Причина стеснительности обнаружилась у дальнего угла платформы – валенки сорокпоследнего размера и шикарный постовой тулуп, почти полностью скрадывающие фигуру часового с неизменной трехлинейкой. Форос, значится, перед подчиненными держит. В воде, стало быть, не горим. В огне – не тонем. Ню-ню. Сами такими были.
Обострившиеся в критической ситуации чувства заставили замерзающего, но несгибаемоготанкиста, увидев приближающуюся фигуру, по одному ему понятным признакам опознать в ней «получателя» и круто изменить траекторию движения. Приняв документы и удостоверившись, что это действительно «тот человек и теми полномочиями», младший лейтенант вытянулся по стойке «смирно» и, не скрывая облегчения, доложил, что груз на платформе именно для «товарища майора». Однако, когда брезент откинули, оказалось, что радость была преждевременной.
— Это что?
-Образец, товарищ майор,- бодро доложил мамлей, «предано поедая глазами начальство». — Товарищ подполковник сказал, что вы разберетесь.
«Да что отправили, то и привез! Дяденька отпустите погреться!!!»- столь ясно отразилось в глазах сопровождающего, что вся заковыристая матерная конструкция так и осталась не произнесенной. Да и предназначалась она, по большому счету, не этому мальчишке, а инициатору «подарка» — Семену.
-Хорошо, лейтенант. Давайте построим вопрос несколько по-другому. Что это было до того, как в него попал фугасный снаряд калибра …
— Сто пятьдесят два миллиметра, товарищ майор!
-?!?
Как оказалось, дней за десять до того в районе Кингисеппского УРа на роту капитана Колобанова, менявшую дислокацию, выкатилась немецкая разведка. И как раз напротив КВ-2 младшего лейтенанта Олега Андреева.
— Да он мне прям в лоб выскочил. Я в это время на месте наводчика сидел, ну и от неожиданности и придавил спуск.
Конечно, не попал. Иначе вообще никакого бы «образца» не было. Но и близкого разрыва хватило для того чтобы смять в хитрозакрученную конструкцию, совершенно не похожую на изначальный замысел автора, восьмиколесную немецкую бронемашину и унести её с дороги в ближние кусты. Как положено, доложили в штаб мехкорпуса – в особом отделе кому-то глаз на шестое чувство натянут, поскольку ходят тут в ближнем тылу кто хочет и делает, что успеет. А самим «образцом» заинтересовался зампотех корпуса. Походил вокруг, хмыкнул и приказал готовить к перевозке в Нижний, то есть в Горький.
— И что я с этим памятником твоему подвигу буду делать, лейтенант?
— Товарищ подполковник сказал, что всё, что вам нужно, уцелело. А в остальном вы разберетесь.
Вечером, сидя на пустой бочке перед сваленным в углу заводского двора «образцом» инженер-майор Цыганов пытался понять, на кой черт Семен прислал ему этот металлолом и, главное, что ему-то с ним делать.
-Добрый вечер, Николай Федорович,- рядом остановился, неслышно подошедший, зам главного. Коллега и конкурент в одном флаконе. Специалист по гусеничной технике на заводе колесной. – О чем задумались?
— Николай Александрович, может, вы мне поможете?
-И в чем проблема?
-В этом,- Цыганов пнул «образец».
— Ну, непосредственно, то на что вы только что указали – подвеска на поперечных рычагах.
— ?
— Если доступно… Вот вы на БТ и сейчас на БА-13 имеете дело с балансирами в ходовой — теми же рычагами. Только они закреплены вдоль корпуса и в качестве упругого элемента используют винтовую пружину. Здесь же вместо балансира два рычага и развернуты они перпендикулярно к тому, что было корпусом, и , отсутствующему, колесу. Ну и вместо пружины – листовая рессора. Соответственно и колебание колеса происходит в иной плоскости.
— То есть, — Цыганов лихорадочно пытался поймать ускользающую мысль, — если оставить пружины, мы получим аналог подвески Кристи развернутый на 90 градусов?
-В общих чертах – да. А что это вас так заинтересовало? Мы всё равно такие мосты, как на данной машине освоить врядли сейчас сможем.
-А кто говорит про мосты? – и оба конструктора повернулись на рев дизеля, выкатывающегося из цеха БА-13.
