без проблем, что побудило Ховарда сообщить представителям Авиакорпуса армии СШA, что самолет готов к выполнении своих обязанностей. К сожалению, его восторженная оценка была нереалистична, и до поступления A-26 на вооружение прошло еще около двух лет.
Экипаж состоял из трех человек — пилота, штурмана/бомбардира (он обычно сидел на откидном месте справа от пилота, но также имел место в прозрачной носовой части) и стрелка, сидевшего в отделении позади бомбоотсека под прозрачным обтекателем. В начальной фазе летных испытаний защитное вооружение отсутствовало. Вместо него были установлены фиктивные надфюзеляжная и подфюзеляжная турельные установки.
Летные характеристики оказались высокими, но в ходе испытаний возникли некоторые трудности, наиболее серьезной из которых явилась проблема перегрева двигателей. Проблему удалось разрешить путем удаления больших коков воздушных винтов и незначительными изменениями формы капотов. Эти изменения были сразу внедрены на серийный вариант самолета.
Вооружение первоначально состояло их двух направленных вперед 12,7 мм пулеметов, установленных на правом борту фюзеляжа в носовой части и двух 12,7 мм пулеметов в каждой из двух дистанционно управляемых турельных установок. Турельные установки использовались стрелком только для защиты хвостовой части. Сектор обстрела в этом случае ограничивался задними кромками крыльев. Верхняя турельная установка обычно обслуживалась стрелком, но она могла быть зафиксирована в направлении носа самолета с нулевым углом возвышения, и в этом случае огонь из установки вел пилот. В двух отсеках внутри фюзеляжа можно было разместить до 900 кг. бомб, еще 900 кг можно было разместить на четырех точках под крыльями.
В результате всех задержек со времени первого полета прототипа до полномасштабного участия в боевых действиях A-26 прошло 28 месяцев.
ЛТХ А-26С:
- Экипаж, человек 3
- Длина, метров 15,62
- Размах крыла, метров 21,34
- Высота, метров 5,56
- Площадь крыла,м2 50,17
- Масса пустого, кг 10365
- Масса снаряжённого, кг 12519
- Максимальная взлётная масса, кг 15900
- Силовая установка 2хR-2800-79 «Дабл Уосп»
- Мощность, л.с., кВт 2000 (1491)
- Крейсерская скорость, км/ч 570
- Максимальная скорость км/ч, м 600
- Скороподьемность, м/с 6,4
- Нагрузка на крыло, кг/2 250
- Тяговооруженность, Вт/кг 108
- Дальность с макс.бомбовой нагр, км 2253
- Практическая дальность, км 2300
- Практический потолок, м 6735
- Вооружение, пулеметы, 6х12,7 мм
- Бомбовая нагрузка, кг 1814
Внешний вид «Инвейдера» впоследствии менялся мало. Существовало всего три варианта: ХА-26 (позже А-26С) — бомбардировщик с застекленной носовой частью для штурмана-бомбардира, А-26А -ночной истребитель с радаром в носовой части и четырьмя подфюзеляжными 20-мм пушками и А-26В — штурмовик с непрозрачной носовой частью. Ночной истребитель выпускался недолго, но бомбардировщики и штурмовики массово строились на сборочных линиях фирмы «Дуглас» в Лонг-Бич, Калифорния, и Тулсе (Tulsa), Оклахома.
Сильно бронированный и способный нести до 1814 кг бомб, А-26 с максимальной скоростью 571 км/ч на высоте 4570 м был самым быстрым бомбардировщиком союзников Второй мировой войны. Было построено приблизительно 1355 штурмовиков А-26В и 1091 бомбардировщиков А-26С.
А-26В имел очень мощное вооружение: шесть 12,7-мм пулеметов в носовой части (позже их количество увеличено до восьми), дистанционно управляемые верхние и нижние турельные установки, каждая с двумя 12,7-мм пулеметами, и до 10 и более 12,7-мм пулеметов в подкрыльевых и подфюзеляжных контейнерах.
В отличии от штурмовика «Скайрейдер» так же создававшегося на фирме Дуглас, А-26 «Инвейдер» успел принять участие во Второй мировой.
