Виккерс 6-тонный — настолько известная и распространённая машина, что она достойна отдельной книги. Однако Семён Федосеев сумел вместить рассказ о ней в рамки пусть и большой, но всё же одной статьи, которую разместил на страницах журнала «Техника и вооружение». Её я и представляю вашему вниманию.
Содержание:
Новый лёгкий
В 1928 г. британская корпорация «Виккерс-Армстронг» представила легкий танк «Виккерс» Mark Е, разработанный в инициативном порядке. Ранее корпорацией под обозначениями Mark С и Mark D уже предлагались на рынок средние танки, так что индекс Mark Е сохранял определенную преемственность. Главными разработчиками нового легкого танка стали известные конструкторы баронет Джон Валентайн Карден (1892–1935) и капитан Вивиан Грэхэм Лойд (1894–1972). Демонстрация шасси этого танка прошла на полигоне Вул еще в 1927 г. А как раз в 1928 г. компания «Карден-Лойд Трэкторз» была поглощена «Виккерс-Армстронг», и конструкторы перешли на работу в корпорацию. Карден даже стал в ней техническим директором.
«Виккерс» Mark Е являл собой новый подход к легким танкам непосредственной поддержки пехоты, в определенном смысле противоположный тому, который был задан французским «Рено» FT. При некотором ослаблении бронирования росла подвижность танка: на поле боя он мог не только следовать с пехотой, но и при необходимости обгонять ее, а также совершать марш своим ходом по дорогам с большей скоростью. Главное же — менялся комплекс вооружения.
«Виккерс» Mark Е был предложен в трех вариантах. Вариант Alternative А нес две пулеметные башни, что позволяло ему, подойдя к окопам противника, обстреливать их продольным огнем в двух направлениях — наследие пулеметных танков-«чистильщиков окопов» периода Первой мировой войны. Однобашенный Alternative В вооружался короткоствольной 47-мм пушкой и спаренным с ней пулеметом, предназначался для поддержки пулеметных танков и борьбы с огневыми сооружениями противника. Наконец, Alternative С кроме пулеметов должен был нести две 37- или 40-мм противотанковые пушки и считался «танком-истребителем». Причем по желанию заказчика пушки могли устанавливаться в лобовом и кормовом листах подбашенной коробки. Последний вариант танка, впрочем, какого-либо интереса у потенциальных заказчиков не вызвал.
Британская армия взяла танк «Виккерс» Mark Е на испытания, но принимать его на вооружение отказалась, ссылаясь на недостаточную надежность ходовой части. После этого «Виккерс-Армстронг» начала широкую рекламу своей новинки. В результате в первой половине 1930-х гг. «Виккерс» Mark Е оказался одним из наиболее известных танков в мире — еще до того, как его советская копия Т-26 стала самым массовым танком межвоенного периода. Изначально «Виккерс-Армстронг» представляла новый танк как «6-тонный» — его заявленная масса составляла 6,6 т. И хотя уже у танков первых серийных партий боевая масса превысила 7 т, название «Виккерс 6-тонный» прочно закрепилось за ним. Серийное производство танка «Виккерс-Армстронг Лтд» организовала на своем заводе в г. Элсвик близ Ньюкасла.
Ставка на массовый легкий танк (массой в пределах 6-8 т) выглядела логично для периода, когда скорострельная противотанковая артиллерия только зарождалась, и противопульное бронирование было вполне достаточным. Легкий танк был экономичнее в производстве и эксплуатации, проще в транспортировке, нежели средний. Стоит отметить, что разработчики изначально старались сделать конструкцию «Виккерса 6-тонного» по возможности проще. По боевым характеристикам легкий «Виккерс 6-тонный» даже выигрывал в сравнении с предыдущей этапной моделью компании -средним танком «Виккерс 12-тонный»: он нес то же вооружение, что размещалось в основной башне «Виккерс» Mk IIА (эта модификация «Виккерса 12-тонного» появилась одновременно с «Виккерс» Mark Е), а по толщине брони и скорости хода даже несколько превосходил его.
Конструкция танка
С учетом разных вариантов установки вооружения рассмотрение танка «Виккерс 6-тонный» удобнее начать с его шасси.
