Это обзор всех боевых самолётов, которые находились на вооружении Турции в период Второй Мировой Войны. Я постарался дать лишь самую краткую информацию, ибо список весьма внушительный. Характеристики самолётов давать не буду, по всем этим машинам информацию найти легко.
Содержание:
Истребители
Основной турецкий истребитель к началу Второй Мировой войны — польский экспортный PZL P.24. Они сменили французские Dewoitine D.21, которых имелась всего дюжина
Интересно, что сначала в 1934 году турецкое правительство собиралось закупить французские истребители Dewoitine D.510, но по политическим мотивам сделка сорвалась.
Сначала в 1936 году поступило 20 самолётов модификации P.24A, из которых 14 получены из Польши и 6 собраны в Турции на авиазаводе в Кайсери. В 1937 году из Польши было поставлено 26 самолётов P.24C и 20 собрано в Турции. В 1939 году было в Турции собрано два истребителя модификации P.24G. Самолёты использовались до 1943 года в качестве перехватчиков, после чего их отправили в лётные школы.
Единственный сохранившийся экземпляр истребителя находится в Музее авиации в Йеилкёй-Стамбул.
Ещё в начале 30-х было приобретено и собрано из деталей 24 истребителя Curtiss Hawk II, потом было собрано ещё 6 самолётов, а позже ещё 40 самолётов Hawk III. В начале войны они ещё оставались в первой линии, но потом перешли в разряд учебных. Списаны были лишь в 1945 году.
В 1940 году из Франции были поставлены или собраны в Турции 36 истребителей Morane-Saulnier MS.406. Самолёты находились в первой линии до 1943 года, потом были отправлены лётную школу.
В течении войны было получено 164 британских самолёта Hawker Hurricane различных модификаций. Истребителей модификации Mk. I было получено 15 в 1939 году, ещё 15 — в 1940 году, следующие 5 — в 1943-м. В 1943 году начались поставки модификации Mk. II всего за год турки получили 47 истребителей. Затем последовало ещё 38 истребителей и 44 самолёта разведывательной модификации, которые получены в начале 1944 года.
В 1942 году со складов британской авиации в Турцию были отправлены 42 американских истребителя Curtiss P-40B (в британской авиации Tomahawk Mk.II). Они были уже в не лучшем состоянии и в 1944 году сняты с вооружения.
В 1943 году британцы передали ещё 24 истребителя Curtiss P-40D (в британской армии — Kittyhawk). Эти самолёты тоже были в неважном техническом состоянии и служили лишь до 1944 года.
Британские истребители Supermarine Spitfire впервые попали в Турцию ещё в 1938 году. Правда всего один самолёт. Ещё два прибыли в 1940 году, но их в 1942 году вернули англичанам. Полноценные же поставки начались летом 1944 года, когда поступило 39 Spitfire Mk.V. В 1945 году поступил ещё 71 истребитель и 3 разведчика.
В 1943 году в обмен на поставки железной и хромовой руды Германия поставили 71 истребитель Focke-Wulf FW.190A3. Самолёты оставались на вооружении до 1947 года.
Упомяну ещё, что 2 французских истребителя Dewoitine D.21, были закуплены в 1926 для испытаний. По итогам в 1927 году были приобретены ещё 10 Dewoitine. Они оставались на действительной службе до 1936 года, затем их заменили PZL P.24. Самолёты были изношены, но могли быть использованы как лёгкие штурмовики.
Теперь про самолёты непосредственной поддержки
В 1937-1938 годах в Турцию было поставлено 40 американских лёгких штурмовиков Vultee V-11-GBT (T означает Турция). Они заменили старые Breguet XIX. Оставались на вооружении до 1947 года.
Французских бомбардировщиков-разведчиков Breguet XIX разных модификаций в Турцию поступило 20 из Франции и 50 лицензионных из Югославии. По другим источникам их было больше, но значительную часть в любом случае успели списать. К началу Второй Мировой они использовались как учебно-тренировочные, но в случае необходимости ещё могли применяться как лёгкие ночные, и даже дневные бомбардировщики.
В 1939-1940 годах британцы поставили в Турцию 36 многоцелевых самолётов поддержки сухопутных войск Westland Lysander Mk.II. В основном они использовались турками использовались в качестве учебных и буксиров-мишеней, реже разведчиков. Хотя могли применять и как лёгкие штурмовики.
