21
Опытный палубный штурмовик Douglas A2D-1 Skyshark. США

Опытный палубный штурмовик Douglas A2D-1 Skyshark. США

25 июня 1945 года, спустя три месяца после того как XBT2D-1 – первый прототип знаменитого палубного штурмовика AD (позднее A-1) Skyraider – совершил свой первый полет, управление аэронавтики попросило компанию Douglas выполнить конструкторскую проработку палубного самолета с турбовинтовой силовой установкой. Спустя 18 месяцев компанией были представлены три варианта проекта, приведшие к разработке XBT3D-1. Первый вариант проекта Model D-557A должен был оснащаться двумя турбовинтовыми двигателями General Electric TG-100, установленными в крыльевых гондолах, в то время как у второго варианта D-557B два ТВД General Electric TG-100 размещались в носовой части и приводили в действие соосные винты противоположного вращения; у третьего варианта проекта силовая установка должна была состоять из одного турбовинтового двигателя Westinghouse 25D.

После стадии полноразмерного макета проект продвинулся к прототипу, в качестве которого был использован планер XBT2D-1 с установленным на него турбовинтовым двигателем. Однако до завершения этой программы модификации проект был отменен из-за проблем с разработкой двигателя General Electric TG-100. Дальнейшие проектные работы проводились с использованием двух ТВД Allison 500 или на разрабатывавшейся компанией Douglas силовой установке, состоявшей из двух ТВД Westinghouse 24C. В этой силовой установке два ТВД размещали бок о бок и рядом с их соплами была установлена большая турбина, которая вращала соосные винты противоположного вращения. Однако ни одно из этих исследований не вышло за рамки этапа эскизного проектирования.

Между тем отделение силовых установок (Power Plant Section) управления аэронавтики убедилось, что турбовинтовые двигатели будут иметь меньший расход топлива, чем чистые турбореактивные двигатели. Для получения достоверных данных о летных испытаниях управление аэронавтики искало способ установить турбо­винтовой двигатель на уже существующий самолет. Модифицированная машина должна была служить не только в качестве летающей лаборатории, но также иметь необходимый потенциал развития для возможного серийного производства в качестве штурмовика.

Вполне логично, что исследования компании Douglas и требования ВМС США были объединены, и 11 июня 1947 года компания Douglas получила предварительный заказ для подготовки предварительных макетов, испытаний в аэродинамической трубе и изготовления макета. Последний был проинспектирован в сентябре 1947 года, и 25 числа этого месяца компания Douglas получила контракт на постройку двух прототипов XA2D-1 (номера управления аэронавтики [BuNo] 122988-122989), каждый из которых должен был быть оснащен двумя турбовинтовыми двигателями Allison XT40-A-2.

схема палубного штурмовика A2D-1

схема палубного штурмовика A2D-1

чертежи палубного штурмовика A2D-1

чертежи палубного штурмовика A2D-1

Первоначально проект предполагал довольно простое преобразование планера AD Skyraider под установку нового двигателя. Однако вскоре стало очевидно, что для того, чтобы получить полную выгоду от увеличения мощности силовой установки (XT40 был более чем вдвое мощнее R-3350, который был установлен на штурмовике Skyraider), требовалась значительная переделка планера.

В результате появился практически новый самолет, имевший только близкое семейное сходство со своим предшественником. Так, форма крыла в плане осталась неиз­менной, но его относительная толщина уменьшилась с 17 до 12 %. Хвостовое оперение также было новым; после завершения самолетом начальных летных испытаний высота и площадь вертикального оперения были дополнительно увеличены. Основные стойки шасси были сходной конструкции, но были усилены и имели увеличенную длину хода.

Силовая установка Allison XT40-A-2 с эквивалентной мощностью на валу 5100 л.с. была размещена внутри фюзеляжа над крылом и состояла из двух ТВД Allison T38, которые через общий редуктор вращали соосные винты противоположного вращения. В крейсерском полета один T38 мог быть выключен для увеличения дальности и продолжительности полета за счет снижения скорости; управляемость при одном отключенном ТВД не ухудшалась. Оснащенная катапультным креслом герметичная кабина пилота была сдвинута вперед.