Брошенный в бой в сентябре 1944 года в составе 553-й бомбардировочной эскадрильи, базировавшейся в Грейт Данмоу, Англия, и скоро появившийся также во Франции и Италии, «Инвейдер» стал наносить удары с воздуха по немцам еще до устранения производственных дефектов.
Пилоты были восхищены маневренностью и легкостью управления, но А-26 обладал излишне сложной и утомляющей приборной доской, а также — слабой, легко разрушавшейся передней стойкой шасси. Фонарь кабины экипажа было трудно открыть при аварийном покидании машины.
Со временем эти проблемы были решены.
Модификации, представленные на серийных A-26B (новый фонарь кабины пилотов, более мощные двигатели, увеличенный запас топлива и другие модификации) были также представлены и на A-26C. Начиная с серии C-30-DT стали устанавливать новый фонарь кабины пилотов, а с серии C-45-DT на самолете появились двигатели R-2800-79 с системой впрыска водно-метаноловой смеси, шесть 12,7 мм пулеметов в крыльях, топливные баки увеличенного объема и появилась возможность подвески под крыльями неуправляемых реактивных снарядов.
На европейском ТВД «Инвейдеры» совершили 11567 вылетов и сбросили 18054 тонн бомб. А-26 был вполне способен постоять за себя при встрече с истребителями противника. Майор Майрон Л. Дарки (Myron L Durkee) из 386-й бомбардировочной группы в Бюмонте (Франция) записал на свой счет 19 февраля 1945 года «вероятную победу» над гордостью немецкой авиации — реактивным истребителем Мессершмитт Me-262. В Европе по разным причинам было потеряно около 67 «инвейдеров», но за А-26 числится семь подтвержденных побед в воздушных боях.
На Тихом океане «Инвейдер» также показал свою высокую эффективность. Обладая скоростью на уровне моря не менее 600 км/ч, «Инвейдер» был мощным оружием для штурмовых атак наземных и морских целей. Как бомбардировщик после соответствующих доработок А-26 стал также заменять В-25 «Митчелл» фирмы «Норт Америкен» в некоторых частях.
Самолеты А-26 имелись на вооружении у 3-й, 41-й и 319-й бомбардировочных групп авиации США в операциях против Формозы, Окинавы и территории самой Японии. «Инвейдеры» активно действовали около Нагасаки перед тем, как этот город снесла вторая атомная бомба.
После победы над Японией самолет, который, возможно, появился на войне слишком поздно, базировался на многих дальневосточных авиабазах, включая Корею. Многие машины были модифицированы для решения других задач: появились транспортный самолет СВ-26В, тренировочный ТВ-26В/С, штабной транспорт VB-26B, машина для испытаний управляемых ракет ЕВ-26С и разведчик RB-26B/C.
В июне 1948 года категория штурмовиков (Attack) была ликвидирована и все А-26 переклассифицировали в бомбардировщики В-26.После снятия с вооружения не слишком удачного бомбардировщика «Martin» B-26 «Marauder» буква «В» в обозначении перешла к «Инвейдеру».
Свое весьма ограниченное участие во второй мировой войне «Инвейдэры» с лихвой компенсировали в последующие 20 лет. Настоящее признание пришло к этому самолёту в Корее.
К моменту начала войны на Тихоокеанском театре военных действий находилась только одна 3-я бомбардировочная группа (3BG) ВВС США, вооруженная самолетами «Инвейдер». Базировалась она на аэродроме Ивакуни в южной части Японских островов. Первоначально в ее состав входило только две эскадрильи: 8-я (8BS) и 13-я (13BS). Первый боевой вылет самолетов этих частей назначили на 27 июня 1950 года. Предполагалось, что «Инвейдеры» ударят по противнику совместно с тяжелыми бомбардировщиками В-29. Но погода над морем не позволила самолетам подняться в воздух, и вылет отложили. Через день погода улучшилась, и ранним утром 18 самолетов В-26 из 13BS поднялись в воздух. Собравшись над морем, они взяли курс на Пхеньян. Целью удара стал аэродром, на котором базировались северокорейские истребители. На нем бомбардировщиков встретили зенитные батареи, но их огонь не отличился высокой точностью. «Инвейдеры» обрушили на стоянки самолетов Як-9 и аэродромные строения град осколочно-фугасных бомб. Несколько самолетов попытались взлететь для отражения атаки. Один истребитель сразу попал под шквал пулеметного огня из пикирующего В-26 и рухнул на землю. Второй, видя гибель товарища, скрылся в облаках. После бомбардировки воздушная разведка установила, что на земле уничтожено 25 самолетов, взорваны склад горючего и аэродромные строения. Дебют «Инвейдера» прошел успешно.