3 часа 30 минут. Чертежная.
— Нет ну, в принципе, да. Упрощаем, улучшаем. А толку? Она у тебя бегает? Военных устраивает?
— Бегает и устраивает.
— Ну и кто нам сейчас даст так радикально менять подвеску?
— За счет отказа от двойного кардана в ведущем приводе, мы можем сделать ведущими и рулевые колеса. Ведь на «двадцатьдевятом» тогда их как раз и не устроило использование в одном редукторе двух спаренных карданных передач, что снижало его надежность по сравнению с просто ведущими, где такая передача была только одна.
-И сильно повысится проходимость БА-13 с передним ведущим мостом?
-Не сильно, но повысится.
— И ради этого «не сильно» придется в корне менять производство, снижать выпуск продукции. А то и вообще приостанавливать. Нет, не дадут.
— А если попробовать четырехколесную, полноприводную?
-Вместо чего?
-Ну, давай подумаем. 174-й вышел на проектную мощность еще в декабре и семеновский танкначинает поступать в войска во всё возрастающих количествах. Как думаешь, долго осталось ждать приказа о снятии с производства мобилизационной «шестидесятки»? А из четырехколесных легких машин у военных только БА-20. С так понравившейся им ЛБ-62, наш завод их благополучно оставил с носом. Сейчас есть шанс исправить положение, тем более, что почти все узлы и агрегаты есть у нас в серийном производстве. Двигатели от Т-60, пружины и фактически все элементы трансмиссии и колеса от БА-13. Для «Рцепы» оборудование имеется, а не получится – можно использовать спаренный кардан от того же БА-13. Машинка не легковая – влезет и этот.
По неглубокой, до метров четырех, балке к позициям подвозили боеприпасы. На лошадях. Просто. Там даже телега из-за отсутствия хоть какого-то подобия дороги и, пересеченной по самое немогу, местности не проходила. Только на вьюках. Этой же ночью бойцы с удивлением услышали со стороны балки тихое металлическое бренчание и глухой рокот мотора. А потом, наконец, над краем оврага показалась тень небольшой угловатой башенки. В свою очередь, уже над этой тенью, и почти сливаясь с ней, возникла другая – в танковом шлеме.
— Военный, — поинтересовалась тень, – рота Язвецова?
Боец только кивнул, будто надеясь, что в темноте это заметят. Тень заметила.
-Командира позови.
Лейтенант долго на карте показывал, где прячутся доставляющие им неприятности две огневые точки. Называл азимуты и ориентиры. Командир броневика, старшина первой статьи Бобик внимательно слушал, кивал. А потом попросил:
— Вы мне пальцем покажите – в какую сторону башню разворачивать. И цели трассером подсветите. Лады?
Через двадцать минут в пятистах метрах от переднего края, над румынскими окопами повисли две осветительные ракеты, а трассы двух станкачей скрестились на неприметном холмике, указывая первую цель. Следом на башне БА-60 закашлял АГ-3. Сериями по четыре, нащупывая 57-мм гранатами вражеского пулеметчика. Третья серия легла точно в амбразуру.
БА-60.
Год выпуска – 1942.
Длина – 4 м.
Ширина – 2,8 м
Высота максимальная – 2,6 м.
Бронирование:
лоб корпуса — 13 мм
борт корпуса – 10 мм
корма – 10 мм
башня – 8 мм
днище – 6 мм
днище — 4 мм
Боевая масса – 5,1 т.
Максимальная – 5,9 т.
Двигатель — ГАЗ-202, карбюраторный, 6-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощностью 85 л.с. Установлен в кормовой части БА.
Скорость — 80 км\ч по шоссе и 40 км\ч по проселку.
Колесная формула – 4х4 ( может иметь обе пары колес управляемыми).
Вооружение:
12,7-мм ДШК
12,7-мм ДШК и 57-мм гранатомет Таубина АГ-3.
45-мм пушка ВТ-42 в одноместной башне.
ЗСУ. 4х12,7-мм ДШК.
Легкий БТР и артиллерийский тягач. Водитель смещен влево. Двигатель перенесен в переднюю часть машины и БО. Левая дверь оставлена как для доступа к мотору, так и в качестве запасного выхода для водителя.
Легкая ПТ-САУ -76,2-мм Ф-22 УСВ или ЗиС-3.