Самолеты-разведчики и истребители Martinsyde S.1. Великобритания

1

Перед Первой Мировой войной почти все авиационные заводы представляли собой относительно небольшие мастерские. К их числу принадлежала и компания Martin & Handasyde, расположенная на ипподроме в Брукландсе в предместье Лондона. В предвоенные годы эта компания отметилась несколькими элегантными монопланами. Затем летом 1914 года, очевидно под влиянием таких успешных машин, как Bristol Scout и Sopwith Tabloid, компанией был построен первый самолет-биплан, первоначально предназначавшийся для спортивных полетов. Возможно, по этой причине самолет получил обозначение S.1. Во время создания прототипа S.1 компания Martin & Handasyde сменила название на Martinsyde. Прототип S.1 был закончен за неделю до начала войны, и это в корне изменило судьбу новой машины.

Этот небольшой биплан имел классическую конструкцию тех лет: цельнодеревянный силовой набор и полотняную обшивку; исключением была фанерная обшивка передней части фюзеляжа (до кабины включительно) и капот двигателя из алюминиевых листов. Самолёт получился очень похожим на Sopwith Tabloid, в особенности характерным капотом ротативного семицилиндрового двигателя Gnome, развивавшего мощность 80 л.с.. Отличием от машины компании Sopwith были основные стойки шасси: перед основными колесами были установлены опоры с расположенными на их концах небольшими колесами. Данное техническое решение предотвращало капотирование самолета при посадке и движении по наземной поверхности.

Уже в августе 1914 года прототип S.1 был принят военными. После завершившихся 25 сентября испытаний машина была принята на вооружение и 12 октября была передана 1-й эскадрилье Королевского летного корпуса (Royal Flying Corps – RFC). Х. П. Мартин (H. P. Martin) – один из владельцев компании Martinsyde – с самого начала предполагал военное применение S.1 и уже в начале войны принял решение изготовить пятьдесят самолетов данного типа. Чутье не обмануло Мартина: вскоре после завершения испытаний прототипа был заключен контракт на производство серии из 12 машин, большая часть которых была поставлена RFC в конце 1914 года.

5 января 1915 года для боевых действий во Франции на фронт прибыл первый S.1, принадлежавший 5-й эскадрилье RFC. Два дня спустя к нему присоединился еще один самолет данного типа. 10 января 6-я эскадрилья получила один самолет, а ранней весной в составе различных воевавших на Западном фронте частей появились еще четыре S.1. Самолеты Martinsyde S.1 никогда не были многочисленными и, следовательно, не могли серьезно повлиять на ход боевых действий.

На фронте самолеты вооружались 7,7-мм пулеметами Lewis (одиночный пулемет размещался над центропланом верхнего крыла самолета вне зоны ометания винта) и использовались в качестве разведчиков и истребителей. 10 мая капитан (позднее полковник) Луис Э. Стрейндж (Louis A. Strange) из состава 6-й эскадрильи на S.1 преследовал над Менином (Menin). Бельгия, немецкий Aviatik C.I. В ходе этого преследования Стрейнджу пришлось поменять пулемету диск, который, впрочем, заклинило. Капитан Стрейндж привстал, высунувшись наполовину из кабины и сжимая коленями ручку управления. Набиравший высоту S.1 неожиданно завалился на спину и свалился в перевернутый штопор, оставив пилота зависшим в пространстве и держащимся руками за диск! В конце концов ему удалось вернуться на свое место и у самой земли вывести самолет из штопора. Само собой разумеется, что парашюта у Стрейнджа не было.

В июле-августе 1915 года самолеты Martinsyde S.1 были выведены из состава 1-й, 5-й и 6-й эскадрилий, но 14 сентября одна такая машина ненадолго поступила на вооружение 12-й эскадрильи. До боевого применения самолёта, направленного 16 октября во Францию, дело не дошло. Зато "Мартинсайды" нашли применение в Месопотамии, где действовали в составе звена В 30-й эскадрильи; первые четыре S.1 были доставлены в Басру 26 августа 1915 года. В жарком и пыльном климате особенно сильно страдали двигатели машин, и потому боевых вылетов S.1 сделали немного. Тем не менее, когда британским командованием было принято решение занять иракский город Кут-эль-Амара (Kut-al-Imara), то 7 сентября 30-й эскадрильей была отправлена передовая группа из одного Farman MF.11 Shorthorn, одного Caudron G.3 (1 экз.) и двух Martinsyde S.1, один из которых 13 сентября разбился. Второй S.1 на 13 сентября был единственным пригодным к полетам самолетом дивизии генерал-майора Чарльза Таунсенда (Major General Charles Vere Ferrers Townshend). Три дня спустя майор Х. Л. Рейли (H. L. Reilly) на S.1 выполнил очень тщательную разведку турецких позиций в районе Эа-Синна (Ea-Sinn) и передал генералу Таунсенду всю необходимую для предстоящего сражения информацию. Этот же S.1 оказал союзникам ценные услуги, когда 6 октября капитан Петре (Petre) выполнил первый разведывательный полет над Багдадом, а 22 октября успешно бомбил арабский лагерь. Наконец, 21 ноября самолет был сбит зенитной артиллерией, и майор Рейли попал в плен. На следующий день был сбит еще один S.1. Единственная оставшаяся в Месопотамии машина данного типа скорее всего попала в руки туркам.

