Самый мощный эскадренный броненосец своего времени. HMS Majestic (Маджестик). Великобритания

18

Среди кораблей додредноутной эпохи эскадренные броненосцы тип Majestic стоят особняком. Это была самая большая серия броненосцев в Королевском флоте Великобритании. И рассказ о них вы найдёте ниже.

Актом «морской обороны» от 1889 года Великобритания рассчитывала, построив 10 дредноутов, обрести безоговорочное преимущество над флотами Франции и России. Однако и последние в ответ нарастили свои морские программы. Адмиралтейству пришлось принять как данность начало новой гонки вооружений и искать способ ответить в рамках британского принципа, который заключался в том, что флот должен был быть равен по силе двум следующим за ним флотам вместе взятым.

В 1893 году по инициативе Первого лорда Адмиралтейства Джона Спенсера британское правительство утвердило новую Морскую программу, подразумевавшую постройку проектируемых еще с 1891 года новых броненосцев. Однако из-за задержек разработки новых орудий дело затягивалось, но, в конце концов, постройка первых двух кораблей была утверждена в 1893 году, а остальных семи — в течение следующих трёх лет.

Конструктор Уильям Уайт при проектировании кораблей типа Majestic отталкивался от решений, реализованных на броненосцах типа Renown, но нарастил броню и увеличил длину. Головной корабль одноименного типа HMS Majestic был заложен на Портсмутской верфи в феврале 1894 года. Это был крупнейший на тот момент броненосец в мире: длина составляла 128 м, ширина — 23 м, и осадка — 8,2 м. Полное водоизмещение достигало 16 320 тонн. Что касается энергетической установки мощностью 10 000 л.с., то она состояла из двух трёхцилиндровых паровых двигателей тройного расширения, что приводились в движение восемью паровыми котлами. Это обеспечивало корабль скоростью всего в 16 узлов и при форсировании — 17 узлов. Тем не менее результат по сравнению с предыдущими британскими броненосцами был налицо: увеличение дальности хода при полной загрузке являлось следствием изучения поломок на Royal Sovereign.

Бронепояс толщиной 229 мм из стали Харви был при одинаковой степени прочности значительно легче применявшегося ранее в Королевском флоте, а значит, британцы могли себе позволить забронировать корабль по максимуму. Поперечная переборка в носовой части имела толщину в 356 мм, та же толщина повторилась и на барбетах.

Вооружение состояло из двух двухорудийных башен главного калибра. 305-мм орудия BL Mk VIII были специально разработаны под новые броненосцы и помещены на большинстве кораблей типа, включая HMS Majestic, в барбетах грушевидной формы — в поледний раз в истории Королевского флота. Вспомогательное вооружение представляло собой 12 152-мм, 16 76-мм и 12 47-мм орудий. Кроме того, на броненосцы были установлены пять 457-мм торпедных аппаратов.

HMS Majestic вступил в строй 12 декабря 1895 года флагманом флота Канала. Главной функцией корабля стала пропагандистская: как самому современному, крупному и тяжеловооружённому кораблю флота, ему было необходимо демонстрировать британскую мощь — некоторые политики и адмиралы даже полагали, что этого корабля хватит для усмирения пыла в гонке вооружений со стороны французов и русских. Конечно, этого не произошло.

В феврале-июне 1904 года HMS Majestic прошёл ремонт в Портсмуте и вошёл в состав сформированного Атлантического флота, но уже 1 октября 1906 года вернулся в порт и встал в резерв. 26 февраля 1907 года броненосец был возвращён в строй и назначен флагманом дивизиона нового Флота метрополии в Норе.

В середине года HMS Majestic встал на ремонт — помимо восстановления после простоя в резерве кораблю требовалась модернизация. Её провели лишь частично, но и это было значительным шагом вперёд: броненосец получил установки радиосвязи, новые системы управления огнём, а котлы были переведены на нефтяное отопление. После выхода из дока корабль, однако, был лишён статуса флагмана в Норе, а уже в июне 1908 года был переведён в Девенпорт, где был до 1914 года в составе различных соединений.

