0

В 1936-1937 гг. в Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ, позже НИИ № 3 Народного комиссариата оборонной промышленности) под руководством Клейменова велись проектные работы по созданию самолетной катапульты с использованием пороховых ракет. В 1938 г. по заданию ВВС РККА в НИИ-3 НКОП по проекту профессора В. Дудакова (А.C. № 2985. “Складная подвижная катапульта с ракетным стартом”.1937 г.)  разработали полевую катапульту, позволяющую осуществить безаэродромный старт самолетов и базирующуюся на шасси тяжелого грузовика ЯГ-6. Катапульта предназначается для катапультирования небольших по размерам самолетов в условиях скрытого расположения авиационной части или при наличии неподходящей для взлета местности.

В качестве самолета, предназначенного к катапультированию, разработчики ориентировались на истребитель И-15бис. 20 октября 1938 г. директор НИИ № 3 НКОП Слонимер и начальник группы № 2 профессор Дудаков направили в адрес Н.Н.Поликарпова письмо, в котором указали, что в НИИ-3 успешно проводится испытания моделей полевой ракетной катапульты (на ней выстреливались модели самолетов весом до 150 кг) и, ввиду того, что УВВС предполагает использовать эту катапульту в первую очередь для самолета И-15, НИИ-3 приглашает Поликарпова ознакомиться с ее работой.

Катапульта предполагалась разборной, ее вес составлял 5500 кг, длина в рабочем положении — 27 метров. Применять ее предполагалось для береговой обороны, на участках, не оборудованных аэродромами. Для старта использовался 50-кг заряд специального пороха, который обеспечивал старт самолета со взлетным весом до 2500 кг при скорости до 130 км/ч и ускорении 4,5q. Вся установка монтировалась на грузовике ЯГ-6 и обладала повышенной мобильностью. Катапульта с пороховым двигателем, предназначалась для нужд береговой обороны. Так же разрабатывался и морской вариант с установкой на баржах или эсминцах, для обеспечения ПВО флота.  

Катапульту рассчитывали для запуска истребителя И-15бис и дошли уже до полноразмерного макета.

Проектные работы продолжались включительно по 1939 г. Дальше дело, однако, застопорилось. Одной из причин называлась высокая стоимость специального пороха (стоимость порохового комплекта более 1000 руб). Так же проблемы организационного характера, с которыми РНИИ столкнулся в процессе своей деятельности, не позволили тогда реализовать эту интересную задумку.   Чертежи и фотографии катапульты, к сожалению не сохранились.

Гораздо позже, в пятидесятых годах, подобную идею безаэродромного старта удалось осуществить на истребителе МиГ-19 (система СМ-30).

Дудаков Вячеслав Иванович

(1902 – 1975)

Специалист в области ракетной техники, инженер Газодинамической лаборатории (ГДЛ), начальник группы Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ), профессор, кандидат технических наук. Работы В.И. Дудакова в области ракетных ускорителей взлета самолетов, в т.ч. больших (как ТБ-1), были первыми в мире.

Альтернатива.

…проект получил развитие. На испытаниях в мае 1939 года, было произведено 26 успешных запусков истребителя И-15бис с катапульты. Катапульта доказала свою работоспособность. НКАП рекомендовала принять комплекс СКРС-2  (Самолетная катапульта ракетного старта) на вооружение с истребителем И-153. Планер самолета дополнительно усилили, а под фюзеляжем разместили крепления для установки на подвижные салазки катапульты. Всего было переоборудовано 80 машин. Учитывая большой вес катапульты для ЯГ-6, в качестве носителя катапульты был выбран 8-тонный грузовик ЯГ-10. Комплекс СКРС-2, состоял из грузовика ЯГ-10 с катапультой и грузовика ЯГ-6 перевозящего самолет И-153, топливо и стартовую команду из 8 человек.

Развертывание комплекса на местности занимало 15 минут.

Комплексы СКРС-2 поступили на вооружение ВВС СФ,БФ,ЧФ. Всего до войны было произведено 46 наземных комплексов СКРС-2.  В начале войны, истребители И-153 комплекса, обеспечивали обьектную ПВО военно морских баз и промышленных обьектов прибрежных городов. На Балтийском море успешно пременялась тактика "истребительных засад".

Самолетная катапульта В.Дудакова. Проект. 1938 г.

Для обеспечения ПВО флота, на базе катапульты СКРС-2 был создан корабельный вариант катапульты, для установки на эскадренных миноносцах проекта 7 — 7У. Первым носителем стал эсминец "Гневный". Катапульта устанавливалась на кормовой надстройке вместо 130 мм орудия Б-13-2. Эсминец нес два корабельных истребителя И-153. Самолетная катапульта была смонтирована на 6-й эсминцах БФ, 8-и СФ и 5-и ЧФ.

Старт происходил следующим образом: механик самолета запускал и прогревал двигатель, тем временем команда освобождала самолет, зачаленный на случай шторма. После этого летчик забирался в кабину и пристегивался. Механик освобождал последнее крепление – контровочные штифты – и демонстрировал их пилоту и ответственному за запуск офицеру. Летчик выпускал закрылки, давал полный газ и, держа самолет на тормозах, поплотнее прижимался затылком к заголовнику кресла: перегрузка при старте достигала четырех единиц. После условного сигнала, взмаха руки летчика, офицер считал до трех и включал зажигание твердотопливных ускорителей…

Вернуться на корабль самолет уже не мог. После выполнения боевой задачи пилот должен был дотянуть на остатках топлива до ближайшего аэродрома. Если такой возможности не представлялось, то после израсходования горючего летчику оставалось выброситься с парашютом или приводнить самолет поблизости от своих кораблей. Таким образом, истребитель был практически «одноразовым». При этом в случае успешного выполнения задания затея себя полностью окупала.

Самолетная катапульта В.Дудакова. Проект. 1938 г.

Первое боевое использование корабельной системы произошло во время набегов ЧФ на румынскую Констанцу. Коробельные истребители с эсминцев "Смышленный" и " Сообразительный", cбили 8 немецких самолетов, успешно обеспечивая ПВО соеденения. Активно пременялась во время обороны Одессы и Севастополя. Аналогично успешно действовали и эсминцы-авианосцы Балтийского и Северных флотов.

Так же, уже во время войны, для обеспечения ПВО конвоев, на Северном флоте катапульты Дудакова были устанавлены на нескольких сухогрузах и других транспортных судах.

Источник: Е. С. Щетинков. ОСНОВНЫЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТ РНИИ В ПЕРИОД 1933-1942 гг.

«Король истребителей». Боевые самолеты Поликарпова.

 Реконструкция: Сергей Сыч

С уважением, Сергей Сыч

www.alternathistory.ru/blog/Serg

Подписаться
Уведомить о
guest

18 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account