Танк был скомпонован по схеме с кормовым расположением силовой установки, передним — агрегатов трансмиссии и средним — боевого отделения, совмещенного с отделением управления. Место механика-водителя располагалось справа и чуть впереди; на серийных машинах его рубка слегка выдавалась из подбашенной коробки. Перед механиком-водителем находился смотровой люк с откидной вверх крышкой и посадочный люк с крышкой, откидываемой вперед. При опущенной крышке смотрового люка обзор через смотровую щель в ней был весьма ограничен.
Броневой корпус коробчатого сечения собирался из прямых листов катаной стальной гомогенной брони, крепящихся на уголках и накладках с помощью заклепок и болтов. Верхние лобовой и кормовой листы были установлены с наклоном, что облегчало стрельбу под большими углами склонения и увеличивало пулестойкость. Подбашенная коробка — с вертикальной установкой бронелистов. Жесткость корпуса увеличивали три поперечные трубы, используемые также для монтажа ходовой части.
В кормовой части корпуса горизонтально, носком коленвала вперед был установлен рядный карбюраторный четырехтактный 4-цилиндровый двигатель «Армстронг-Сидделей» воздушного охлаждения — наследник линейки авиационных двигателей «Пума».
Цилиндры — раздельные, диаметр цилиндра — 120,6 мм, ход поршня — 146 мм. Мощность двигателя составляла 80–92 л.с. при 2200 об/мин (разброс указываемых в источниках значений соответствует, видимо, разным партиям). Удельная мощность в 11–12,8 л.с./т была по тем временам неплохим показателем для танка непосредственной поддержки пехоты.
Справа от двигателя располагался топливный бак, позади — масляный бачок. Подача топлива осуществлялась под давлением, с помощью диафрагменного насоса. Карбюратор — типа «Клодель-Гобсон». Выхлопная труба с глушителем была выведена горизонтально на корму корпуса. Расход топлива, в зависимости от условий движения, составлял 110–200 л на 100 км пути. Смазка двигателя осуществлялась под давлением. Вентилятор охлаждения — центробежный. От боевого отделения моторное отделялось пожаробезопасной перегородкой. В крыше моторного отделения имелись жалюзи воздухозаборника и решетка выброса нагретого воздуха. Пуск двигателя производился электростартером или заводной рукояткой, надеваемой на вал, выступающий в корме корпуса.
Вращение от коленвала двигателя через сухой однодисковый главный фрикцион и карданный вал передавалось на коробку передач, размещенную по оси корпуса в передней его части. Карданный вал под наклоном проходил через боевое отделение. Кроме того, через шестеренчатый передаточный механизм, установленный перед двигателем, отбиралась мощность на распредвал двигателя, на привод магнето и на электрогенератор. Механическая коробка передач автомобильного типа со скользящими шестернями обеспечивала четыре скорости хода вперед и одну назад. В одном разъемном картере с коробкой передач была собрана понижающая главная передача, состоящая из двух конических шестерен. На концах поперечного вала главной передачи монтировались многодисковые бортовые фрикционы с ленточными тормозами, служащие органами поворота. От наружного барабана бортового фрикциона вращение передавалось на ведущее колесо однорядной бортовой передачей, собранной в картере, укрепленном на борту корпуса. Главным фрикционом механик-водитель управлял с помощью педали, бортовыми фрикционами — с помощью рычагов, также связанных с тормозами, коробкой передач — с помощью рычага, установленного в кулисе. Приводы управления были без усилителей. Для облегчения машины картеры двигателя и коробки передач выполнялись из алюминиевого сплава.
Ходовая часть танка включала на один борт восемь сдвоенных опорных катков малого диаметра и четыре сдвоенных поддерживающих ролика. Блокированная подвеска опорных катков была выполнена по схеме двойного балансира, запатентованной Дж. Карденом и «Виккерс-Армстронг». Опорные катки попарно крепились на концах качающихся балансиров. Два балансира составляли тележку с изогнутым литым кронштейном («коробкой») и двумя рессорами. Кронштейн тележки верхним концом был свободно надет на конец поперечной трубы, жестко закрепленной у днища корпуса. К кронштейну параллельно крепились две полуэллиптические рессоры, так что кронштейн и рессоры составляли большой качающийся балансир, на концах которого шарнирно крепились балансиры с опорными катками. На борт приходились две тележки, развернутые относительно друг друга на 180°, кронштейнами наружу и рессорами внутрь — так рессоры лучше защищались от действия бокового сопротивления при повороте и от продольных нагрузок при наезде на вертикальное препятствие. Таким образом, корпус был подвешен в четырех точках, при этом на каждую приходилось четыре сдвоенных опорных катка.
