Статья Михаила Быкова с сайта WARSPOT.
Данная статья продолжает цикл публикаций, рассказывающих о том, какими были самолеты СССР Второй мировой войны. Цикл призван систематизировать информацию о материальной части советских истребительных авиаполков периода Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.
71-й истребительный авиационный полк ВМФ был сформирован в сентябре 1940 г. в составе Краснознаменного Балтийского флота на основе 94-й отдельной истребительной авиаэскадрильи ВВС КБФ. В боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны участвовал с 22 июня 1941 года до ее победного окончания в мае 1945-го (с перерывами на доукомплектование, перевооружение и отдых).
31 мая 1943 г. за проявленную отвагу в боях за Отечество с немецкими захватчиками, за стойкость и мужество, дисциплину и организованность, за героизм приказом НК ВМФ СССР 71-й ИАП был преобразован в 10-й Гвардейский истребительный авиационный полк ВВС ВМФ. Всего за период участия в боях ВОВ летным составом полка, по официальным данным, выполнено более 20 000 боевых вылетов, в воздушных боях сбито 197 самолетов противника.
В период участия в Великой Отечественной войне полк имел на вооружении и эксплуатировал в боях следующие типы самолетов-истребителей:
И-153 и И-15бис. Бипланы Поликарпова являлись основой боевого состава полка на момент начала боевых действий, и полк продолжал активно использовать их в боевой работе практически до середины войны – вплоть до перевооружения на новую матчасть. Так, на начало марта 1942 г. 71-й ИАП имел в боевом составе 21 И-153 и 14 И-15бис; на середину мая 1943 г. – 9 И-153 и 12 И-15бис. 10 июля 1943 г., сдав всю устаревшую матчасть, полк убыл на тыловой аэродром Новая Ладога для доукомплектования и освоения истребителей Ла-5.
МиГ-3 и Як-1. На начало войны в полку имелось по несколько истребителей этих новых типов, однако какой-либо заметной роли в боевой работе части они не сыграли, и в конце августа все были сданы в состав 5-го ИАП ВВС КБФ, после чего в 71-м полку на вооружении надолго оставались только машины устаревших типов.
И-16. Монопланами Поликарпова 71-й ИАП был пополнен единовременно в марте 1942 г., кода в состав полка была передана 1-я эскадрилья 11-го ИАП ВВС КБФ на самолетах И-16. «Ишаки» использовались вместе с «чайками», зачастую составляя смешанные группы при выполнении боевых заданий. На середину мая 1943 г. в боевом составе части еще имелось 7 И-16. При убытии полка на доукомплектование и перевооружение в июле 1943 г. все уцелевшие машины были сданы в другие части ВВС КБФ.
Ла-5. На истребители данного типа 10-й Гв.ИАП КБФ был целиком перевооружен к концу 1943 г. 13 января следующего года полк завершил программу переучивания личного состава на Ла-5, перебазировался на аэродром Бычье Поле и возобновил боевую работу в составе 1-й Гв.ИАД ВВС КБФ, которую вел до победного окончания войны 9 мая 1945 г. На эту дату 10-й Гв.ИАП имел в боевом составе 40 «лавочкиных».
источник: https://warspot.ru/1361-samolety-sovetskih-istrebitelnyh-aviapolkov-chast-ix