Самолёты-разведчики и лёгкие бомбардировщики Aviatik B.III (серия 33). Австро-Венгрия

15

Самолёты-разведчики и лёгкие бомбардировщики Aviatik B.III (серия 33). Австро-Венгрия

Уже в начале 1913 года компания Automobil und Aviatik A.G., Mühlhausen (Mülhousen; ныне Мюлуз), Эльзас, попыталась открыть филиал, который должен был специализироваться в авиастроении. Филиал должен был функционировать в Венгрии, входившей в то время в состав Дунайской монархии. В том же году филиал обанкротился, но год спустя 3 июня 1914 года венский филиал компании – Automobil und Aviatik Weiser und Sohn A.G. – открыл отделение Oesterreichisch-Ungarische Flugzeugfabrik «Aviatik» G.m.b.H. (Aviatik) с намерением производить для австро-венгерских ВВС, тогда еще называвшихся Luftschiffabteilung (LA; воздухоплавательный отдел) и полностью подчинявшихся (выполнение задач наблюдения) артиллерии.

Австро-венгерская компания Aviatik привлек внимание специалистов и общественности созданием элегантного и современного для 1914 года самолета (моноплан-парасоль) для участия в гонках на кубок Шихта. Однако в апреле 1914 года самолет разбился и его а конструктор и пилот Раймунд Пичманн (Raimund Pitschmann) погиб под обломками машины. Однако катастрофа не помешала командованию LA заказать у компании Aviatik серию из семи многоцелевых бипланов. Эти машины представляли собой дальнейшее развитие самолета, созданного немецкой компанией Aviatik для третьего международного конкурса, состоявшегося в июне 1914 года. На состязаниях машины не добились там большого успеха, месяц спустя (28 июля 1914 года) разразилась Первая Мировая война, и самолеты компании Aviatik стали объектом пристального внимания военных как Германии. Так и Австро-Венгрии.

Венская компания Aviatik начала серийное производство заказанных самолетов, при этом некоторые детали все еще импортировались у немецкого партнера. В течение 1915 года компания изготовила 70 самолетов для LA. Одновременно в компании был проведен ремонт аэропланов других компании (среди отремонтированных машин первое место занимаю самолеты компании Fokker).

Также в венской компании была начата разработка самолетов собственной конструкции, но результаты работы Карла Ильнер (Karl lllner) оказались неубедительными. Только в 1916 году компании удалось заполучить опытного главного инженера Юлиуса Берга (Julius Berg), и ситуация изменилась. Помимо того, что австро-венгерская компания Aviatik стала полностью независимой от одноименной немецкой компании, но благодаря усердию и новаторству руководства и наращиванию темпов производства стало возможным разрабатывать один прототип за другим и запускать некоторые машины в серийное производство для ВВС Австро-Венгрии, получившее новое название Императорско-королевские военно-воздушные силы (Kaiserliche und Königliche [K.u.K.] Luftfahrtruppen – LTF). При создании всех этих машин главную роль сыграл Юлиус Берг.

Авиационным арсеналом (K.u.K. Fliegerarsenal, сокращённо Flars) компании Aviatik был присвоен номер 30, который использовался для обозначения прототипов и который использовался в обозначении серийных машин. К ним относятся учебный самолет и самолет наблюдения Aviatik B.II серий 32 и 34, а также многоцелевые самолеты B.III серии 33; разработанные в начале 1915 года. Их главным конструктором был Карл Ильнер, сотрудничавший с инженером Альфредом Гасснером (Alfred Gassner). Фактически это была первая самостоятельная конструкция венской компании Aviatik без какого-либо влияния со стороны одноименной немецкой компании.

схема самолёта-разведчика и лёгкого бомбардировщика Aviatik B.III (серия 33)

схема самолёта-разведчика и лёгкого бомбардировщика Aviatik B.III (серия 33)

В апреле 1915 года командование LFT подписало с руководством компании Aviatik на производство 25 самолетов B.III серии 33, но работы по изготовлению самолетов затянулись, поэтому LFT перенесли заказ на более раннюю, но более-менее современную модель B.II серии 32. В сентябре 1915 года B.III, наконец, прошел испытания в FLARS, и LFT возобновили заказ на B.III, увеличив количество до 28 экземпляров. В апреле 1916 года заказ был увеличен еще на 24 единицы, при этом ожидалось, что поставки машин с регистрационными номерами 33.01-33.52 будут завершены к маю 1916 года. Однако в ходе доработки до варианта для серийного производства B.III продемонстрировал множество недостатков, которые необходимо было устранить. В работах по доводке конструкции машины принимал участие видный аэродинамик и теоретик профессор Рихард фон Мизес. В конечном итоге на рубеже 1915 и 1916 годов компания Aviatik справилась со вставшей передней проблемой.