Но не обошлось и без потерь, 28 июня 1950 года в 13 часов 30 минут четверка северо-корейских Як-9 атаковала аэродром Сувон. В результате был уничтожен бомбардировщик В-26. Этот самолет оказался первым «Инвейдером», потерянным в ходе начавшейся войны.
Завоеванное американцами в первые дни войны превосходство в воздухе давало возможность «Инвейдерам» летать на задания в любое удобное для них время, не опасаясь встреч с вражескими истребителями. Однако официальные американские сводки о потерях северокорейской авиации были слишком оптимистичны. Истребительная авиация Северной Кореи продолжала существовать. 15 июля 1950 года бомбардировщики В-26 подверглись атаке двух «Як-девятых». Один из «Инвейдеров» получил серьезные повреждения и еле дотянул до своего аэродрома. Через три дня аэродром удачливых «Яков» обнаружили и направили на его уничтожение группу реактивных истребителей «Шутинг Стар». Небольшая огневая мощь F-80, вылетевших из Японии, не позволила полностью разгромить аэродром, и 20 июля над ним появились «Инвейдеры», довершая дело. Взлетная полоса и более десятка истребителей оказались уничтоженными.
В критические дни войны основной задачей «Инвейдеров» считалась непосредственная поддержка отступающих войск. Двух эскадрилий машин для этого было явно недостаточно. Для усиления 3BG в августе 1950 года ВВС США начали подготовку и комплектование 452-й резервной бомбардировочной группы. Только в октябре группа перелетела в Японию на авиационную базу Мило. В нее входили 728, 729, 730 и 731 -я эскадрильи резерва ВВС США. К этому времени обстановка на фронте коренным образом изменилась, и от В-26 уже не требовалось прикрывать отступающие части, ведь линия фронта подходила к Китайской границе.
Появление советских МиГ-15 оказало сильное влияние на дальнейшую тактику применения «Инвейдеров». Летать днем становилось опасно, и В-26 перешли преимущественно на ночные действия. Одновременно закончилась и эпоха групповых налетов. Основной, боевой единицей стала «пара». Каждый вечер самолеты поднимались в воздух с единственной целью — разрушить коммуникации врага и не дать ему возможности снабжать свои войска по железным и автомобильным дорогам. Другими словами, В-26 летали на изоляцию района боевых действий. После 5 июня 1951 года В-26 начали принимать активное участие в операции, «Стренгл» («Удушение»). В соответствии с планом операции поперек Корейского полуострова была проведена условная полоса шириной в один градус, пересекающая самую узкую часть полуострова. Все дороги, проходящие в пределах этой полосы, разделили между родами авиации. «Инвейдеры» в составе ВВС получили в свое распоряжение западный участок полосы севернее Пхеньяна. Цели обнаруживались визуально: паровозы и автомобили — по зажженным фарам и огням, а ремонтные бригады на путях — по огням костров и фонарей. Вначале «Инвейдерам» удавалось захватывать противника врасплох, и каждая ночь приносила корейцам разбитые железнодорожные составы и горящие автоколонны. Затем северокорейцы стали на прилегающих к дорогам холмах расставлять посты раннего предупреждения. Звук летящего самолета указывал на необходимость тушить огни или приостанавливать работу. В особо важных местах к постам предупреждения добавили по десятку зенитных пушек. Потери американцев от зенитного огня резко возросли, а эффективность налетов упала. Вместо ударов по заранее выбранным целям, летчики предпочитали менее опасные вылеты на «свободную охоту».
