Самолеты для полетов через Атлантику. Поплавковые гидросамолеты Blohm und Voss Ha 139. Германия. Часть 1

2

Данный материал был переведен уважаемым коллегой NF и немного доработан мной. Перевод был выполнен в июне 2015 года.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Сегодня, когда многие привыкли к гигантским транспортным самолётам, сообщение о том, что почти 40 лет назад был сконструирован самолёт, способный перевозить 400 кг полезной нагрузки, вызвало бы лишь насмешку. Романтики вспомнят восхищено о том времени, когда многое измерялось другими величинами, чем сегодня. И все же сегодняшний технический уровень не был бы достигнут, если бы ранее медленно ступень за ступенью это развитие не продвигали бы вперёд. Для тех условий конструкция, разработанная под руководством доктора Фогта, позволяла добиться замечательных показателей, и самолёты типа На 139 нашли активное применение несмотря на то, что были построены только 3 машины этого типа:

  • • Ha 139 V1 Nordmeer (номер гражданской регистрации D-AMIE, заводской номер 181);
  • • Ha 139 V2 Nordwind (D-AJEY, зав. ном. 182);
  • • Ha 139 V3 Nordstern (D-ASTA) – несколько увеличенная версия, получившая обозначение Ha 139 B.

Перед тем как мы в следующей части статьи мы расскажем о взлёте данного самолета при помощи катапульты и представим ряд подлинных фотографий, на которых изображены изменения в конструкции этих трех машин, мы хотели бы рассказать о конструкции первых двух самолетов данного типа.

Основой для нас будет служить так называемая папка с материалами (Pressemappe), которые в годы войны были собраны компанией Blohm und Voss и к которым были приложены в небольшом количестве подходящие фотографии.

ПРИМЕНЕНИЕ

Поплавковый гидросамолёт типа На 139 предназначался для перевозки почты и грузов на большие расстояния. В первую очередь это были регионы, расположенные в северной и южной Атлантике, где подобного рода перевозками занималась немецкая авиакомпания Lufthansa AG. Три самолёта получившие названия Nordmeer, Nordwind и „Nordstern“ регулярно осуществляли полёты по следующим маршрутам:

  • • Хорта (Horta), Азорские острова, – Нью-Йорк – Северная Атлантика, 3850 км;
  • • Батерст (Bathurst), провинция Нью-Брансвик, Канада, – Ресифи, Бразилия – Южная Атлантика, 3100 км.

ОПИСАНИЕ

Немецкая авиакомпания Lufthansa AG выдала заказ на поплавковый гидросамолёт, способный выполнять перелёты с полезной нагрузкой 400 кг на расстояния 5000 км с экономической скоростью 250 км/ч. При полной взлётной массе предполагалось использовать стартовые ускорители. Взлёт с поверхности воды и соответствующие характеристики были возможны только при взлётном весе с запасом топлива, достаточным для полёта протяженностью всего 1000 км.

Для выполнения этих требований необходимо было создать самолёт с как можно меньшими размерами. В результате Ha 139 был разработан как поплавковый гидросамолёт с рядом ограничений, которые касались его характеристик при нахождении на поверхности воды. Фюзеляж имел размеры, необходимые для перевозки 500 кг почты. Для этого самолёта были выбраны наиболее экономичные дизельные двигателя типа Junkers Jumo 205 со взлётной мощностью 600 л.с.. Повышенные требования к безопасности полётов на протяженных маршрутах над Атлантикой потребовали необходимость обеспечения полёта только при двух работающих двигателях, что в свою очередь привело к силовой установке, состоявшей из четырех моторов, и потребовало уделить должное внимание аэродинамическому совершенству проекта самолета. Для того чтобы брызги не попадали в кабину пилотов и на хвостовое оперение средняя секция крыла получила излом, немного приподнимавший фюзеляж над поплавками. Данное техническое решение не создавало сложностей при производстве трубчатого лонжерона крыла. Так возник четырехмоторный низкоплан На 139 с двумя поплавками объёмом 12500 литров каждый, обеспечивавших взлёт при помощи катапульты с полным взлётным весом и взлёт с поверхности воды со сниженным полётным весом.