самолёт-разведчик и лёгкий бомбардировщик Aviatik B.III (33.18) во время испытаний во FLARS; Асперн, март 1916 года

самолёт-разведчик и лёгкий бомбардировщик Aviatik B.III (33.18) во время испытаний во FLARS; Асперн, март 1916 года

самолёт-разведчик и лёгкий бомбардировщик Aviatik B.III (серия 33) с поднятой хвостовой частью (в т.н. полетном положении). Межкрыльевые стойки были серыми

самолёт-разведчик и лёгкий бомбардировщик Aviatik B.III (серия 33) с поднятой хвостовой частью (в т.н. полетном положении). Межкрыльевые стойки были серыми

Уже в феврале 1916 года первые серийные B.III (серия 33) были переданы авиационным ротам (Fliegerkompane – Flik) №№5, 10, 14, 20, 22 и 27, которые действовали на восточном фронте. Эти машины не стали популярными у фронтовых летчиков: они были медленными, сложными в управлении, чувствительными к положению центра тяжести и, следовательно, неустойчивыми. Общим мнением фронтовых летчиков в отношении B.III было «жалкие машины». В результате B.III не долго задержались в составе фронтовых авиационных рот и постепенно были выведены в тыл для использования в качестве учебных, почтовых и связных. Однако и в тылу летчики-инструкторы были не в восторге от B.III.

05 – самолёт-разведчик и лёгкий бомбардировщик Aviatik B.III (33.30) был принят LTF в июне 1916 года и затем в составе Flik 27 воевал на русском фронте. На трубчатой кольцевой конструкции установлен пулемет Swarzlose

Avaitik B.III серии 33 имел цельнодеревянную конструкцию. Основу фюзеляжа составляла деревянная ферменная конструкция; в качестве обшивки использовалась фанера. В передней части фюзеляжа устанавливался шестицилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения Austro-Daimler AD6 серии 17, развивавший мощность 160 л.с. (118 кВт) и вращавший двухлопастный деревянный винт фиксированного шага. Коробчатый радиатор располагался над двигателем перед передней кромкой верхнего крыла.

Интересной была плотная кабина двух членов экипажа, в которой летчик сидел сбоку ближе к левому борту, а наблюдатель на поворотном сиденье сразу за ним справа (если он сидел лицом к направлению полета, он мог вытянуть ноги вперед рядом с креслом пилота). В задней части двухместной кабины размещалась трубчатая кольцевая конструкция, на которой устанавливался подвижный оборонительный пулемет Schwarzlose M7/12 калибра 8 мм. Возможность нести 60-кг бомбы использовалась редко.

снимок крупным планом кабины экипажа с широкой трубчатой кольцевой конструкцией. Управление самолетом осуществлялось с помощью рулевого колеса

снимок крупным планом кабины экипажа с широкой трубчатой кольцевой конструкцией. Управление самолетом осуществлялось с помощью рулевого колеса

Основу несущих поверхностей неравного размаха составлял два лонжерона. В качесвте обшивки использовалось полотно. Элеронами было оснащено только верхнее крыло. Киль и стабилизатор имели фанерную обшивку, рули высоты и направления, равно как и элероны, имели сваренный из труб силовой набор и полотняную обшивку. Металлические межкрыльевые стойки и расчалки образовывали двухстоечную бипланную коробку с дополнительными наклонными боковыми подкосами. Консоли верхнего крыла соединялись с фюзеляжем четырьмя кабанными стойками.

Шасси самолета имело классическую конструкцию с межколесной осью, получившей амортизацию в виде резиновых жгутов.

Даже учебные B.III оставались оснащенным одинарным управлением. Исключение составлял B.III (33.27), который был модифицирован и получил двойное управление.

самолёты-разведчики и лёгкие бомбардировщики Aviatik B.III (серия 33) поставлялись без камуфляжа в цветах лакированных материалов, полотна и фанеры. Только межкрыльевые стойки, опоры стоек шасси и другие металлические детали были серыми или черными. Листы алюминия, из которых был изготовлен капот двигателя были серыми. Колеса обычно не имели закрывавших спицы колпаков

самолёты-разведчики и лёгкие бомбардировщики Aviatik B.III (серия 33) поставлялись без камуфляжа в цветах лакированных материалов, полотна и фанеры. Только межкрыльевые стойки, опоры стоек шасси и другие металлические детали были серыми или черными. Листы алюминия, из которых был изготовлен капот двигателя были серыми. Колеса обычно не имели закрывавших спицы колпаков

В заключение следует сказать, что в 1917 году самолёты Aviatik B.III серии 33 использовались в учебных Flik и запасных авиаотрядах (Fliegerersatzkompanie – Flek) №№3, 4, 14 и 15 в количествах, которые к окончанию войны постепенно уменьшались.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Aviatik B.III (серия 33)

Назначение: самолёт-разведчик и лёгкий бомбардировщик

Статус: серийное производство

Компания-производитель: Oesterreichisch-Ungarische Flugzeugfabrik «Aviatik» G.m.b.H., Вена

Экипаж: 2 человека

Силовая установка: один шестицилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения Austro-Daimler AD6 серии 17, развивавший мощность 160 л.с. (118 кВт) и вращавший двухлопастный деревянный винт фиксированного шага

Размеры:

размах крыла
• верхнего 15,30 м
• нижнего 11,27 м
длина 9,40 м
высота 3,47 м
площадь крыльев 42,20 м²

Масса:

пустого самолета 920 кг
взлетная 1357 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость у земли 122 км/ч
крейсерская скорость 105 км/ч
время набора высоты 1000 метров 8 мин 5 с
практический потолок 5000 м
продолжительность полета 3 ч

Количество изготовленных: 52 экземпляра

источник: Text a kresby: Miroslav Balous Vykres: Petr Kolmann «Letadla 14-18. Aviatik B.III (33)» «Letectví + kosmonautika» 2018-01, str.54-55

перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-samolety-razvedchiki-i-legkie-bombardirovschiki-aviatik-biii

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

6 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account