В конце 1951 года в составе советских авиационных частей, размещенных в Китае, появилась специальная часть — 351-й истребительный авиаполк ночных перехватчиков. Базировался он в Аньшане. Летчики полка летали на поршневых истребителях Ла-11. Отсутствие на борту самолета поискового радиолокатора усложняло поиск целей, и истребители наводились по радио с наземных радиолокационных постов, которые имелись только в районе Аньдуна. Это обстоятельство сильно ограничивало район действий ночных бомбардировщиков. Тем не менее, их первой жертвой стал ночной бомбардировщик «Инвейдер». Победу записал на свой счет старший лейтенант Курганов.
Во время войны бывали случаи, когда «Инвейдерам» тоже приходилось выступать в роли ночных перехватчиков. Так, ночью 24 июня 1951 года В-26 из 8-й эскадрильи 3ВС, летя над своей территорией, обнаружил прямо перед собой легкий бомбардировщик По-2. Вероятно, корейцы возвращались с бомбардировки американской авиабазы К-6 (Сувон). За неделю до этого По-2 нанесли тяжелые потери американским ВВС, уничтожив около 10 истребителей F-86 в Сувоне. Пилот В-26В не растерялся и дал залп из всего бортового оружия. По-2 взорвался.
В 1951 году на фронте появилось несколько самолетов В-26 «Патфиндер» с радиолокаторами. Радиолокационная станция «Патфиндера» могла обнаруживать небольшие подвижные цели типа локомотивов и грузовиков. Их начали использовать в качестве лидеров ударных групп и самолетов целеуказания. Эксплуатацией РЛС в полете занимался штурман. Обнаружив цель, он подавал команды пилоту, если «Патфиндер» выступал в роли лидера, или по рации наводил на цель ударную группу. Последний, боевой вылет в Корее В-26 совершили 27 июля 1953 года.
Всего за время войны в Корее самолеты В-26 выполнили 53 000 боевых вылетов, из них 42400 — ночью. В результате, «Инвейдерами», по американским данным, уничтожено: 39 000 автомашин, 406 паровозов и 4000 железнодорожных вагонов.
Казалось бы, активное развитие реактивной авиации должно было способствовать быстрому уходу поршневых «Инвейдеров», но в этот период самолет стал активно использоваться и в других странах, и почти каждая применяла его в боевых действиях. Французские машины воевали в Индокитае в конце 40-х -начале 50-х годов, индонезийские применялись против партизан. Чуть позже французы также оказались вынужденными применить авиацию для противопартизанских операций в Алжире. Возможно, именно это натолкнуло американскую фирму «Он Марк Инжиниринг» на мысль доработать «Инвэйдэр», превратив его в специализированную машину для борьбы с партизанами. Основные усилия были направлены на улучшение вооружения, увеличение боевой нагрузки и улучшение взлетно-посадочных характеристик. В феврале 1963 года взлетел прототип новой модификации В-26К, а после успешных испытаний, с мая 1964 по апрель 1965 года, были переоборудованы 40 машин. Основными отличиями этих самолетов стали более мощные (2800 л. с) двигатели R-2800-103W, 8 пулеметов калибра 12,7 мм в носовой части, подкрыльевые пилоны для подвески вооружения (общая нагрузка возросла почти до 5 тонн — 1814 кг в бомбоотсеке и 3176 кг под крылом) и дополнительные топливные баки на концах крыла. Экипаж сократился до двух человек. Ликвидировано оборонительное вооружение.
Вскоре В-26К уже воевал в Южном Вьетнаме, соединив таким образом эпоху лучших поршневых самолетов с реактивными машинами третьего поколения.
Весной 1966 года было принято решение развернуть B-26K в Юго-восточной Азии для противодействия наступления войск под руководством Хо Ши Мина из Северного Вьетнама на Лаос. Так как северо-восточный Таиланд был намного ближе к предполагаемому театру военных действий в южном Лаосе, чем базы в Южном Вьетнаме, правительство США приняло решение о размещении В-26К именно там. Однако в середине 60-х годов Таиланд не разрешал базирование бомбардировщиков на своей территории, и в мае 1966 года самолетам было возвращено старое обозначение штурмовика A-26A.