Первый полет прототипа штурмовика Skyshark состоялся 26 мая 1950 года; полет был выполнен с базы ВВС Эдвардс (Edwards AFB), штат Калифорния, под управлением Джорджа Янсена (George Jansen). Летные испытания были проведены с двумя прототипами и с шестью из десяти серийных штурмовиков A2D Skyshark (BuNo125479 – BuNo125488).

первый прототип палубного штурмовика XA2D-1 (BuNo 122988) над пустыней Мохав

первый прототип палубного штурмовика XA2D-1 (BuNo 122988) над пустыней Мохав

За исключением максимальной скорости, которая была меньше расчетной на десять процентов, летные характеристики и характеристики управляемости были много­обещающими, и A2D Skyshark имел значительное превосходство над штурмовиком AD Skyraider. В частности, A2D по сравнению с AD имел на 50% лучшие характеристики с точки зрения бомбовой нагрузки на милю в час, на 160% большую скорость набора высоты, на 50% больший практический потолок и на 170 миль в час (275 км/ч) большую максимальную скорость.

К сожалению, A2D Skyshark страдал от затянувшихся проблем с силовой установкой. В частности это касалось редуктора. Недостаточная надежность двигателя привела к многочисленным инцидентам и двум авариям. Так 19 декабря 1950 года был потерян BuNo 122988, при этом пилот погиб, а 5 августа 1954 года был потерян BuNo 125480: его пилот Джордж Янсен смог катапультироваться и спастись.

палубный штурмовик Douglas A2D-1 Skyshark (BuNo 125485; седьмой из десяти построенных) в местном аэропорту Айдахо-Фоллс (Idaho Falls)

палубный штурмовик Douglas A2D-1 Skyshark (BuNo 125485, седьмой из десяти построенных) в местном аэропорту Айдахо-Фоллс (Idaho Falls)

единственный уцелевший прототип палубного штурмовика XA2D-1 в выставочной экспозиции

единственный уцелевший прототип палубного штурмовика XA2D-1 в выставочной экспозиции

Помимо постоянных проблем с силовой установкой будущее A2D омрачалось тем, что компанией Douglas был создан новый палубный штурмовик с еще более высокими характеристиками – XA4D-1 Skyhawk. В результате серийные машины с номерами BuNo125485 – BuNo125488 были достроены, но так и не облетаны, а заказ на изготовление 339 палубных штурмовиков A2D-1 (BuNo127962 – BuNo128042, BuNo132793 – 133042 и BuNo134438 – BuNo134445) был аннулирован. После поставки шестого серийного самолета программа палубного штурмовика A2D Skyshark была закрыта.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: A2D Skyshark

Назначение: палубный штурмовик

Статус: малосерийное производство

Экипаж: 1 чел.

Силовая установка: турбовинтовой двигатель Allison XT40-A-2 с эквивалентной мощностью на валу 5100 л.с.

Размеры [1]:

размах крыла 50 футов 3/16 дюйма 15,24 м
длина 41 фут 2 13/32 дюйма (12,56 м)
высота 17 футов 3/4 дюйма (5,2 м)
площадь крыла 400 кв. футов (37,161 м²)

Масса:

пустого 12 944 фунта (5871 кг)
с полной нагрузкой 18 720 фунтов (8491 кг)
максимальная 22 966 фунтов (10417 кг)
удельная нагрузка:
• на крыло 46,8 фунтов на кв. фут (228,5 кг/м²)
• на мощность 3,7 фунтов на э.л.с. (l,7 кг/э.л.с.)

Летные характеристики:

максимальная скорость на высоте 25 000 футов (7620 м) 501 миль в час (806 км/ч)
крейсерская скорость 276 миль в час (444 км/ч)
скороподъемность 7290 футов в минуту (37 м/с)
практический потолок 48 100 футов (14 660 м)
дальность полета:
• боевая 637 миль (1025 км)
• максимальная 2200 миль (3540 км)

Вооружение:

стрелковое – четыре 20 мм пушки в консолях крыла
ракетно-бомбовое – 5500 фунтов (2495 кг) бомб, баков с напалмом, ракет на трех основных и десяти вспомогательных узлах подвески


[1] размеры, масса и летные характеристики приведены для прототипа XA2D-1

источник: Rene J. Francillon «McDonnell Douglas Aircraft Since 1920» vol.1, стр.441-443

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account