Статья Михаила Быкова с сайта WARSPOT.
Данная статья продолжает цикл публикаций, призванный систематизировать информацию о материальной части советских истребительных авиаполков периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
7-й истребительный авиационный полк был сформирован в апреле 1938 года в Ленинградском военном округе на основе 13-й отдельной истребительной авиаэскадрильи ВВС ЛВО в составе четырех эскадрилий на самолетах И-16. Полк принимал активное участие в советско-финской войне 1939-40 гг., став самой результативной авиачастью ВВС КА (летчиками полка в воздушных боях было сбито, по советским данным, 68 самолетов противника). В боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны 7-й ИАП участвовал с 22 июня 1941 г. до ее победного окончания в мае 1945-го (с перерывами на доукомплектование, перевооружение и отдых).
7 марта 1942 г. за образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм приказом НКО СССР 7-й ИАП был преобразован в 14-й Гвардейский истребительный авиационный полк.
Всего за период участия в боях ВОВ летным составом полка, по официальным данным, выполнено 12 976 боевых вылетов, в воздушных боях сбито 325 самолетов противника и 3 аэростата наблюдения. Свои безвозвратные потери по всем причинам составили 169 самолетов и 91 летчик.
В период участия в Великой Отечественной войне полк имел на вооружении и эксплуатировал в боях следующие типы самолетов-истребителей:
И-153 и И-16. Перед началом войны 7-й ИАП базировался на аэродроме Майсниеми. В начале месяца три эскадрильи были направлены на другой аэродром (Горелово), где до 20 июня 1941 г. 30 наиболее опытных летчиков полка освоили самолеты МиГ-3 (с началом боевых действий они поступили в подчинение командования 7-го ИАК ПВО). Остальной летный состав тренировался на И-153 (которых на 22 июня имелось 61, но 6 из них было неисправно), оставаясь в Майсниеми. Фактически начало войны полк встретил разделенным на две части. Уже 27 июня находившиеся в Майсниеми летчики 7-го, 157-го, 191-го, 192-го и 193-го ИАП вместе со своими самолетами были сведены в одну авиагруппу под командованием майора Г. М. Галицына (командира 193-го ИАП), за которой сохранили наименование «7-й истребительный авиационный полк». Всего сформировали четыре эскадрильи, три из которых были целиком укомплектованы И-153, а четвертая имела смешанный состав из И-153 и И-16.
«Чайки» интенсивно использовались полком (преимущественно для штурмовки наземных целей), неуклонно сокращаясь в численности из-за потерь и организационных преобразований, вплоть до вывода полка на доукомплектование и переучивание в мае 1942 г., когда все уцелевшие бипланы были сданы в резерв ВВС Ленинградского фронта. «Ишаки» же, ввиду своей изначальной малочисленности, в боевой работе полка заметной роли не сыграли. В конце второй декады августа 1941 г. все И-16 вместе с летчиками были переданы в состав 153-го ИАП.
МиГ-3. Истребители данного типа появились в переформированном 7-м ИАП 27 июня 1941 г., когда в состав нового полка включили эскадрилью из 9 МиГ-3, перелетевшую с аэродрома Горелово. При этом оставшаяся в Горелово группа летного состава в течение июля продолжала вести боевую работу в подчинении штаба 7-го истребительного авиакорпуса ПВО, также сохраняя (судя по сохранившимся документам) за собой наименование «7-й ИАП». Спустя месяц, 25 июля, 10 наиболее подготовленных пилотов из группы летного состава, находившейся на аэродроме Горелово, переведены в 19-й ИАП. На основе остальной группы был сформирован новый авиаполк, получивший наименование «428-й ИАП». Эскадрилья МиГ-3 действовала в составе нового 7-го ИАП до 4 октября 1941 г., когда она была в полном составе вместе с летчиками передана в 153-й ИАП.
Як-1. 12 мая 1942 г. личный состав 14-го Гв.ИАП прибыл в учебно-тренировочный центр ВВС Ленинградского фронта для освоения истребителей Яковлева, и уже в конце августа одна эскадрилья полка по получении 10 Як-1 начала боевую работу на фронте. Оставшаяся часть полка продолжала освоение матчасти в УТЦ ЛФ. В полном составе трех эскадрилий полк приступил к боевой работе на Як-1 10 февраля 1943 г. Эти самолеты использовались 14-м Гв.ИАП до середины декабря того же года.
Як-9. 21 декабря 1943 г. 24 летчика полка во главе с командиром части убыли в г. Химки Московской области для получения истребителей Як-9 на аэродроме авиазавода № 301. На новой матчасти 14-й Гв.ИАП возобновил боевую работу в середине января 1944 г. и продолжал эксплуатировать «девятки» до конца войны. При этом с ноября 1944 г. боевых действий полк фактически не вел и занимался по плану учебно-боевой подготовки, прикрывая побережье Эстонии и оставаясь в готовности усилить авиационную группировку советских войск в Курляндии.
источник: http://warspot.ru/1947-samolety-sovetskih-istrebitelnyh-aviapolkov-chast-xiii