На 139 В представлял собой дальнейшее развитие На 139. Излом консолей крыла был немного изменён, размах крыла увеличен, фюзеляж немного приподнят. Улучшение аэродинамики обеспечило повышение лётных характеристик и возросшую дальность полёта.

Крыло по всему размаху имело постоянную длину хорды. Крыло состояло из присоединенного к фюзеляжу центроплана с резко выраженным отрицательным поперечным V и размахом 16 метров и двух консолей. На передней кромке крыла, как это было принято, крепились четыре двигателя Jumo 205.

Поперечное сечение фюзеляжа имело овальную форму. В передней части фюзеляжа самолета было установлено спасательное оборудование. За носовой оконечностью располагалась кабина состоявшего из четырех человек экипажа: двух пилотов, бортмеханика и штурмана. Сиденье бортмеханика с набором контрольно-измерительного оборудования, рычагов и переключателей располагалось по правому борту за сиденьями пилотов. По левому борту располагалось сиденье штурмана с навигационным и оборудованием, средствами связи и пеленгатором. За проходившим через фюзеляж неразъемным трубчатым лонжероном крыла располагался багажный отсек объёмом 7,5 м³. В багажном отсеке располагались место для пятого члена экипажа и туалет.

Вертикальное двухкилевое оперение, кили которого располагались в струях воздуха отбрасываемого винтами внутренних двигателей силовой установки. Брызги воды на хвостовое оперение, как правило, не попадали, поскольку оно располагалось достаточно высоко над фюзеляжем. Кили и стабилизаторы имели металлическую обшивку, рули направления и высоты имели полотняную обшивку. Рули были оснащены триммерами. На внутренней секции крыльев располагались управлявшиеся при помощи гидропривода четыре посадочных щитка.

КОНСТРУКЦИЯ САМОЛЕТА

Сварной трубчатый лонжерон центроплана крыла, имевшего размах 16 метров, был изготовлен из листовой стали Aero 70 различной толщины. Этот лонжерон воспринимал изгибающие и скручивающие нагрузки. Кроме этого к лонжерону при помощи сварки крепились два элемента, через которые передавались нагрузки от катапульты. Так же по всей длине лонжерона крыла располагались четыре больших топливных бака и одни маленький резервный бак общей емкостью 6500 литров. Баки отделялись друг от друга съёмными перегородками. Так же к лонжерону крепились фланцы, при помощи которых крыло крепилось к фюзеляжу, а также моторные рамы, крепления штанг системы управления. Поплавки крепились к лонжерону крыла при помощи приваренных к нему стальных фланцев, снабженных штуцерами (Rohrstutzen).

Нервюры крыла склепывались из U-образных профилей и соединялись лонжероном крыла при помощи стального уголкового профиля. Соединение нервюр и лонжерона также выполнялось при помощи клепки. Центроплан крыла имел обшивку из листов металла, консоли крыла покрывались полотном.

Фюзеляж самолета имел монококовую конструкцию, в которой большое количество лонжеронов дополнительно подкреплялись работающей обшивкой, воспринимавшей продольные нагрузки. Установленные поперек фюзеляжа шпангоуты за исключением двух коробчатых шпангоутов, установленных в миделевом сечении в месте пересечения лонжерона крыла, представляли собой конструкцию из уголкового профиля.

Поплавки объемом по 12500 литров каждый были разделены герметичными продольными и поперечными переборками. Доступ внутрь поплавков обеспечивался в носовой и кормовой частях при помощи переборочных клинкетов (Schottüren). С крылом поплавки соединялись при помощи снабженных штуцерами стальных фланцев. Эти свободнонесущие крепления закрывалось обтекателями. 

Двигатели на На 139 В крепились/подвешивались к крылу в четырех точках при помощи новых моторных рам по форме подобных коробке. С одной стороны двигателя крепились на эластичных элементах, с другой стороны крепёжные элементы были подобны подставкам. Подобное крепление двигателей на параллельных подпружиненных элементах очень хорошо зарекомендовало себя, поскольку двигателя работали без сильной вибрации.