Там HMS Majestic постоянно участвовал в манёврах и учебных стрельбах, в ходе которых отрабатывалось взаимодействие между различными кораблями флота. В ходе одного из манёвров, 14 июля 1912 года, произошло столкновение с однотипным броненосцем HMS Victorious, правда, без серьёзных последствия для обоих.

С началом Первой мировой войны HMS Majestic был возвращён в флот Ла-Манша, после чего прошёл небольшой ремонт и уже в сентябре прикрывал переброску британского экспедиционного корпуса во Францию, а затем ушёл в Галифакс для сопровождения канадского корпуса. В октябре и ноябре броненосец выполнял сторожевые функции сначала в Норе, а затем в заливе Хамбер. Весь декабрь HMS Majestic провёл у берегов Бельгии, периодически участвуя обстрелах занятых немцами позиций.

В начале февраля 1915 года HMS Majestic вошёл в состав флота, которому предназначалось открыть турецкие проливы в ходе Дарданелльской операции. На Мальте броненосец оснастили противоминным снаряжением, и уже 26 февраля HMS Majestic, HMS Albion и HMS Triumph вошли в пролив, с 09:14 открыв огонь по османским позициям. Ответным огнём HMS Majestic был поражён ниже ватерлинии, но повреждения оказались незначительными.

27 февраля, 1 и 3 марта броненосец вновь обстреливал укрепления и форты, а затем 8 марта прибыл в Мудрос на острове Лемнос для пополнения боезапаса. На следующий день HMS Majestic вновь обстреливал османов, после чего до 16 марта патрулировал между Тенедосом и проливами.

18 марта 1915 года HMS Majestic участвовал в последней попытке прорвать оборону только морскими силами. В 14:20 корабль открыл огонь по форту №9 в попытке спасти броненосец Ocean, но попал под перекрёстный огонь замаскированных полевых орудий, и, получив четыре попадания (два в бак и два ниже ватерлинии), был вынужден уйти на Тенедос. Пройдя там ремонт, 28 марта и 14 апреля HMS Majestic вновь обстреливал позиции османской армии. 18 апреля, помимо ставшего привычным обстрела, броненосец получил приказ совместно с HMS Triumph потопить севшую на мель подлодку E15, дабы она не попала в руки противника. Ни одному из них не удалось сделать это огнём артиллерии, так что пришлось запустить катера, которым удалось торпедировать субмарину. При этом катер с HMS Majestic был потерян.

После краткого ремонта 25 апреля броненосец поддерживал высадку союзных сил на Галлиполи и сообщил об этом в Лондон по радио. Каждый день до 29 апреля HMS Majestic вёл огонь по османским позициям, а вечером подбирал раненых. Наконец, адмирал Николсон перевёл свой флаг с HMS Triumph на HMS Majestic, так что теперь броненосец стал на якорь у мыса Хеллес, где и стоял вплоть до 25 мая.

27 мая 1915 года броненосец всё ещё стоял на якоре, когда в 06:45 немецкая подлодка U-21, преодолев защиту из эсминцев и противоторпедных сетей, выпустила одну торпеду, попавшую в левый борт HMS Majestic. Раздался мощный взрыв, возник крен на левый борт, и через девять минут корабль перевернулся, после чего лёг на дно на глубине 16 метров. Погибло 49 человек.

Мачты упёрлись в дно так, что ещё несколько месяцев киль находился над водой, пока, наконец, во время шторма фок-мачта не обломилась, и корабль окончательно погрузился в море. Ныне хорошо сохранившийся корпус HMS Majestic находится на глубине 24 метров и с 2021 года открыт для посещения дайверами.

Так закончилась служба броненосца, который в своё время был самым мощным в мире. Но это время прошло очень быстро — стремительное развитие вооружений оставило броненосцы на обочине истории. Тем не менее они играли активную роль в Первой мировой войне, и HMS Majestic — прекрасный тому пример. Пример он и того, что подводные лодки при должной сноровке могли стать самым опасным противником для бронированных гигантов, что ярко проявилось в ходе следующей мировой войны.

Самый мощный эскадренный броненосец своего времени. HMS Majestic (Маджестик). Великобритания

Источник — https://dzen.ru/a/ZaA8CwT2fCvnNfck

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account