Самолеты Дмитрия Григоровича. Часть 33
Последние из Д.П.Г. Спортивный самолет ДГ-55
В отношении этого аппарата в период его существования использовалось несколько названий: Э-2, «Комета», «Комсомолка». В конструкторском бюро Григоровича самолет определялся как «спортивный для туризма». Его появление напрямую связано с проведенным осенью 1934 г. скоростным авиаперелетом из Британии в Австралию. Абсолютным победителем этих гонок стал английский двухмоторный цельнодеревянный моноплан Де Хэвилленд «Комета» (D.H.88 Comet), оснащенный двигателями мощностью по 225 л.с. Из двух участвующих самолетов этого типа экземпляр с регистрационным номером G-ACSS преодолел 19 800 км за 70 ч 54 мин.
Итоги австралийского перелета и, особенно, моноплан «Комета» с заявленной максимальной скоростью 380 км/ч, вызвали большой интерес у советских инженеров. Известно, что тема воздушных гонок даже обсуждалась в руководстве авиапромышленности осенью 1934 г. Предполагалось, в частности, построить подобный самолет в военном варианте с дальностью полета 2500 км и бомбовой нагрузкой 300-500 кг. Задание на двухмоторный аппарат, подобный английской «Комете», передали на авиазавод №1 Григоровичу, который возглавил общее руководство по его созданию. Самолет получил наименование Э-2 (Экспериментальный – второй) и порядковый номер в системе обозначений Григоровича – ДГ-55. Непосредственным руководителем проектирования и постройки машины ДГ-55 являлся выпускник МВТУ, планерист, инженер С. Н. Люшин. Однако главными действующими лицами при создании самолета стали восемь девушек-конструкторов: М. А. Победоносцева, М. Скачкова, Н. Хмурец, В. Долгих, Л. Сибиркина, 3. Андреева, Е. Рожкова и М. Крылова.
Журнал «Самолет» №6 за 1936 г. писал:
«Перед нами стоит задача — создать такие самолеты, которые благодаря летным данным и несложности управления найдут широкое применение в системе связи, спортивных, тренировочных полетах и для обслуживания местных исполкомов. Исходя из этих соображений, завод им. Авиахима решил сконструировать спортивный самолет, полностью отвечающий требованиям, предъявляемым к массовой авиации. Поставленная задача успешно разрешена – завод сконструировал и закончил постройкой двухмоторный спортивно-тренировочный самолет Э-2.
История этого самолета несколько необычна: он полностью сконструирован и построен по чертежам восьми женщин: Марины Победоносцевой, Марии Скачковой, Наталии Хмурец, Веры Долгих, Лидии Сибиркиной, Зинаиды Андреевой, Лизы Рожковой и Марии Крыловой – конструкторов завода. Этой талантливой группе было дано четкое и очень серьезное задание: сконструировать современный легкий спортивный самолет.
В задание входило выполнение следующих обязательных условий: большая крейсерская скорость, малая посадочная скорость, значительная дальность полета и применение всех последних достижений авиационной техники.
С живейшим интересом и свойственным советской молодежи энтузиазмом приступили девушки к первой своей самостоятельной и столь ответственной работе. Во главе бригады была поставлена Марина Победоносцева. Вся работа велась под руководством и при консультации главного конструктора завода профессора Д. П. Григоровича, явившегося инициатором постройки этого самолета.
Э-2 — двухместный самолет с низко расположенным крылом, фюзеляж типа монокок, оперение свободнонесущее, крыло кессонного типа с толстой деревянной обшивкой. Лонжерон деревянный, коробчатого сечения, шасси убирающееся, оригинальной схемы, конструктивно выполненное вместе с моторными рамами, находящимися на крыле. Схема подъема шасси – тросовая.
Самолет снабжен тормозными колесами; в полете колеса убираются в обтекаемые капоты, находящиеся под моторами. Зимой колеса сменяются лыжами, которые также убираются в полете.
Самолет развивает скорость в 300 км/час. Это самый быстроходный спортивный самолет. Вследствие особых закрылков типа Цапа металлической конструкции посадочная скорость понижается до 85 км/ч.
Потолок самолета — 6000 км. Большая емкость бензиновых баков позволяет производить беспосадочные полеты на расстояние 2200 км.
Самолет полностью оборудован для ночных полетов и имеет двойное управление, что позволяет в полете вести самолет и из второй кабины и использовать его для тренировочных целей. Хвостовое оперение имеет управляемые флеттнеры, что ведет к облегчению управления.
Э-2 отличается изяществом своих форм. Выдающаяся вперед кабина рассчитана на пилота и механика или пассажира. На крыльях расположены два мотора мощностью в 120 л.с. каждый, спрятанные в обтекатели; моторные установки далеко вынесены вперед от крыла.
Кабина летчика и пассажира закрыта фонарем, который образует лимузин. Запас прочности конструкции позволяет самолету делать фигуры, что является особенно ценным при тренировочных и учебных полетах.
С целью получения лучших аэродинамических качеств, все детали конструкции, выступающие на фюзеляже, зализаны и им придана обтекаемая форма; вся поверхность самолета отшлифована и отлакирована; сделаны обтекаемые плавные переходы от фюзеляжа на крылья.
Женской бригаде пришлось немало поработать над созданием своего самолета. Успешное завершение строительства является результатом того, что Э-2 был окружен вниманием всего завода, заинтересованного в том, чтобы творческая мысль лучших представительниц завода получила свое конкретное выражение.
Директор завода т. Беленкович, технический директор т. Шекунов, начальник опытного цеха т. Коротчаев, осуществляющий строительство, и общественные организации завода — все оказали Марине Победоносцевой и ее бригаде свою помощь.
Особая роль в победе молодежной женской бригады принадлежит заслуженному деятелю авиации Д. П. Григоровичу, воспитавшему уже не одну плеяду талантливых советских конструкторов»
Самолет ДГ-55 получился вполне удачным летательным аппаратом, он имел прекрасные аэродинамические формы и был очень чисто выполнен. Летчик Александр Жуков, который испытал его (он называл его на свой манер – «девичий самолет»), позднее вспоминал:
«Отличная была машина. Скорость 300 км/ч, потолок 6000 метров. Моноплан с убирающимся шасси… Отличался изяществом форм».
К сожалению, дальнейшая судьба ДГ-55 на настоящий момент не определена. Построенный и испытанный в конце 1936 г. самолет вполне мог участвовать в гонках спортивных самолетов, проведенных Центральным аэроклубом в 1937 г. Однако никаких сведений о подготовке ДГ-55 к этим состязаниям не обнаружено.
В заключение добавим, что ДГ-55 был оснащен двумя двигателями Циррус «Гермес» мощностью по 120 л.с., с которыми обладал следующими техническими данными и расчетными характеристиками:
Размах крыла (м) | 11,0 |
Длина в линии полета (м) | 7,94 |
Высота в линии полета (м) | 3,335 |
Колея шасси (м) | 2,7 |
Площадь крыла (м²) | 13,85 |
Вес конструкции (кг) | 590 |
Полная нагрузка (кг) | 495 |
Полетный вес (кг) | 1546 |
Нагрузка на крыло (кг/м²) | 119 |
Скорость максимальная у земли (км/ч) | 296 |
Скорость максимальная на 3000 м (км/ч) | 271 |
Посадочная скорость с использованием щитков (км/ч) | 100 |
Практический потолок (м) | 5000 |
Дальность полета максимальная (км) | 2000 |
источник: Михаил Маслов «Самолеты Дмитрия Григоровича» // Авиация и космонавтика 09-2014