Качание балансиров и тележки обеспечивало сравнительно большой динамический ход катков и уменьшение колебаний корпуса при движении. Подвеска обеспечивала равномерное распределение давления по длине опорной поверхности, неплохую плавность хода, хотя малый диаметр катков увеличивал сопротивление движению и ограничивал возможную скорость хода. Опорные катки могли быть цельнометаллическими или с резиновой шиной. Расположение всех элементов вне корпуса вместе со сравнительной простотой улучшало ремонтопригодность подвески.
Ведущее колесо переднего расположения было вынесено перед корпусом и приподнято для увеличения высоты зацепа. Оно собиралось из двух спицованных дисков из ковкого чугуна, двух сменных стальных зубчатых венцов и большой шестерни бортовой передачи и крепилось на конце передней поперечной трубы корпуса на двух шариковых подшипниках.
Направляющее колесо также было сборным и спицованным и тоже вынесено за обводы корпуса. Крепление направляющего колеса оснащалось кривошипным механизмом регулировки натяжения гусеницы. Колесо устанавливалось на двух шариковых подшипниках на конце кривошипа, снабженного зубчатым сектором и пустотелым кронштейном. Ось кривошипа крепилась в борту корпуса. Для изменения положения оси направляющего колеса требовалось вставить рычаг в кронштейн кривошипа, повернуть его на нужный угол и зафиксировать с помощью собачки, заскакивающей за зуб сектора (конструкция, также запатентованная Карденом).
Мелкозвенчатая гусеничная цепь с открытым стальным шарниром состояла из облегченных траков с одним гребнем. Изготовление траков из марганцовистой стали способствовало увеличению ресурса гусеницы примерно до 4800 км — весьма высокий показатель по тем временам.
«Пулеметный» вариант танка Alternative А оснащался двумя пулеметами в двух расположенных рядом и независимо вращающихся одноместных цилиндрических башнях, прозванных за характерную форму «ведрообразными». Установка двух пулеметных башен рядом не была новостью: достаточно вспомнить британские бронеавтомобили «Остин» и «Пирлесс» периода Первой мировой войны. Теперь тот же прием реализовали на танке. Для размещения погонов башен подбашенный лист имел выступы по бортам.
Изначально в каждой башне «Виккерс» Mark Е Alternative А ставился 7,71-мм пулемет «Виккерс» с ленточным питанием и водяным охлаждением ствола. Пулеметная установка снабжалась телескопическим прицелом, плечевым упором и рукояткой управления. Кожухи стволов были бронированы. Углы наведения по вертикали — от-15 до +20°, по горизонтали — в пределах 260–265°. Стрелок располагался в башне стоя или сидя на ременной петле. Каждая башня имела верхний люк с откидной крышкой. На танках Alternative А поздних партий башни получили небольшие смотровые лючки в кормовой части.
На «пушечном» Alternative В установили двухместную коническую бронебашню. Спаренная установка орудия и пулемета с единым прицелом к тому времени была новинкой, опробованной разве что на опытном американском легком танке Т1 1927 года. Принято считать, что именно «Виккерс 6-тонный» «популяризировал» спаренную установку танковой пушки и пулемета. Изначально танк нес короткоствольную модификацию 47-мм пушки «Виккерс» OF 3pdr («скорострельная 3-фунтовая»): в те годы могущества ее осколочно-фугасного снаряда и действия бронебойного снаряда было вполне достаточно для танка такого назначения. Имелся также 47-мм картечный выстрел. Пушка оснащалась вертикальным клиновым затвором, опускаемым при отпирании. Противооткатные устройства были смонтированы над стволом; установка пушки снабжалась броневой маской с бронекожухом.
Спаренно с пушкой (справа от нее) устанавливался 7,71-мм пулемет «Виккерс», также прикрытый маской и бронекожухом. Для наводки использовался телескопический прицел. Углы наведения по вертикали составляли от-10 до +20°, по горизонтали — 360°. Приводы наведения — ручные механические. В бортах башни были выполнены смотровые щели и лючки для стрельбы из личного оружия экипажа. С учетом размещения механика-водителя, башня была смещена влево от продольной оси танка. Обязанности наводчика выполнял командир танка. В крыше башни имелся люк с двухстворчатой крышкой. Расположение боевого отделения вблизи центра тяжести машины способствовало меткости стрельбы.
