Самый большой седан в мире: МАЗ-541
Ну как автомобильчик? Впечатляет? 28,23 тонны полной массы, почти 39 литров объема дизельного двигателя, отключаемый полный привод — и это далеко не все технические особенности монстра, представленного на этой фотографии. Зачем же был построен такой монстр, ведь в СССР рекорды ради рекордов были, мягко говоря, непопулярны? Дело в том, что эта машина должна была стать, фактически, «лицом страны». В смысле, аэродромным тягачом огромных авиалайнеров с международных авиалиний. Почему был выбран такой дизайн, сказать не могу — но вышло весьма зрелищно.
МАЗ-541 опровергает справочники
Могучий «лимузин», оснащенный дефорсированным танковым дизелем В-2 (в мирном виде он стал называться Д-12А) был выполнен по схеме балластного тягача, иначе мощь двигателя пропала бы впустую. А так — придавленные к бетону колеса позволяют ему таскать авиалайнеры весом до 85 тонн (* — на фото МАЗ-541 работает с ИЛ-62, у которого сухая масса больше ста тонн). Ограничение по массе было выбрано неспроста — именно столько весили самые большие самолеты того времени. Очень неравномерная нагрузка на колеса привела к тому, что машина получила различные по диаметру и ширине колеса. Большие задние колеса (как бы не сдвоенные?) от карьерного самосвала МАЗ-525, а передние — поменьше, от простого самосвала ЯАЗ-214 (будущего КрАЗа, если что)
МАЗ-541 провожает в первый полет Ту-144
Интересной особенностью машины было наличие у нее двух рулей. Но это не от плюрализма в головах конструкторов и не из-за отсутствия усилителя руля, как говорят некоторые — а просто машина имела два полнофункциональных поста управления. Для движения передним и задним ходом соответственно, — ведь двигать хрупкие крылатые машины нужно было очень нежно и аккуратно. К сожалению, такие стильные и откровенно симпатичные тягачи в большую серию не пошли. По разным сведениям (источникам) было произведено то ли три, то ли три-надцать машин, после чего производство было прекращено. В принципе, можно понять — обзор из кабины «родстера» был отвратительный — огромные мертвые зоны впереди и сзади. Тут и до происшествия на летном поле недалеко… Однако, как минимум, до 1970 года машина проработала — и даже засветилась в фильме про первый полет Ту-144 (сухая масса — 85 тонн, полная взлетная — 180).
Честно скажу, — жаль. Откровенно жаль. Машина, на самом деле могла бы стать лицом «Аэрофлота», таким же ярким и узнаваемым как самолеты и улыбающиеся стюардессы — вот доработать ей задний пост управления, вынести его в район задних колес… Да и пропиариться с нею, выкинув балласт и добавив пару передач в КПП, чтобы пошустрее 30 км/ч бегало.