Бомбардировщики турецких ВВС
В 1937-38 годах было куплено и получено из Германии 24 бомбардировщика Heinkel He.111. Они использовались до 1945 года, но указано, что были большие проблемы с запчастями. В основном, детали привозили из Великобритании от сбитых в английском небе немецких самолётов.
Договорённость с британским правительством о поставках бомбардировщиков Fairey Battle в Турцию была достигнута ещё до Второй Мировой войны. Но полученные 30 самолётов были изначально отправлены в Польшу. Так как к тому времени Польша капитулировала, самолёты перенаправили, и в начале 1940 года их получила турецкая авиация. До 1944 года они служили в качестве лёгких бомбардировщиков и разведчиков, после чего перешли в разряд учебных.
До начала Второй Мировой войны Турция получила 40 бомбардировщиков Bristol Blenheim Mk I. В 1942 году к ним добавилось 3 самолёта модификации Mk.IV, в 1943 году ещё 18 самолётов Mk V. Бомбардировщики активно использовалась до 1944 года, после чего их начали заменять. Последние списали в 1947 году.
В 1941 году было куплено 20 американских бомбардировщиков Martin 139 WT. От состоявших на вооружении авиации США бомбардировщиков B-10 они отличались двигателями. Самолёты оставались на вооружении до 1946 года, 4 из них разбилось. К 1945 году из 16 самолётов 12 было исправно.
После бомбардировок Плоешти в 1942 году четыре бомбардировщика Consolidated B-24 Liberator сели на вынужденную в Турции. Ещё семь также оказались в Турции в 1943 году. Самолёты были интернированы, из них 5 удалось привести в рабочее состояние, и они состояли на вооружении до 1947 года.
Американские бомбардировщики Martin Baltimore были закуплены в самом конце войны. 24 поступили летом 1944 года, а ещё 46 осенью того же года. Надо отметить, что, хотя самолёт американский, поступал он в британскую авиацию, где турки их и купили.
В 1944 году началась поставка в Турцию 32 торпедоносцев Bristol Beaufort. Они поступили уже в самом конце войны и оставались на вооружении до 1947 года. Впрочем, их правильнее рассматривать в морской авиации.
Морская авиация Турции
В 1933 году для замены устаревших летающих лодок Rohrbach Rodra Ro.III было закуплено 6 британских самолётов Supermarine Southampton Mk.II. Они прослужили в качестве разведчиков и морских бомбардировщиков до 1943 года.
В 1937 году было куплено ещё 6 британских летающих лодок Supermarine Walrus. Служили как разведчики и торпедоносцы до 1947 года.
Ну и обязательно надо учесть хотя бы некоторые самолёты, которые в боевых частях уже не состояли или них не предназначались, но могли быть использованы.
В 30-е годы было приобретено 16 чехословацких разведчиков Letov S.16T “Smolik”. Из них 10 оставались на службе до 1940 года, правда, уже в качестве учебных. Однако, использованы быть могли.
В 1937 году Турция получила 6 учебных и вспомогательных самолётов Focke-Wulf FW.58K Weihe и 20 FW.44 Stieglitz. Использовались для подготовки штурманов и пилотов бомбардировочной авиации. В 1943 году они использовались в качестве самолётов связи, в 1945 году были списаны. Самолёты могли нести пулемёты и бомбы и в этом качестве могли использоваться (и использовались Люфтваффе) турками, как лёгкие ночные бомбардировщики.
В этой же роли могли использовать британские самолёты аналогичного назначения Avro Anson, которых в 1940 году было куплено 25 машин.
В качестве лёгких бомбардировщиков и разведчиков могли использоваться американские учебные самолёты Curtiss-Wright CW-22, которых до 1940 года в Турцию поставлено 100 штук.
Учебные германские самолёты Gotha Go.145 также использовались немцами на Восточном фронте в качестве ночных беспокоящих бомбардировщиков (как наши У-2) и вполне могли также применяться турками. 3 таких самолёта были поставлены ещё до войны из Германии и 43 произведено по лицензии.
Ну вот теперь вы представляете, какие именно самолёты были в Турции, в первую очередь об их общем количестве.