На части танков устанавливалась башня с кормовой нишей для танковой радиостанции. На двухбашенных танках радиостанция могла монтироваться в корпусе, позади боевого отделения. Танки оснащались и средствами внутренней связи: после ряда опытов остановились на переговорном устройстве с ларингофоном.
О развитии и влиянии
В 1934 г. компания выпустила модификацию «Виккерса 6-тонного» для Бельгии. Танк оснастили шестицилиндровым карбюраторным двигателем «Роллс-Ройс Фантом II» водяного охлаждения (100–120 л.с.), который из-за его длины установили вдоль левого борта. Это заставило сдвинуть двухместную пушечную башню вправо и назад и удлинить подбашенную коробку. В лобовом листе корпуса располагалась решетка воздухозаборника, прикрытая бронекожухом. Выхлопная труба с глушителем была выведена вдоль левого борта. Эта модификация получила обозначение Mark F.
После испытаний бельгийская армия отказалась от танка «Виккерс» Mark F. Но последующие «Виккерсы 6-тонные» с прежним двигателем «Армстронг-Сидделей» выпускались уже с увеличенной длиной боевого отделения и со смещенной назад и вправо башней. В результате уменьшения длины моторного отделения главный фрикцион выступал внутрь боевого отделения, а угол наклона верхнего бронелиста (крыши) моторного отделения уменьшился. В таком варианте строились танки для Сиама и Финляндии. Иногда их тоже относят к «Виккерс» Mark F, однако фирма-изготовитель продолжала именовать их Mark Е и сохраняла в серийном номере шасси индекс VAE (Vickers-Armstrong Mark Е).
«Виккерс 6-тонный» стал основой для целой серии советских легких танков Т-26, польского 7ТР и машин на их базе. Влияние схем компоновки и подвески «Виккерса-6-тонного» можно увидеть в чешском легком танке LT-35 «Шкода», итальянских средних М-11/59 и М-13/40, венгерском «Туран», а также в британском «пехотном» танке АН «Матильда I». Схема компоновки «Виккерса 6-тонного» явно повлияла на конструкцию американских опытных легких танков Т2, Т4 и танка Т5, ставшего предшественником серии легких танков М1–М3.
Экспортные модификации и боевое применение
При сравнительно небольшом объеме выпуска (на заводе в Элсвике изготовили всего 153 машины) «Виккерс 6-тонный» побывал в разных странах света. Он последовательно закупался СССР, Грецией, Польшей, Боливией, Португалией, Сиамом, Финляндией, Китаем и Болгарией. Менее чем за десять лет активного использования немногочисленные «Виккерсы 6-тонные» (не касаясь даже Т-26 и 7ТР) приняли участие в боливийско-парагвайской, японо-китайской, франко-тайской, советско-финляндской и Второй мировой войнах.
Греческие 6-и тонники
Греция в ноябре 1930 г. заказала для изучения один двухбашенный (Alternative А) и один однобашенный (Alternative В) танк «Виккерс 6-тонный». Танки, полученные в 1931 г., вооружались 47-мм пушкой QF и 7,92-мм пулеметами «Виккерс». В 1932 г. такую же пару и тоже для изучения закупила Португалия.
Виккерсы в Польше
Вскоре после Советского Союза и Греции «Виккерсы 6-тонные» закупила Польша, хотя переговоры с «Виккерс-Армстронг» польские представители начали еще в 1926 г., а с опытным танком ознакомились в 1927 г., на этапе подготовки первого демонстрационного образца, поскольку Польша, как государство «санитарного кордона» на границе с Советской Россией, пользовалась рядом привилегий у европейских «великих держав». Однако в это время поляки заинтересовались французским «Рено» NC-2 и только после неудачных опытов с ними обратились к «Виккерсу 6-тонному».
В 1930 г. «Виккерс-Армстронг» отправила в Польшу демонстрационный экземпляр и вместе с ним капитана В. Лойда. Танк совершил 600-км пробег по маршруту Варшава-Львов. В 1931 г. Польша заказала 38 двухбашенных танков. Их поставили в 1932-1933 гг., причем без вооружения. Поляки первоначально установили в башни танков 7,92-мм пулеметы Wz.35 системы «Гочкис» с крепящимися сверху коробчатыми магазинами, из-за чего пулеметные башни польских машин получили характерные наклонные коробчатые выступы на крыше. В 1932 г. на 16 танках в правой (командирской) башне установили 13,2-мм пулемет Wz.30 «Гочкис» с воздушным охлаждением ствола и магазинным питанием. В польской армии «Виккерсы 6-тонные» отнесли к «быстроходным» танкам — «тихоходными» считались старые «Рено» FT, полученные от французов еще в 1919 г.