Всего было изготовлено чуть более шестидесяти самолетов Martinsyde S.1. Большая часть из них использовалась с простыми основными стойками шасси (с одиночными колесами и без дополнительных противокапотажных опор с небольшими колесами) в составе 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й, 6-й, 7-й, 9-й, 11-й, 14-й и 18-й резервной (учебной) эскадрилий, а также в расположенной в Апавоне (Upavon) центральной летной школе. Некоторые машины прослужили до весны 1916 года.

Несколько машин было выделено силам обороны метрополии (Home Defence) в Брукландсе, Дувре, Фарнборо, Хаунслоу (Hounslow), Джойс-Грине (Joyce Green), Нортхолте (Northolt) и Шорхэме (Shoreham) с задачей перехвата немецких дирижаблей. Каждый из этих истребителей-перехватчиков S.1 должен был брать в полет одновременно шесть бомб, двенадцать гранат Hales, 150 зажигательных стрел и пять бомб, наполненных порохом, – груз, который S.1 не мог поднять! Чего, впрочем, и не произошло…

Самолеты-разведчики и истребители Martinsyde S.1. Великобритания
схемы самолета-разведчика и истребителя Martinsyde S.1

Самолеты-разведчики и истребители Martinsyde S.1. Великобритания

под влиянием успеха самолетов Sopwith Tabloid и Bristol Scout, в конце лета 1914 года был создан прототип одноместного невооруженного самолета-разведчика Martinsyde S.1. Первоначально S.1 имел неуклюже выглядевшую тележку с четырьмя колесами, но к моменту съемки этого самолета (сер. № 4241) она была заменена на обычное шасси с V-образными стойками, двумя большими колесами и межколесной осью. Оснащенный 80-сильным ротативным двигателем Gnome самолет-разведчик Martinsyde S.1 развивал на уровне моря максимальную скорость 87 миль/ч (140 км/ч), и в целом его характеристики уступали его знаменитым предшественникам Sopwith Tabloid и Bristol Scout. В общей сложности был изготовлен 61 самолет типа S.1; машины были поставлены RFC в период с конца 1914 года по октябрь 1915 года. Ни одна часть полностью не оснащалась самолетами данного типа, и S.1 действовали в составе RFC в пяти эскадрильях во Франции и в различных эскадрильях в Месопотамии

Самолеты-разведчики и истребители Martinsyde S.1. Великобритания

Martinsyde S.I с четырёхколёсным шасси раннего типа

 

Самолеты-разведчики и истребители Martinsyde S.1. Великобритания

самолет-разведчик и истребитель Martinsyde S.1 оснащался 80-сильным двигателем Gnome (позднее машины данного типа получили 100-сильные Monosoupape Gnome) и был одним из самых удачных небольших самолетов, участвовавших в боях 1915-16 годов

Самолеты-разведчики и истребители Martinsyde S.1. Великобритания

британский самолет-разведчик и истребитель Martinsyde S.1 (рег. № 2449), на котором 10 мая 1915 года капитан Луис Э. Стрейндж пережил невероятные приключения во время преследования немецкого Aviatik C.I. С завода самолет был передан RFC неокрашенным с покрытой лаком обшивкой. В феврале 1915 года в расположенном в Сент-Омере (St. Omer) авиапарке самолет получил камуфляж путем простого покрытия верхних и боковых поверхностей полосами зеленого цвета. Нижние поверхности S.1 оставались неокрашенными. Опознавательные знаки в виде трехцветных сине-бело-красных кокард были нанесены на нижнюю поверхность нижнего крыла. Руль направления получил регистрационный номер и небольшой британский флаг

Самолеты-разведчики и истребители Martinsyde S.1. Великобритания

Martinsyde S.1 стал одним из первых истребителей, появившихся в составе RFC в начале 1915 года. Причиной этому стали воздушные бои, проходившие со все большей интенсивностью. Martinsyde S.1, вооруженный одним установленным над верхним крылом 7,7-мм пулеметом Lewis, применялся в качестве истребителя в небольших количествах без каких-либо заметных успехов. Кампания на Ближнем Востоке также отличалась применением авиации. Хотя оно имело меньшие масштабы, но часто обеспечивало решающие результаты. Данный Martinsyde S.1 (рег. № 4250) находится на неизвестном аэродроме в Египте, где, вероятно, использовался в качестве учебного. Однако в Месопотамии 30-я эскадрилья использовала два самолета S.1 с некоторым успехом, и, возможно, Martinsyde S.1 (рег. № 4250) был предназначен для данной части

Самолеты-разведчики и истребители Martinsyde S.1. Великобританияпервые самолеты, принимавшие участие боевых действиях в Месопотамии, где они использовались для обеспечения поддержки осажденным в Куте силам генерала Таунсенда, а также для их снабжения; журнал «Flight», 1916 год
Самолеты-разведчики и истребители Martinsyde S.1. Великобритания

Самолеты-разведчики и истребители Martinsyde S.1. Великобритания
варианты окраски самолетов-разведчиков и истребителей Martinsyde S.1

ЛЁТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Martinsyde S.1

Назначение: самолет-разведчик и истребитель

Компания-производитель: Martin & Handasyde (Martinsyde), Ltd., Брукландс, Байфлит, графство Суррей

Экипаж: 1 чел.

Силовая установка: один ротативный семицилиндровый двигатель Gnome, развивавший мощность 80 л.с. и вращавший двухлопастный деревянный винт

Размеры:

размах крыльев 8,43 м
длина 6,40 м
площадь крыльев 26,01 м²

Летные характеристики:

максимальная скорость у земли 140 км/ч

Примечание: другие данные не сохранились. Не исключено, что некоторые значения даже не были измерены

Источники: 

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account