Самые быстрые самолеты в мире. Часть 11 Гоночный и рекордный самолет Nieuport-Astra Sesquiplane, Франция 1921-23

14
Самые быстрые самолеты в мире. Часть 11 Гоночный и рекордный самолет Nieuport-Astra Sesquiplane, Франция 1921-23

Самые быстрые самолеты в мире. Часть 11 Гоночный и рекордный самолет Nieuport-Astra Sesquiplane, Франция 1921-23

В переводе с французского слово Sesquiplane означает полутораплан. Данная компоновка была выбрана Густавом Деляжем для нового гоночного и рекордного самолета, предназначенного для участия в гонках Дойч де ла Мерта 1921 года. Старт этих гонок был запланирован на 1 октября и должен был состояться в аэропорту Этампа. Подобно Эбермону Густав Деляж пришел к выводу, что для достижения более высоких рекордных скоростей от компоновки самолета-биплана придется оказаться, хотя в вопросах прочности и веса конструкции последняя выглядела все еще предпочтительно.

Новый самолет получил обозначение Sesquiplane (номер типа, присваиваемого компанией, никогда не публиковался и в перечне типов компании отсутствует). Это был ярко выраженный высокоплан с прикрепленными к верхней части фюзеляжа консолями крыла. Для увеличения жесткости конструкции консоли крыла длинными подкосами были соединены с шасси. Несмотря на название «полутораплан» самолет следовало бы назвать «одно- и немного план», поскольку нижняя несущая поверхность представляла собой небольшую аэродинамическую поверхность, закрывавшую межколесную ось и соединявшуюся подкосами с консолями крыла. В основе конструкции нового самолета лежал NiD-29V; он также имел деревянный монококовый фюзеляж, покрытое полотном цельнодеревянное двухлонжеронное крыло и 320-сильный (235 кВт) рядный двигатель HS-8Fb. Главным конструктором гоночного и рекордного самолета Sesquiplane был Андре Мари.

Для участия в гонках были изготовлены два самолета. Бело-красную машину со стартовым номером 6 пилотировал Сади-Леконт, желто-синюю «семерку» – Жорж Кирш (George Kirsch). Во время испытаний в Виллакубле Сади-Леконт 26 сентября установил новый мировой рекорд скорости – 330,275 км/ч. После начала гонки Сади-Леконт показывал хороший результат, но спустя 50 минут после старта воздушный винт сломался. Сади-Леконд был вынужден прекратить гонку и совершить вынужденную посадку. Самолет получил повреждения крыло, но сам пилот получил незначительные травмы. Победителем стал Кирш со средней скоростью 278,36 км/ч. Жорж Кирш, который во время гонки сильно пострадал от перегретого двигателя и обожженных ног. Очень опасный соперник итальянец Франческо Брак-Папа (Francesco Brack-Papa) летал на разработанном Челестино Розателли биплане FIAT R-700 и также разбился. Второе место занял Фернан Ласн (Fernand Lasne) на биплане NiD-29V.

гоночный и рекордный самолет Nieuport-Astra Sesquiplane; снимки из архива автора статьи

гоночный и рекордный самолет Nieuport-Astra Sesquiplane; снимки из архива автора статьи

гоночный и рекордный самолет Nieuport-Astra Sesquiplane; снимки из архива автора статьи

гоночный и рекордный самолет Nieuport-Astra Sesquiplane; на снимке хорошо показаны размещенные под фюзеляжем два радиатора Ламблена

гоночный и рекордный самолет Nieuport-Astra Sesquiplane; на снимке хорошо показаны размещенные под фюзеляжем два радиатора Ламблена

К 1922 году компания Nieuport-Astra подготовила ряд новинок. Сохранившийся с 1921 года Sesquiplan получил новое крыло той же площади, но с другими законцовками (вместо полукруглых они стали близкими к трапециевидным), и 363-сильный (267 кВт) двигатель HS-8Ff. На модернизированном самолете 21 сентября 1922 года Сади-Леконт установил новый рекорд скорости 341,23 км/ч, но несколько раньше – 10 сентября – он в Виллакубле смог разогнать машину до 358 км/ч. [1]

Жозеф Сади-Леконт у гоночного и рекордного самолета Nieuport-Astra Sesquiplane; 1922 год

Жозеф Сади-Леконт у гоночного и рекордного самолета Nieuport-Astra Sesquiplane; 1922 год

Еще одной большой надеждой компании был полутораплан NiD-34, оснащенный британским 475-сильным (350 кВт) двигателем Sunbeam-Coatalen , но из-за абсолютной ненадежности авиамотора работы над самолетом прекратились до завершения строительства планера. Следует сказать, что в те годы у Густава Деляжа словно возникла какая-то одержимость полуторапланами. В виде полуторапланов Деляж проектировали истребители, бомбардировщики и гоночные самолеты, увеличивая расположенную у шасси аэродинамическую поверхность до небольшого крыла причудливых форм. Причудливую форму приобретало даже основное крыло, поскольку Густав Деляж стремился переместить сиденье двигателя вперед как можно ближе к двигателю.