В 1934 г. поляки модернизировали свои «Виккерсы» («танки типа V»), установив значительно увеличенные радиаторы двигателей: кожух радиатора возвышался над крышей моторного отделения на высоту подбашенной коробки, а решетки воздухозаборников располагались на надгусеничных полках. В том же году 22 танка из 38 переделали в однобашенные пушечные, использовав для этого башни с 47-мм пушками, поставленные из Великобритании. В остальных 16 двухбашенных танках, ранее перевооруженных 13,2-мм пулеметами, в левой башне установили 7,92-мм пулемет Wz.30 с водяным охлаждением ствола (польская копия М1917 «Браунинг). Такие же пулеметы Wz.30 ставили в качестве спаренных и на пушечные танки. В этом варианте боекомплект пушечного танка составляли 50 выстрелов к пушке и 5940 патронов к пулемету. Известно также об установке на шести двухбашенных танках в правой башне 37-мм пушки «Пюто» (их сняли все с тех же старых «Рено» FT). Однако от такого варианта вооружения отказались, вернув на танки пулеметы. Дальнейшие закупки «Виккерсов» не производили в связи с началом производства танка 7ТР.
В польской армии «Виккерсы» к сентябрю 1939 г. имелись в составе двух легкотанковых рот по 16 машин в каждой. Легкотанковые роты были приданы подвижным соединениям: 121-я рота — 10-й моторизованной кавалерийской бригаде, 12-я — Варшавской броневой моторизованной бригаде. Стоит отметить, что перед войной четыре командирских танка 12-й роты успели оснастить приёмо-передающими радиостанциями. 121-я рота вступила в бой уже 3 сентября, 12-я рота — 13 сентября. Эти машины участвовали в ряде местных контратак против наступающих германских частей, прикрывали отход польских частей. При этом им доводилось вступать в бой с германскими легкими танками и бронеавтомобилями. В ходе сентябрьских боев все польские «Виккерсы» были подбиты, захвачены в бою либо брошены из-за технических неисправностей и нехватки горючего. Последние польские «Виккерсы» 12-й роты были потеряны 18-19 сентября в ходе сражения у Томашова-Любельского -после безуспешной попытки окруженных германскими войсками польских частей прорваться на Львов. Три или четыре танка в конце сентября захватили советские войска.
Судьба боливийских Виккерсов
Корпорация «Виккерс-Армстронг» весьма успешно осваивала рынок бронетехники Латинской Америки с конструкциями Кардена и Лойда. В частности, Боливия в 1932 г. вместе с другой продукцией закупила три «Виккерса 6-тонных»: два в однобашенном (Alternative В) и один в двухбашенном (Alternative А) варианте. Установленные на танках пулеметы имели калибр 7,65 мм — как и в других случаях, калибр соответствовал винтовочному патрону, принятому в данной армии. Максимальная толщина брони у «боливийских» однобашенных танков была стандартной — 13 мм, а у двухбашенного увеличена до 17 мм (вероятно, по опыту усиления броневой защиты на одном из «Виккерсов» для Советского Союза). Характерно, что заказ предусматривал установку на танки бачков для питьевой воды и дополнительный шанцевый инструмент, включая пилу.
Судьба этих трех танков любопытна. Их боевое применение не заставило себя ждать — уже началась война Боливии и Парагвая за область Гран-Чако («война Чако», 1932–1935 гг.).Так что впервые британские танки «Виккерсы 6-тонные» вышли в бой на другой стороне планеты. В сражении у Айала 4-5 июля 1933 г. боливийскую пехоту поддерживали три «Виккерса» и две танкетки «Карден-Лойд» под командованием германского «военного советника». Танки действовали на пересеченной местности, с открытыми из-за жары люками. Несмотря на артиллерийскую и авиационную поддержку, один однобашенный «Виккерс» был подбит выстрелом 75-мм пушки, а два других получили пробоины от бронебойных пуль, их экипажи были ранены. В декабре однобашенный и двухбашенный «Виккерсы» захватила парагвайская пехота. В 1937 г. Парагвай передал однобашенный «Виккерс 6-тонный» вместе с партией оружия через Швейцарию республиканскому правительству Испании, которое уже получало в куда больших количествах советские Т-26. Сохраненный двухбашенный «Виккерс» Парагвай уже в 1990-е гг. вернул Боливии, где его выставили на территории Музея Военной академии в Ла-Пасе вместе с башней подбитого в 1933 г. пушечного танка.
