Летом 1942 года, после того как германские подводные лодки активизировались у Новой Земли, а немецкий карманный линкор «Адмирал Шеер» прорвался в Карском море, командование Северного флота решило сформировать на Новой Земле военно-морскую базу, где разместилась 3-я авиагруппа, основу которой составили 17 летающих лодок МБР-2. Помимо этого в состав Беломорской военной флотилии был введен 22-й разведывательный авиаполк, переброшенный сюда с Каспия, полк располагал 32 «амбарчиками». Постоянные разведывательные полеты в Карском море, совершаемые с Новой Земли, начались уже 5 сентября 1942 года. В 1943 году начался количественный и что еще важнее качественный рост авиации флота. В авиагруппу стали поступать машины большого радиуса действия — МДР-26. С появление этой новой авиационной техники, активность советской авиации в этом районе стала расти – полярные ночи полностью принадлежали этим летающим лодкам. Уже в ночь с 24 на 25 января 1943 года они нанесли бомбовый удар по норвежскому порту Киркенес. Но не прекращалась и их основная работа — защита конвоев от подводных пиратов, «серых волков» адмирала Дёница.
8 августа 1944 года из Архангельска вышел конвой ВД-5, в составе которого были транспорт «Марина Раскова» и три тральщика охранения. Конвой вез военнослужащих формируемой Карской военно-морской базы, смену зимовщикам ГУ СМП, оборудование и стройматериалы для полярных станций. Двенадцатого августа корабли и суда БД-5 получили оповещение еще об одном обнаружении немецкой подводной лодки, на этот раз у острова Вардропер. Этот «серый волк» был обнаружен гидросамолетом ГСТ (командир экипажа майор С. Рубан). Здесь интересно то, что после обнаружения субмарина не стала погружаться, а, оставаясь в надводном положении» открыла огонь из зенитного автомата по ГСТ.
Не имея на борту авиабомб, С. Рубан вызвал противолодочные гидросамолеты и, оставаясь в районе обнаружения подлодки, периодически обстреливал ее из пулеметов. Однако из-за ошибки в определении места обнаружения «противолодочники» прилетели в этот район только через пять часов.
«Мы вылетели в два часа ночи, а в половине седьмого утра утопили рейдер.
Взлетели как обычно звеном в составе трех машин. Четыре часа мы болтались над неспокойной свинцовой поверхностью океана, поминая тихим незлым словом глазастого майора и его штурмана. Наконец вроде бы легли на наужный курс и тут Лури, мой штурман, на пределе видимости по правому борту засек ЕГО.
Получив добро от ведущего, пошли проверять. Он шел с таким видом, что между мною и штурманом произошел краткий спор (который лучше не приводить) по вопросу о том, не принадлежит ли этот корабль к составу Северного флота. Убедившись, что это не так, мы ушли от него, как это любил делать Лури. Потом резко развернулись и взяли курс на цель.
Жаль, что я не могу нарисовать ту довольно сложную фигуру, которую мне пришлось проделать, чтобы сбросить торпеду по возможности точно. Это была восьмерка, почти полная, причем в перехвате я произвел две атаки – первая была неудачной. Потом мы стали уползать, именно уползать, потому что, как это вскоре выяснилось, и немцы не потеряли времени даром. Еще во время первого захода стрелок закричал:
– Полна кабина дыму!
Три сильных удара послышались, когда я заходил второй раз, но некогда было думать об этом, потому что я уже лез на рейдер со стиснутыми зубами. Вторая торпеда таки финишаровала у борта этого наглого корыта и оно начало «парить», как говорят моряки, то есть потеряло ход и скрылось под облаками пара. Но нам было уже не до этого.
Горючее текло, масло текло, и если бы не штатно отработавшая система пожаротушения, мы бы давно погорели. Правая спарка моторов еще над целью перешла с маленького шага на большой, а потом на очень большой – можно сказать, на гигантский. Не буду перечислять тех кратких докладов о состоянии машины, которые делал мой экипаж. Их было много – гораздо больше, чем мне бы хотелось. Мы вошли в облачко, и в двойном кольце радуги я увидел внизу отчетливую тень нашего самолета. К сожалению, он снижался. Без всякого повода с моей стороны он вдруг резко пошел на крыло, и если бы можно было увидеть смерть, мы, без сомнения, увидели бы ее на этой плоскости, почти отвесно направленной к морю. Сам не знаю как, но я вывел машину. Садиться в открытом море не выход, могут ведь и не найти сразу. А мы ведь хоть и лодка, но совсем не корабль и в случае чего, штормовать будем и не комфортно и не долго. Поэтому тянем. И мы дотянули. В полукилометре от берега, на который некогда было даже взглянуть, мы плюхнулись в воду, и на левой спарке медленно и печально потащились к песчаному пляжу ….» (по «Два капитана». Вениамин Александрович Каверин e-reading.club).
ЛТХ:
1 | Модификация | МДР-26 |
2 | Длина самолета, м | 26,00 |
3 | Размах крыла, м | 34,50 |
4 | Масса, кг | 11300/18700 |
5 | Тип двигателя | 4×ПД АМ-35А |
6 | Мощность, л.с. | 4×1200 |
7 | Крейсерская скорость, км/ч | 310 |
8 | Максимальная скорость, км/ч | 390 |
9 | Практическая дальность, км | 3500 |
10 | Практический потолок, м | 7400 |
11 | Экипаж, чел | 5 |
12 | Вооружение | 4×20мм ШВАК (на турелях)
4×20мм ШВАК (курсовые) Боевая нагрузка до 4000 кг |
Источники:
http://www.tinlib.ru/istorija/arkticheskie_tainy_tretego_reiha/p8.php#metkadoc4