Самые быстрые самолеты в мире. Часть 5. Легкие самолеты Blériot XI, XII, XXIII. Франция 1909-11
1909 год был ознаменован значительными событиями в начальном периоде истории авиации. В первую очередь речь идет о двух событиях: перелете самолета через Ла-Манш и большой авиационной неделе в Реймсе. Говоря словами тогдашнего британского министра финансов Ллойд-Джорджа:
«Летательные аппараты больше не являются игрушками или мечтами; они свершившийся факт. Возможности этого нового способа передвижения еще недооценены. Как британец я чувствую себя неловко, поскольку мы совершенно не участвуем в этом».
Ллойд-Джордж был абсолютно прав, поскольку на тот момент вклад Великобритании в развитие авиации был ничтожен. Во Франции же работам в области авиации было уделено самое пристальное внимание, и каждый день приносил что-то новое. В это время очень часто упоминалось имя Луи Блерио – производителя автомобильной светотехники и восторженного пионера авиации. Начало его работ в области авиации с планеров и моторных планеров различных компоновочных схем, включая и гидросамолет No.IV с тандемными крыльями странной формы. Но уже в 1907 году Луи Блерио построил легкий самолет No.VII – моноплан с тянущим винтом.
Развивая данную конструкцию (исключением в ней был неудачный биплан No.X), Луи Блерио пришел к имевшему историческое значение легкому самолету No.XI. Самолет был изготовлен еще в декабре 1908 года, но первый полет состоялся в Иссе-ле-Мулино 23 января 1909 года. Первоначально машина была оснащена семицилиндровым 35-сильным (22 кВт) двигателем REP и непрофилированным четырехлопастным винтом. Никакого руля направления не было, и вертикальное оперение состояло из вертикальной плоскости, расположенной над сиденьем пилота.
В мае 1909 года самолет получил веерообразный трехлопастный двигатель Anzani, развивавший мощность 25 л.с. (18 кВт) и вращавший эффективный двухлопастный винт Chauvière. В то же время в хвостовой части фюзеляжа появился руль направления, а вертикальная надфюзеляжная плоскость была удалена. Управление по крену осуществлялось перекашиванием законцовок крыла. Помимо этого управление самолетом осуществлялось с помощью дифференцированного отклонения рулей высоты, прикрепленных к задней поверхности стабилизатора; сегодня мы бы сказали, что это не рули высоты, а элевоны. Позднее эта функция была удалена Луи Блерио, и они действовали как обычные рули высоты. Модифицированная машина получила обозначение No.XI (mod) и в этом варианте имела полный успех.
В период с мая по июль 1909 года Луи Блерио неоднократно выполнял полеты на No.XI (mod) продолжительностью 15 километров и достиг продолжительности полета 50 минут, и уже 25 июля Блерио совершил исторический перелет из Кале в Дувр. Однако зависть и клевета коснулись и авиационной промышленности. Была распространена информация, что легкий самолет No.XI (mod) был таким успешным только потому, что он был разработан не Луи Блерио, а Раймондом Солнье (Raymond Saulnier). Наверное, в этом что-то было.
Во время жесткой посадки в Дувре машина получила повреждения и не могла участвовать в проводившейся в Реймсе большой авиационной неделе. Однако для заказчиков компанией Луи Блерио были изготовлены два самолета No.XI (mod), и на одном из них Блерио летал в Реймсе. Тем не менее, своих наибольших успехов в Реймсе Луи Блерио добился на странном легком самолете No.XII. Эта машина с самого начала была построена в качестве трехместной.
Самолет был построен весной 1909 года и представлял собой высокоплан с очень сильно опущенным центром тяжести с силовой установкой, размещенной у нижней части ферменного фюзеляжа. Силовая установка легкого самолета No.XII состояла из восьмицилиндрового двигателя ENV-F, развивавшего мощность 35 л.с. (26 кВт; позднее 60 л.с. [44 кВт]) и вращавшего двухлопастный тянущий винт Chauviére. Также в нижней части ферменного фюзеляжа находились место пилота и скамейка для двух пассажиров. Начиная с 21 мая машина управлялась с помощью вертикальных и горизонтальных поверхностей, а в Реймсе она появилась с дополнительно установленной над фюзеляжем большой треугольной поверхностью, отдельными стабилизатором и рулем высоты и элеронами, расположенными на уровне сиденья пилота.
24 августа 1909 года Луи Блерио на легком самолете No.XI на дистанции 10 километров показал среднюю скорость 74,32 км/ч, которая была признана в качестве рекорда скорости. Одновременно Блерио получил приз в размере 10 000 франков за победу в гонке по замкнутому контуру (Prix du Tour de Piste). Спустя четыре дня легкий самолет Blériot XII пришел вторым в гонке на приз Гордона-Беннета со средней скоростью 75,3 км/ч, но в этот же день Луи Блерио побил свой же рекорд, установив его на отметке 76,96 км/ч. Также Луи Блерио принял участие в соревнованиях, где экипаж самолета должен был состоять из двух человек: пилота и его пассажира. На следующий день 29 августа No.XII разбился и сгорел. К счастью, Блерио не пострадал. Впрочем, в Реймсе еще оставался No.XIII с 40-сильным (29 кВт) двигателем. Луи Блерио пилотировал самолет, но уже без такого успеха.
С другой стороны, легкий самолет Blériot XI оказался весьма успешным: машины этого типа строились серийно и завоевывали новые трофеи. В июле 1910 года в Реймсе состоялась очередная большая авиационная неделя, в ходе которой Леон Моран (Léon Morane) на Blériot XI (mod) впервые на самолете преодолел стокилометровый барьер: 10 числа этого месяца спортивные комиссары зафиксировали скорость 106,51 км/ч. Машина, на которой Леон Моран достиг столь высокой скорости, была оснащена 80-сильным (59 кВт) семицилиндровым ротативным двигателем Gnôme Gamma.
В 1910 году в США на Лонг-Айленде состоялись гонки на приз Гордона-Беннета, и в них приняла участие машина компании Blériot. В этих гонках француз Альфред Леблан (Alfred Leblanc) на легком самолете XIbis, оснащенном двухрядным 14-цилиндровым 100-сильным (74 кВт) ротативным двигателем Double Oméga, установил новый мировой рекорд скорости – 109,76 км/ч.
Рекорд Альфреда Леблана был побит 23 апреля 1911 года в По модернизированным Blériot XXIII (или No.XI Vitesse). Этот оснащенный двигателем Double Oméga самолет разогнался до 125 км/ч. Это стало кульминацией достижений легких самолетов типа Blériot XI, которые впоследствии еще имели другие достижения, но уже в других категориях.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: | XI (mod) | XIbis | XXIII | XII |
Размеры: | ||||
размах крыла, м | 7,80 | 7,90 | 8,94 | 10,00 |
длина, м | 8,00 | 8,10 | 7,52 | 8,00 |
площадь крыла, м² | 14,00 | 12,00 | 9,00 | 21,40 |
Вес: | ||||
взлетный, кг | 300 | 340 | 300 | 575 |
Летные характеристики: | ||||
максимальная скорость, км/ч | 58 | 120 | 125 | 75 |
практический потолок, м | – | 5880* | ||
дальность полета, км | 42* | 515* |
* рекордные полеты 1910-11 годов
источник: VÁCLAV NĚMEČEK «Nejrychlejší letadla světa BLÉRIOT XI, XII, XXIII FRANCIE 1909/1911» // Letectvi+Kosmonautika 1992-05, стр.12-13/268-269