радиаторы двигателей крепились на нижней поверхности крыла вне потока воздуха от воздушных винтов. Радиаторы были полуутопленными в каналах. Регулировка потока воздуха отводимого от радиаторов осуществлялась при помощи регулируемых выходных створок.

Самолеты для полетов через Атлантику. Поплавковые гидросамолеты Blohm und Voss Ha 139. Германия. Часть 1


Ha 139 V1 Nordmeer D-AMIE

Самолеты для полетов через Атлантику. Поплавковые гидросамолеты Blohm und Voss Ha 139. Германия. Часть 1
Ha 139 V2 Nordwind D-AJEY
Самолеты для полетов через Атлантику. Поплавковые гидросамолеты Blohm und Voss Ha 139. Германия. Часть 1
Ha 139 V3 Nordstern D-ASTA (он же Ha 139 B)
Самолеты для полетов через Атлантику. Поплавковые гидросамолеты Blohm und Voss Ha 139. Германия. Часть 1
Ha 139 V3/U1 после переоборудования в самолет для поиска мин
Самолеты для полетов через Атлантику. Поплавковые гидросамолеты Blohm und Voss Ha 139. Германия. Часть 1
фюзеляж. Монтаж шпангоутов
Самолеты для полетов через Атлантику. Поплавковые гидросамолеты Blohm und Voss Ha 139. Германия. Часть 1
фюзеляж. Монтаж продольной балки
Самолеты для полетов через Атлантику. Поплавковые гидросамолеты Blohm und Voss Ha 139. Германия. Часть 1
задняя часть фюзеляжа. Монтаж шпангоутов
Самолеты для полетов через Атлантику. Поплавковые гидросамолеты Blohm und Voss Ha 139. Германия. Часть 1
задняя часть фюзеляжа
Самолеты для полетов через Атлантику. Поплавковые гидросамолеты Blohm und Voss Ha 139. Германия. Часть 1
центроплан крыла в процессе постройки
Самолеты для полетов через Атлантику. Поплавковые гидросамолеты Blohm und Voss Ha 139. Германия. Часть 1
лонжерон центроплана крыла в процессе постройки
Самолеты для полетов через Атлантику. Поплавковые гидросамолеты Blohm und Voss Ha 139. Германия. Часть 1
оконечная часть лонжерона центроплана крыла
Самолеты для полетов через Атлантику. Поплавковые гидросамолеты Blohm und Voss Ha 139. Германия. Часть 1
силовой набор законцовки консоли крыла
Самолеты для полетов через Атлантику. Поплавковые гидросамолеты Blohm und Voss Ha 139. Германия. Часть 1
фюзеляж и трубчатый лонжерон крыла
Самолеты для полетов через Атлантику. Поплавковые гидросамолеты Blohm und Voss Ha 139. Германия. Часть 1
фюзеляж и часть трубчатого лонжерона крыла, проходящая через фюзеляж
Самолеты для полетов через Атлантику. Поплавковые гидросамолеты Blohm und Voss Ha 139. Германия. Часть 1
силовой набор центроплана крыла
Самолеты для полетов через Атлантику. Поплавковые гидросамолеты Blohm und Voss Ha 139. Германия. Часть 1
крепление для взлёта при помощи катапульты
Самолеты для полетов через Атлантику. Поплавковые гидросамолеты Blohm und Voss Ha 139. Германия. Часть 1
соединительные элементы внутреннего правого двигателя силовой установки
Самолеты для полетов через Атлантику. Поплавковые гидросамолеты Blohm und Voss Ha 139. Германия. Часть 1
внутренний правый двигатель
Самолеты для полетов через Атлантику. Поплавковые гидросамолеты Blohm und Voss Ha 139. Германия. Часть 1
кабина пилотов и радиорубка в процессе постройки
Самолеты для полетов через Атлантику. Поплавковые гидросамолеты Blohm und Voss Ha 139. Германия. Часть 1
внутренняя часть фюзеляжа с трубчатым лонжероном крыла
Самолеты для полетов через Атлантику. Поплавковые гидросамолеты Blohm und Voss Ha 139. Германия. Часть 1
вид из грузового отсека в направлении хвоста
Самолеты для полетов через Атлантику. Поплавковые гидросамолеты Blohm und Voss Ha 139. Германия. Часть 1
установка переборок в поплавке
Самолеты для полетов через Атлантику. Поплавковые гидросамолеты Blohm und Voss Ha 139. Германия. Часть 1
соединенные друг с другом силовые наборы стабилизатора и киля
Самолеты для полетов через Атлантику. Поплавковые гидросамолеты Blohm und Voss Ha 139. Германия. Часть 1
силовой набор законцовки крыла
Самолеты для полетов через Атлантику. Поплавковые гидросамолеты Blohm und Voss Ha 139. Германия. Часть 1
приборная доска в кабине пилотов V1
Самолеты для полетов через Атлантику. Поплавковые гидросамолеты Blohm und Voss Ha 139. Германия. Часть 1
приборная доска в кабине пилотов V2
Самолеты для полетов через Атлантику. Поплавковые гидросамолеты Blohm und Voss Ha 139. Германия. Часть 1
задняя стенка коробчатого шпангоута фюзеляжа V2
Самолеты для полетов через Атлантику. Поплавковые гидросамолеты Blohm und Voss Ha 139. Германия. Часть 1
радиооборудование V2
Самолеты для полетов через Атлантику. Поплавковые гидросамолеты Blohm und Voss Ha 139. Германия. Часть 1
аварийный радиопередатчик (Notsendeaggregat) V2
Самолеты для полетов через Атлантику. Поплавковые гидросамолеты Blohm und Voss Ha 139. Германия. Часть 1
радиооборудование за коробчатым шпангоутом V2
Самолеты для полетов через Атлантику. Поплавковые гидросамолеты Blohm und Voss Ha 139. Германия. Часть 1
кабина штурмана V2
Самолеты для полетов через Атлантику. Поплавковые гидросамолеты Blohm und Voss Ha 139. Германия. Часть 1
набор контрольно-измерительного оборудования, рычагов и переключателей рабочего места бортмеханика V2
Самолеты для полетов через Атлантику. Поплавковые гидросамолеты Blohm und Voss Ha 139. Германия. Часть 1
вид на двигатели правого борта V2