Финские 6-и тонники
Финляндия в 1933 г. закупила для испытаний несколько машин «Виккерс»-однобашенный «Виккерс» Mark Е с 47-мм пушкой, танкетку «Карден-Лойд» Mk VIB и плавающий танк «Виккерс» А4Е11. Британские танки прошли испытания совместно с французскими «Рено» FT. Хотя начальник генерального штаба предлагал закупить средние трехбашенные британские танки Mk III и американские колесно-гусеничные Кристи, деньги в 1936 г. выделили на закупку 32 пушечных «Виккерс» Mark Е. Поставки задерживались: 26 танков поступили в конце 1938-го — начале 1939 г., еще шесть — после окончания советско-финляндской войны. Эти танки имели удлиненное боевое отделение и смещенную вправо башню, толщину лобовой и бортовой брони корпуса — 17-17,5 мм, башни — 13,6 мм, кормовых листов корпуса — 10 мм. Танки закупались в варианте с нишей башни, однако без радиостанций (для экономии средств) и вооружения (признанного недостаточно эффективным). Не имея еще готовых пушечных установок, финны временно установили на 16 танках 37-мм пушки «Пюто», снятые со старых «Рено» FT — скорее для обучения экипажей, чем в боевых целях. Известно также об установке в башне одного 7,62-мм пулемета т/26 «Лахти-Салоранта» — в тех же учебных целях.
В 1939 г. в башни поставили 37-мм пушки 37 Psv.K/36 с длиной ствола 45 калибров (лицензионная версия весьма удачной шведской 37-мм противотанковой пушки «Бофорс») и 7,62-мм пулеметы т/09/31 (финская модификация русского пулемета «Максим», но с воздушным охлаждением ствола). Причем пулемет устанавливался слева от пушки в единой с ней маске и снабжался бронекожухом. Башенная установка вооружения была аналогична разработанной ранее шведской фирмой «Бофорс» для польского танка 7ТР и оснащена телескопическим прицелом. Углы наведения по вертикали составляли от-10 до +20°. Боекомплект этой модификации составляли 50 выстрелов к пушке и 3075 (по другим данным — 4500) патронов к пулемету. Для 12 танков в Германии заказали телескопические прицелы TZF «Цейс».
На части танков дополнительно установили 9-мм пистолет-пулемет т/1931 «Суоми», расположив его в лобовом листе подбашенной коробки слева от места механика-водителя. На таких танках, используя увеличенный объем удлиненного боевого отделения, оборудовали место для четвертого члена экипажа. Это был уникальный пример использования пистолета-пулемета в качестве танкового «лобового пулемета». Масса танка возросла до 8,6 т, поэтому для сохранения проходимости уширили траки гусениц.
Кроме того, финские «Виккерсы» отличались переносом фар с передних надкрылков на борта подбашенной коробки, укорочением надкрылков, защитной дугой на корме для предохранения выхлопной трубы и глушителя от деформации.
Финские «Виккерсы» пошли в бой вскоре после польских. В конце 1939 г. разгорелась советско-финляндская война, в ходе которой финская армия использовала «Виккерсы 6-тонные», а Красная Армия — Т-26. В связи с этим любопытен эпизод столкновения с финскими танками близ Хонканиеми 26 февраля 1940 г., описанный генерал-полковником B.C. Архиповым, тогда командовавшим в звании капитана танковой ротой 112-го танкового батальона 35-й танковой бригады.
«…Танк, задевший нашу гусеницу своей (наша машина стояла сбоку просеки, замаскированная ельником), удалялся. И хотя я знал, что это может быть только танк из роты Кулабухова, тревога как бы кольнула сердце. Почему — в этом я разобрался потом… у переезда, в утреннем туманце виднелась группа пехотинцев. Гуськом, одетые в полушубки и валенки, они шли к лесу с котелками в руках. «Кулабухов!», — подумал я, рассматривая танки, которые появились на переезде и стали медленно обгонять пехотинцев. Один из стрелков, изловчившись, поставил котелок на броню танка, на мотор, и поспешал рядом, крича что-то товарищам. Мирная утренняя картина. И вдруг я понял причину своей тревоги: на башне удалявшегося от нас танка была синяя полоса. Таких опознавательных знаков советские танки не имели. И пушки на танках были другие — короче и тоньше.