схема гоночного и рекордного самолета Nieuport-Astra Sesquiplane; рисунок инженера Зденека Одехнала

схема гоночного и рекордного самолета Nieuport-Astra Sesquiplane; рисунок инженера Зденека Одехнала

Именно такой монстр – гоночный самолет NiD-41 Course – появился в Этампе со стартовым номером 6. Он был получен путем переделки из прототипа истребителя NiD-37C-1, и его сверхфорсированный двигатель HS-8Fb развивал мощность в 400 л.с. (294 кВт). Однако Сади-Леконт не смог оторвать его от земли и был вынужден лететь на гоночном самолете Sesquiplane со стартовым номером 5. Трассу он шел ровно и был фаворитом, но в середине гонки одна свеча зажигания вышла из строя, и последовавшая затем авария означала конец. К счастью не Сади-Леконта, который остался жив. Все фавориты сошли с дистанции и победителем стал Фернан Ласн на биплане NiD-29V со стартовым номером 4. Что касается Сади-Леконта и компании Nieuport, то он смог установить мировой рекорд скорости на дистанции 100 километров – 325 км/ч, и поскольку машины компании два года подряд выигрывали гонки, то кубок Дойч де ла Мерта навсегда оставался во Франции.

прототип истребителя NiD.37 С1 на парижском авиашоу 1922 года

прототип истребителя NiD.37 С1 на парижском авиашоу 1922 года

гоночный и рекордный самолет NiD.37, построенный для участия в гонках Дойч де ла Мерт 1922 года

гоночный и рекордный самолет NiD.37, построенный для участия в гонках Дойч де ла Мерт 1922 года

Поврежденный Sesquiplan, которому было присвоено собственное имя Eugene Gilbert, был довольно легко восстановлен и немного модернизирован. Вскоре из Америки пришли разочаровывающие известия: на престижных состязаниях на приз газетных магнатов братьев Пулитцер приняли участие самолеты, которые угрожали французскому первенству в скорости. Вскоре это произошло: 18 октября 1922 года Уильям (Билли) Митчелл на гоночном биплане Curtiss R-6 установил мировой рекорд скорости 358,92 км/ч. Сади-Леконт не мог не ответить, но характеристик гоночного самолета Eugene Gilbert было недостаточно. В Истре в новогоднюю ночь он достиг лишь 347,83 км/ч, а 2 января 1923 года – всего 348 км/ч.

гоночный и рекордный самолет NiD.41 Sesquiplan Eugène Gilbert, установивший мировой рекорд скорости

гоночный и рекордный самолет NiD.41 Sesquiplan Eugène Gilbert, установивший мировой рекорд скорости

Последовали лихорадочные изменения самолета: установка 400-сильного (294 кВт) двигателя Wright H-3, который был американской модификацией изготавливаемого по лицензии французского авиамотора HS-8Fb, установкой поверхностных радиаторов на нижней поверхности крыла и ряда аэродинамических усовершенствований. 15 февраля 1923 года Сади-Леконт вернут Франции мировой рекорд скорости: в присутствии комиссаров ФАИ он на мерной трассе показал среднюю скорость 375,13 км/ч. После рекордного полета машина приземлилась на скорости 180 км/ч и остановилась после полукилометрового пробега. Это указывало на будущие трудности новых рекордных самолетов. А в отношении упитанного Жозефа Сади-Леконта главный редактор британского журнала «The Aeroplane» К. Дж. Грей (C. G. Grey) отметил своим острым пером:

«Чем толще, тем быстрее».

В 1924 году компания Nieuport-Astra построила гоночный высокоплан NiD-42S, который внешне походил на Sesquiplane, но был оснащен 600-сильным (441 кВт) рядным двигателем HS 12Hb. А этом же годук Сади-Леконт выиграл приз Бомона (75000 франков), показав скорость 311,24 км/ч; он прошел шесть раз над 50-километровой трассой при двух лучших показаниях. Но для мирового рекорда этого было недостаточно, и компания и пилот вскоре отказались от новых попыток.

Самые быстрые самолеты в мире. Часть 11 Гоночный и рекордный самолет Nieuport-Astra Sesquiplane, Франция 1921-23

гоночный и рекордный самолет NiD.42S

гоночный и рекордный самолет NiD.42S

В заключение следует сказать, что Nieuport-Astra Sesquiplane стал источником вдохновения для инженера Алоиса Шмолика (Alois Šmolík), разработавшего гоночный самолет Letov Š-8.

гоночный самолет Letov Š-8; окончательный вариант

гоночный самолет Letov Š-8; окончательный вариант

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Nieuport-Astra Sesquiplane

Назначение: гоночный и рекордный самолет

Вариант: 1921 1923
Размеры:
размах крыла, м 8,00 8,00
длина, м 6,10 6,10
площадь крыла, м² 11,00 11,00
Масса:
пустого, кг 740 770
взлетная, кг 980 1014
Летные характеристики:
максимальная скорость, км/ч 339 391

[1] в промежутке между рекордами скорости, которые в 1921 и 1922 годах установил Жозеф Сади-Леконт, итальянец Франческо Брак-Папа на коночном самолете FIAT R-700 показал скорость, которая могла претендовать на рекорд. 22 августа 1922 года в Мирафиори (Mirafiori) Брак-Папа разогнал свой «фиат» до 335,66 км/ч. Комиссары итальянского аэроклуба присутствовали при этом и зафиксировали результат, однако по неизвестной причине не стали его отправлять в ФАИ

источники:

текст – VÁCLAV NĚMEČEK «nejrychlejší letadla světa NIEUPORT-ASTRA SESQUIPLANE FRANCIE 1921-23» «L+K» 11/92, стр.12-13/652-653
часть фотографий взята в сети интернет

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account