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

Ha 139 Nordmeer и Nordwind

Ha 139 B Nordstern

Экипаж, чел:

4

4

Силовая установка:

 

 

тип двигатель

Jumo 205

Jumo 205

мощность, л.с.

4 × 600

4 × 600

общая мощность, л.с.

2400

2400

расход топлива, кг/ч

280

 

Размеры:

 

 

размах крыла, м

27

29,5

длина, м

19,5

19,6

высота, м

4,5

4,8

площадь крыла, м²

117

130

Вес:

 

 

пустого, кг

10360

10410

дополнительного оборудования, кг

530

530

самолета без горючего, кг

10890

10940

топлива, кг

5350

5350

масла, кг

370

370

резервная охлаждающая жидкость, кг

90

90

экипаж, кг

320

320

полезная нагрузка, кг

480

480

взлётный вес при перелётах через Атлантику (запуск с катапульты)

17500

17550

взлётный вес при перелётах через Атлантику (взлет с поверхности воды, 3920 кг топлива)

16000

16500

Летные характеристики:

 

 

максимальная скорость на высоте 0-1000 метров, км/ч

315

325

средняя крейсерская скорость при 4×420 л.с., км/ч

260

270

посадочная скорость, км/ч

105

95

дальность полёта, км

5000

5200

максимальная дальность полета при самой экономичной крейсерской скорости, км

5300

5900

дальность полета при взлет с поверхности воды, км

3700

3850

Источник: «Atlantikflugzeug. Blohm & Voss Ha 139 und Ha 139 B» «Luftfahrt International» 19

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account