— Сачков, танки противника! — крикнул я в микрофон. — По танкам — огонь!…»
Это были «Виккерсы» 4-й роты финского танкового батальона. Тогда эта рота потеряла шесть танков, расстрелянных советскими танкистами огнем с места. Оставшиеся «Виккерсы» финны еще пытались использовать для поддержки атак пехоты, последний раз — 6 марта у деревни Хухтала, за день до начала мирных переговоров. Так что первый год Второй мировой войны стал, пожалуй, временем наиболее интенсивного боевого применения «Виккерсов 6-тонных». В ходе войны финны потеряли всего восемь «Виккерсов 6-тонных» («Рено» FT — 16).
После советско-финляндской войны финская армия не только приняла на вооружение трофейные советские Т-26, но и ставила вооружение с подбитых Т-26 на свои «Виккерсы». Кроме монтажа в башне советской установки с 45-мм пушкой обр.1932/38 г. и 7,62-мм пулеметом ДТ, на танки переносили ряд других элементов с Т-26 (прицелы, радиостанции). Танки, полученные таким «близкородственным скрещиванием», упоминаются как Т-26Е; они составили отдельный танковый батальон. На 1 июня 1941 г. финская армия имела 27 танков Т-26Е, около 60 Т-26 и чуть более 20 «Виккерсов 6-тонных». Финны использовали их в ходе Второй мировой войны, воюя против СССР на стороне нацистской Германии. Так, 4 сентября 1941 г. рота «Виккерс» и Т-26Е участвовала в атаке в районе Тулос в Карелии. Т-26Е применялись также в боях на р.Свирь в апреле 1942 г. К моменту перемирия в 1944 г. у финнов оставалось 19 Т-26Е, к концу 1955 г. — 17. Последний Т-26Е сняли с вооружения в 1960 г.
6-и тонники в Китае
Китайская республика в 1934 г. закупила 12 однобашенных пушечных танков «Виккерс 6-тонный», в 1935-м — четыре однобашенных танка с радиостанцией в нише башни и, наконец, в 1936-м — еще четыре, также оснащенных радиостанцией. В башне танка устанавливались 47-мм пушка и 7,92-мм пулемет. 82 танка Т-26, поставленные СССР, стали более существенным вкладом в формирование китайских танковых сил.
В 1937 г. разгорелась японо-китайская война. В сентябре-ноябре 1937 г. китайская армия применила свои «Виккерсы 6-тонные» в боях за Шанхай, где танки понесли большие потери — в основном из-за плохой подготовки экипажей. В конце 1939 г. «Виккерсы» использовались китайскими войсками в боях с японцами у Наньнинь, в 1940 г. — у перевала Куньлунь. В 1942 г. в составе китайского 200-го механизированного дивизиона они воевали в Бирме вместе с советскими Т-26.
Виккерс 6-тонный в Таиланде
Сиам (Таиланд) закупал «Виккерсы 6-тонные» двумя партиями: 10 шт. в 1932–1933 гг. и еще 12 — в 1938-м. Танки были однобашенные пушечные; спаренно с 47-мм пушкой устанавливался пулемет «Виккерс» калибра 8 мм. Танки второй партии отличались удлиненным боевым отделением. Предполагается, что из второй партии было поставлено только восемь машин, а остальные четыре задержало правительство Великобритании в связи с начавшейся Второй мировой войной. На родине эти танки служили для обучения британских танкистов.
Сиам использовал «Виккерсы 6-тонные» в ходе франко-тайской войны 1940–1941 гг., во время которой тайцы пытались заполучить провинции Французского Индокитая. В январе 1941 г. у деревни Ян-Дан-Кум «Виккерсы» довольно успешно поддержали контратаки тайской пехоты против французских колониальных частей, почти не имевших противотанковых средств. Однако вскоре несколько танков были подбиты огнем 75-мм и 25-мм пушек батальона Французского Иностранного легиона.
