Семейство британских самолетов Sopwith Tabloid. Часть 2. Гоночный самолет Sopwith Gordon Bennett
Есть, кажется, два оправдания к написанию данной коротенькой главы и оба они связаны с самолетами. Первая из этих двух машин, как показано на сопровождающих фотографиях, была очень своеобразной не только в деталях, в которых она отличалась от всех известных вариантов «таблоида», но также и в основных частях свой конструкции.
Данный аэроплан имел особые права на имена Gordon Bennett и Gordon Bennett Racer и был принят Адмиралтейством под военным номером 1215. Кроме того, бесспорным фактом является связь самолета с Хендоном и с лейтенантом (капитан-лейтенантом) Спенсером Греем (Lieut Spenser Grey).
В отношении второго самолета, как уже говорилось, сохраняется некоторая неопределенность. Хотя машина скрыта под именем Tabloid, в поисках информации по этой машине равной мере чувствуются облегчение и уверенность. Следует признать, что представленный на фотографии самолет оснащен пропеллером с дефлектором, что делает эту машину либо «таблоидом», либо близкой производной «таблоида». Таким образом, мы можем допустить возможность того, что этот самолет предназначался (в той или иной форме) для участия в гонках Гордона-Беннета (Gordon Bennett Aviation Cup) 1914 года в качестве резервного или дублера.
Для получения информации об исключительно спортивных аспектах данного вопроса мы обратимся к Питеру Льюису (Peter Lewis), написавшему в 1914 году:
«Гонки, проводившиеся в течение трех лет, были чрезвычайно популярны, но в Великобритании было сделано относительно мало попыток спроектировать небольшой самолет исключительно для этих соревнований».
Здесь следует напомнить, что сэр Томас Сопвич был абсолютно уверен в победе Пикстона, участвовавшего в шнейдеровских гонках 1914 года на «таблоиде», который был взят из серийной партии для Королевского летного корпуса. Но, впрочем, вернемся к мистеру Льюису:
«Среди работ, начатых компанией Sopwith перед Первой Мировой войной, был одноместный самолет, являвшийся развитием «таблоида» и предназначавшийся непосредственно для участия в 1914 году в гонках на кубок Гордон-Беннета. Самолет был оснащен 80-сильным двигателем Gnôme. Двигатель был покрыт капотом, который обладал длинной хордой и плавно переходил в обтекаемый округлый фюзеляж. Этот самолет никогда не принимал участия в гонках и после реквизиции находился в Хендоне в составе авиационной службы Королевского флота (Royal Naval Air Service – RNAS) под военным номером №1215».
Наиболее заметными отличиями между машиной, разработанной специально для гонок Гордон-Беннета, и типичным «таблоидом» были тонкий фюзеляж с выпуклыми бортовыми обтекателями, уплощавшимися к стабилизатору с большой длиной хорды, и смещенный вперед гладкий капот двигателя с кольцевым воздухозаборником очень малого диаметра, расположенным за коком воздушного винта. Другими отличиями Sopwith Gordon Bennett No.1215 были вертикальное оперение, имевшее очень малую площадь (хотя и расположенное выше и ниже фюзеляжа; треугольный киль выглядел ничтожным по сравнению с закругленным рулем направления с большой длиной хорды), и тонкие V-образные основные стойки шасси.
Помимо вышеперечисленного отличия были и в бипланной коробке. Хотя крылья гоночного самолета и имели много общего с бипланной коробкой классического «таблоида», однако они отличались отсутствием выноса верхнего крыла и стойками, в конструкции которых использовались стальные трубы. Передние кабанные стойки в виде сбоку были резко наклонены назад.
Сквадрон-лидер (майор авиации) Спенсер Грей рядом с гоночным самолетом Sopwith Gordon Bennett No.1215. На снимке хорошо показаны наклоненные назад передние кабанные стойки и обтекаемый капот 80-сильного ротативного двигателя Gnome
Задние кабанные стойки были одиночными в отличие от перевернутых V-образных стоек, использовавшихся на двухместном Martinsyde, созданном в 1915 году и имевшем сходную конструкцию. За кабиной пилота был лишь намек на заголовник, но другим – пожалуй, более значительным, – отличием Sopwith Gordon Bennett No.1215 от типичных «таблоидов» был плавный переход от нижнего крыла к округлому фюзеляжу (подобное техническое решение в 1927 году было применено на гоночном гидросамолете Gloster IV).
Несомненно спортивный, хотя и несколько рискованный (из-за недостаточной площади вертикального оперения) внешний вид самолета Sopwith Gordon Bennett No.1215
Фактически единственной заметной особенностью, которая, возможно, являлась общей для гоночного самолета Gordon Bennett No.1215 и стандартного Tabloid No.1214 (или самолета на базе «таблоида»), было шасси, создававшее небольшое лобовое сопротивление. Sopwith Gordon Bennett No.1215 должен был быть заметно быстрее 1214-го: обладая всего лишь 80-сильным двигателем Gnôme, он развивал бы скорость 105 миль/ч (169 км/ч).
С учетом того, что в 1913 году в гонках Гордон-Беннетта победу одержал моноплан Deperdussin, разогнавшийся до 124 миль/ч (200 км/ч), есть все основания полагать, что для достижения победы в состязаниях перед гонками на Sopwith Gordon Bennett No.1215 должен был быть установлен более мощный двигатель.
источник: H.F. KING «SOPWITH AIRCRAFT 1912•1920»