A-26A, развернутые в Юго-восточной Азии, были приданы 606-й эскадрилье Air Commando в Таиланде. В боевых действиях самолеты этой эскадрильи были известны как Lucky Tiger. Соединение A-26A из 603-й эскадрильи Air Commando было официально известно как Отряд 1 (Detachment 1) и в течение шести месяцев находилось в Таиланде. Поскольку действия в Лаосе были неофициальными, то базировавшиеся в Юго-восточной Азии A-26A не несли национальных знаков отличия. Длинный узкий выступ территории Лаоса по северной границе Вьетнама стал известен как «Зуб Тигра» (Steel Tiger) и он стал первичной целью A-26A.
Большинство боевых вылетов A-26A в Лаосе совершалось в темное время суток, поскольку северовьетнамская система ПВО сделала дневные вылеты нескоростных самолетов с поршневыми двигателями слишком рискованными. Одной из основных целей Counter Invader были грузовики. Иногда A-26A были оборудованы прибором ночного видения AN/PVS2 Starlight. В основном самолеты были оснащены непрозрачными носовыми частями, но в нескольких вылетах самолеты несли стеклянные носовые части. К декабрю 1966 года A-26A уничтожили и повредили 99 грузовых автомобилей.
По спецификации A-26A мог нести максимальную боевую нагрузку 8000 фунтов на подкрыльевых пилонах и 4000 фунтов на внутренних подвесках. Однако для улучшения маневренности и уменьшения нагрузки на конструкцию самолета в ходе боевых вылетов полезная нагрузка была обычно несколько. Типичным вариантом боевой нагрузки была подвеска на подкрыльевых пилонах двух контейнеров SUU-025 с осветительными ракетами, двух контейнеров LAU-3A с ракетами и четырех кассетных бомб CBU-14. Позднее SUU-025 и LAU-3A часто заменялись контейнерами BLU-23 с 500 фунтами оперенных бомб с напалмом или аналогичным контейнером BLU-37 с 750 фунтами бомб. Также можно было нести зажигательные бомбы M31 и M32, зажигательные бомбы M34 и M35, осколочные бомбы M1A4, бомбы M47 с зарядом белого фосфора и кассетные бомбы CBU-24, -25, -29 и -49. Помимо этого самолет мог нести 250-фунтовые многоцелевые бомбы Mk.81, 500-фунтовые Mk.82 и 750-фунтовые M117.
Ночные задачи A-26A были постепенно приняты боевыми вертолетами, самолетами AC-130A и AC-130E и Counter Invader к ноябрю 1969 года были постепенно выведены из боевых действий. За время боевых действий из 30 самолетов, базировавшихся на Таиланде, было сбито 12.
Douglas А-26 (впоследствии переобозначенный в B-26) Invader был одним из самых выдающихся американских дневных двухдвигательных бомбардировщиков периода Второй Мировой войны. Несмотря на то, что самолет стал поступать на вооружение частей только весной 1944 года, он получил широкую известность в последние военные месяцы в ходе ряда операций на Eвропейском и Тихоокеанском театрах военных действий. После войны Invader оставался в значительном количестве на вооружении ВВС США и широко применялся в ходе Корейской войны. Впоследствии самолет применялся в обеих стадиях Вьетнамского конфликта: сначала французскими ВВС, а затем и американскими. Хотя последние Invader были сняты с вооружения ВВС США в 1972 году, в ряде других стран они применялись еще несколько лет. Invader применялись также в ряде мелких вооруженных конфликтов и применялись в нескольких тайных операциях, включая неудавшийся десант в заливе Свиней на Кубе в 1961 году.
А-26 состоял на вооружении 20 стран: Франции, Бразилии, Чили, Китая, Колумбии, Конго, Кубы, Гватемалы, Доминиканской республики, Индонезии, Лаоса, Гондураса, Мексики, Никарагуа, Перу, Португалии, Великобритании, Саудовской Аравии, Турции и Южного Вьетнама. Только после 1980 года с этого самолета окончательно смыли “боевую раскраску”, и теперь его можно увидеть исключительно в музеях и частных коллекциях. Несколько десятков А-26 еще поддерживаются в летном состоянии и являются постоянными участниками различных авиашоу.
Источник — https://topwar.ru/28867-dolgozhitel-a-26inveyder.html