Болгарские Виккерсы
Болгария в 1936 г. заказала восемь однобашенных танков «Виккерс 6-тонный». Танки были поставлены в начале 1937 г. Они имели удлиненное боевое отделение (подбашенную коробку), но башню, смещенную влево. Максимальная толщина брони — 17 мм. У люка механика-водителя установили зеркало заднего вида. В башне была смонтирована 47-мм пушка QF, 8-мм пулеметы «Шварцлозе» с водяным охлаждением ствола и ленточным питанием установили уже в Болгарии. Вообще-то Болгария проявляла заинтересованность в закупке танков и другого вооружения у Чехословакии, но это вызвало возражения соседней Румынии. В 1940 г. Болгария все же получила от Германии упомянутые ранее чешские танки LT-35 «Шкода», и теперь «Виккерсы 6-тонные» оказались с ними в одном батальоне. В годы Второй мировой войны болгарская армия применяла «Виккерсы 6-тонные» в качестве учебных.
Один танк Alternative А был поставлен в 1931 г. в США, где использовался для сравнения с американскими опытными танками в процессе испытаний на Абердинском полигоне. Явной попыткой скопировать «Виккерс 6-тонный» были американские опытные легкие танки Т1Е4–Т1Е6 (1932-1934 гг.). Также по одному «Виккерсу 6-тонному» получили для изучения Япония и Италия.
Машины на шасси «Виккерс 6-тонный»
На шасси «Виккерса 6-тонного» корпорация «Виккерс-Армстронг» уже в 1928 г. спроектировала «средний гусеничный трактор» (транспортер-тягач) В12 с открытым корпусом, вместимостью до 11 чел. и возможностью буксировать 60-фунтовую (127-мм) пушку, однако после испытаний в 1930–1932 гг. британская армия от него отказалась. Не заинтересовал он и гражданских покупателей. В 1934 г. появился вариант с более надежным дизельным двигателем АЕС мощностью 130 л.с. Переднюю и среднюю часть корпуса занимала открытая сверху рубка для размещения экипажа, артиллерийского расчета и боекомплекта. Двигатель установили по оси корпуса в отдельном кожухе, а выхлопную трубу с глушителем вывели на его крышу. Таким образом были оставлены проходы вдоль бортов для посадки и высадки расчета через кормовые двери. Борта рубки собирались из откидных листов. В серии на машине пришлось усилить подвеску. «Трактор» поступил на вооружение и стал известен под обозначением «Дрэгон Медиум Mk IV» (его предшественник «Дрэгон Медиум Mk III» был выполнен на базе «Виккерс Медиум», т.е. «Виккерса 12-тонного»). Британская армия в метрополии в 1936 г. закупила всего 12 таких машин и использовала их, в основном, как тягачи 127-мм пушек. Несколько «тракторов» имелись в составе британских экспедиционных сил во Франции в 1940 г. и были там брошены. Кроме того, 23 единицы в 1935 г. закупил Китай, а 18 были в 1937 г. поставлены колониальным частям в Индии.
На шасси «Виккерса 6-тонного» построили также оригинальную легкую полуоткрытую самоходку. Машина имела высокую клепанную бронерубку, открытую сверху и простиравшуюся над крышей моторного отделения. В рубке на тумбовой установке монтировалась 40-мм автоматическая пушка «Виккерс» с водяным охлаждением ствола, ленточным питанием и скорострельностью 120 выстр./мин. Она предназначалась, прежде всего, для стрельбы по воздушному противнику, но могла вести огонь и по наземным целям (идея «универсальных» САУ).Для расчета имелись сиденья у бортов машины, в боевом положении наводчики размещались на сиденьях тумбовой установки. 26 таких машин закупил Сиам в дополнение к танкам «Виккерс 6-тонный».
В СССР и Польше на шасси Т-26 и 7ТР строились собственные варианты тягачей и САУ.
Опыты
«Виккерс» Mark Е стал основной для ряда оригинальных экспериментов. Наиболее известный (точнее, разрекламированный) среди них — так называемые «ноги Штраусслера». Работавший в Великобритании венгерский конструктор Николас Штраусслер в 1932 г. предложил подпружиненные шарнирные опоры в виде трубчатых стержней с сошником и пятой, крепящиеся на рамах в носовой и кормовой частях корпуса танка. Упираясь ими в препятствие, танк должен был преодолевать эскарпы, широкие рвы, воронки. Ширина преодолеваемого рва увеличивалась почти вдвое — до 3,2 м. Результат весьма впечатляющий по сравнению с еще принятыми тогда жесткими «хвостами». Приспособление испытали и отказались от его использования. Куда более перспективным направлением оказались мостоукладчики.
Источник – журналы «Техника и вооружение» №1 и 2 от 2019 года